Тема 1.1. Потребители и рынок
Концепция маркетинга базируется на утверждении, что в основе деятельности производителя должны лежать знания о потребностях людей, и задача производителя заключается в достижении своих целей через удовлетворение этих потребностей более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, методами. Именно лучшее предложение должно решить исход борьбы за деньги потребителей.
Таким образом, исследования рынка, имеющие своей задачей раскрытие потребностей покупателей, и выпуск более качественной, чем у конкурентов, продукции занимают ведущее место в деятельности производителя.
Изучение потребителей проводится фирмой с целью определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров, и сформировать свой целевой рынок. С одной стороны, целевой рынок — рынок, выбранный в результате исследования рынков, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности (прибыли или других критериев цели вывода на рынок товара или услуги).
С другой стороны , целевой рынок ( target market ) — совокупность покупателей, имеющих общие потребности и нужды, которые компания намерена обслужить.
Анализ развития рынка в контексте пяти сил конкуренции по Портеру позволяет предвидеть некоторые изменения в поведении потребителей. Во-первых, будет меняться уровень спроса.
Второе предсказуемое изменение состоит в неизбежности возрастания уровня ожиданийпотребителей относительно товара. Наконец, чувствительность потребителей к цене определяется тремя факторами. Во-первых, с развитием рынка их осведомленность о товаре повышается, покупатели хотели бы, чтобы он продавался повсеместно. Во-вторых, появляется возможность выбора продукции, предлагаемой множеством конкурирующих фирм. В-третьих, по мере развития рынка для сохранения тенденции его роста компании должны осваивать новые целевые сегменты чувствительных к цене товара потребителей.
Ключевые понятия.
Потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Рынок организационных покупателей— организации, покупающие продукцию (услуги) производственного назначения, и торговые посредники.
Потребительская культура — это совокупность исторически сложившегося уровня потребности человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей.
Покупательское поведение— поведение потребителя в процессе принятия решения о покупке в различных ситуациях и обстоятельствах.
Различается четыре типа покупательского поведения: сложное, неуверенное, поисковое, привычное.
Сложное покупательское поведение — тип покупательского поведения в ситуации, когда высокая степень вовлечения сопровождается существенными различиями между разными марками товара.
Неуверенное покупательское поведение — тип покупательского поведения в ситуации, когда при высокой степени вовлечения разница между разными марками товара ощутима мало.
Поисковое покупательское поведение — тип покупательского поведения в ситуации, когда низкая степень вовлечения потребителя сопровождается существенными различиями между разными марками товара.
Привычное покупательское поведение — тип покупательского поведения в ситуации, когда низкая степень вовлечения потребителя сопровождается малоощутимой разницей между разными марками товара.
Цель маркетинговых коммуникаций — воздействие на поведение покупателей. Для того чтобы определить диапазон этого влияния и добиться наибольшей его эффективности, необходимо изучить природу покупательского поведения: что влияет на поведение покупателей? Кто воздействует на решение о покупке? Каким образом покупатели принимают решения?
Мотивация покупателей. Как на потребителей, так и на покупателей товаров производственного назначения оказывают влияние два типа факторов: социальные и коммерческие. Основные социальные факторы находятся вне пределов контроля компании, а коммерческие факторы определяются используемыми компