Природоведение птицы 2 класс

Природоведение птицы 2 класс

Автор: Белицкая Светлана Анатольевна

Организация: МБОУ «Буретская СОШ»

Населенный пункт: Иркутская область, с. Буреть

Конспект урока окружающего мира

УМК: «Перспективная начальная школа».

Класс: 2 класс.

Тема: Птицы.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель: Познакомить с особенностями птиц. Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание

  1. Познакомить детей с птицами, с голосами птиц, с особенностями их поведения
  2. Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала
  3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты.

  • называть признаки птиц, выделять главный из них;
  • учиться слушать и находить ответы в рассказе;
  • учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;
  • учиться сравнивать, находить общее и различное.

Универсальные учебные действия.

  • развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
  • уметь озвучивать правила и следовать им;
  • уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • умение давать определение понятиям;
  • учиться анализировать и сравнивать;
  • учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
  • учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
  • уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
  • уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока:

  • цветные карандаши;
  • карточки с заданиями для работы в группе и индивидуальной работе;
  • карточки для самооценки работы
  • мультимедийная презентация к уроку.
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • смарт-доска

Как приятно, что при встрече

С добрым утром! С добрым утром!

Я вам тоже желаю доброго утра,

Пусть у вас всё получится!

— Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу!

— Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется «Животный мир». И сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

  1. Самоопределение к деятельности.
  1. Информация о свойстве летать. Просмотр видео.

Ребята, мы просмотрели с вами видеофильм.

-Давайте, сформулируем тему нашего урока.

(формулируют тему урока. Тема: Птицы).

— О какой способности птиц вы узнали из фильма? (летать).

  1. Работа по иллюстрации учебника (стр. 21) иллюстрация на слайде.
  • Ребята, рассмотрите фотографии. НА ДОСКЕ
Читайте также:  Видят ли птицы желтый цвет

-Какие животные здесь изображены? (летучая мышь, бабочка, лебедь, пингвин).

— Что общего у этих всех животных? (они умеют летать).

— Можно ли их отнести к одной группе? (нет).

3. Постановка проблемного вопроса.

— А какое животное мы отнесём к птицам? (лебедь, пингвин).

— Но ведь пингвин не летает.

— А бабочка и летучая мышь – летают, но они не птицы.

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Значит, умение летать – не главный отличительный признак птиц.

— Что необходимо нам выяснить? Дети: (Какой отличительный признак имеют птицы)

4. Проведение исследования. Работа в группах.

— Исходя из этого, проведём исследование о главных признаках птиц. Мы с вами сегодня поработаем учёными, которые изучают птиц. Таких учёных называют — орнитологи. Он должен быть наблюдательным. Всё записывать в специальный блокнот.

— Ребята, вы разделены на 5 групп. Вам, необходимо будет собрать информацию, следуя по маршрутной карте и выполнить задания по инструкции. Каждый пункт исследования обозначен номером.

  • Согласно маршрутной карте вы будете подходить к определённому пункту. Повторим правила работы в группе. (у меня памятка).

Пункт № 1: «Виды птиц и строение клюва». Работают с видео (птицы с разными клювами).

Зерноядные: клюв короткий и крепкий.

Насекомоядные: клюв тонкий и острый.

Всеядные: клюв острый и крепкий.

Водоплавающие: имеют широкий плоский клюв

Пункт № 2: «Для чего птицам перья?». Исследование. Проводят опыты.

Инструкция: (детей)

Проведите исследование и запишите выводы

1 опыт — Возьмите покровное перо и опустим его в воду. Вода с него скатилась.

Вода с него скатилась. Покровные перья спасают от намокания.

2 опыт Возьмите пуховое перо. Прислоните к руке или к щеке. Что вы чувствуете?

Мягкое, пушистое. Стало тепло.

3 опыт — Возьмите маховое перо и подбросьте его. Как оно падает.

Медленно падает.

4 опыт — Возьмите рулевое перо и подбросьте его. Как оно падает. Стукните пёрышком по руке. Почувствовали боль или нет? Почему?

Медленно падает.

Вывод: Перья помогают птице взлететь, держаться на воздухе, сохраняют тепло, предохраняют от ушибов, намокания.

Пункт № 3 – «Зачем птицам летать?». Работать с текстом.

Найдите слова-действия, которые относятся к слову «летать».

Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

  • строить гнёзда повыше;
  • добираться до тёплых стран;
  • спасаться от врагов;
  • высматривать добычу на земле;
  • ловить в воздухе добычу;
Читайте также:  Ест ли сорока птиц

Пункт № 4 – «Что означают звуки птиц?». Просмотр видеофрагмента смешанного.

  • переговариваются
  • удовольствие
  • опасность
  • созывающий их вместе
  • потерявшихся вернуться в стаю

— Прослушай и запишите, что означают звуки птиц.

Пункт № 5 – «Значение птиц в жизни природы и человека». Презентация

  1. Просмотрите видеосюжет.
  2. Найди слова – действия, которые относятся к словам «природа и человек».
  • распространение семян
  • опыляют
  • истребляют насекомых
  • уничтожают грызунов
  • промысловая и спортивная охота.

5. Подведение итогов работы групп. Обсуждение результатов исследования.

1 группа : «Виды птиц и строение клюва».

2 группа: «Для чего птицам перья».

3 группа: «Зачем птицам летать?».

4 группа: «Что означают звуки птиц».

5 группа: «Значение птиц в жизни природы и человека».

-Сейчас подведём итог нашего исследования. 1 группа расскажет нам об исследовании в 1 пункте. Остальные орнитологи должны внимательно слушать, так как возможно вам будет, что добавить.

В маршрутном листе допишите, если услышите что — то новое.

— Давайте отдохнёт. Сядем за парты, закроем глаза, побываем в лесу и насладимся пением птиц.

5. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа в индивидуальных картах. Индивидуальная запись признаков птиц.

(фронтальная работа. Называем признаки присущие птицам).

— Исходя из исследования, определим и запишем основные признаки птиц в индивидуальную листы орнитолога.

Вывод: У птиц есть клюв, имеют оперение, они летают, издают звуки.

2. Возвращение к гипотезе

— Ребята, давайте вернёмся к нашим картинкам на доске.

— Почему же всё — таки пингвина называют птицей, он ведь не летает.

— Почему бабочка и летучая мышь летают, но они не птицы.

— Можем ли мы теперь назвать главный признак, который отличает птиц от других животных? ДА

— Какой? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. Ещё их называют пернатыми.)

— В начале урока мы посмотрели видеосюжет о том, что человек подсмотрев в птице способность летать — изобрёл самолёт.

— Сейчас я вам предлагаю выполнить здание «Соотнеси». Что же ещё человек создал, увидев в природе.

— Подумайте и соедините стрелками?

Между пуховыми перьями содержится много воздуха. Сохраняет тепло.

С помощью клюва птица легко вытаскивает из мягкой почвы добычу. Что создал человек?

Читайте также:  Какие птицы парят воздухе

6. Этап первичная проверка понимания

Проверим, как внимательно вы слушали отчёт о работе своих товарищей по группам и запомнили те сведения, которые узнали о птицах. (Листы с проверочными заданиями у каждого ученика)

Выберите верное утверждение:

А) у всех птиц тело покрыто перьями

Г) у всех птиц отсутствуют пуховые перья

Какие виды перьев птиц Вы знаете?

А) маховые, рулевые, пуховые, покровные

Б) маховые, чешуйчатые, рулевые

В) перьевые, маховые, пуховые

Г) чешуйчатые, пуховые, покровные

Почему птиц называют «пернатыми»?

Отметь главный признак птиц

Какие перья спасают птиц от намокания?

Проверка: На Слайде

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

— Ребята, сегодня вы работали орнитологами. Я хочу подарить вам блокноты, в которых будете выполнять домашнее задание. А задание будет такое: запишите свои наблюдения за птицами.

— Великие открытия совершаются исходя из наблюдений за природой. Я желаю вам быть наблюдателями и хранителями природы.

8. Рефлексия.

Я благодарю вас за урок и попрошу продолжить фразу:

Опубликовано: 06.10.2022
Мои заявки
Диплом автора журнала «Современный урок»

Диплом автора журнала «Современный урок»

Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса

Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Регистрация в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Регистрация в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Регистрация Российской книжной палаты, международный стандартный серийный номер ISSN: 2713-282X

Регистрация Российской книжной палаты, международный стандартный серийный номер ISSN: 2713-282X

© 2010 – 2023, Всероссийский педагогический журнал «Современный урок »
ISSN: 2713 – 282X, УДК 371.321.1(051), ББК 74.202.701, Авт. знак С56
Лицензия на образовательную деятельность № 041875 от 29.12.2021
СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65249 от 01.04.2016
Для писем: 125222, Москва, a/я 8
Телефон: +7 (925) 664-32-11
E-mail: [email protected]

Источник

5. Птицы

Перья защищают птиц от холода и жары. Температура тела птицы всегда одинаковая . Она не зависит от температуры среды, поэтому птицы могут жить там, где бывают морозы.

У птиц две ноги и два крыла . С помощью крыльев большинство птиц может летать.

seagull-1359799_640.jpg

Некоторые птицы не летают. Например, страус не может летать, зато он очень быстро бегает.

bouquet-1418792_640.jpg

penguin-5502396_640.jpg

У птиц нет зубов. Пищу они добывают с помощью клюва . Клювом птицы кормят птенцов, чистят оперенье.

bird-2823763_640.jpg

Птицы питаются разной пищей. Некоторые поедают части растений (голуби, воробьи, куропатки). Другие ловят насекомых (ласточки, дятлы, синицы). Хищные птицы охотятся на мышей, зайцев, других птиц (орлы, коршуны, совы). А вороны и чайки всеядные.

В отличие от пресмыкающихся птицы насиживают яйца , согревая их своим теплом.

eider-duck-2020993_640.jpg

Источник

Оцените статью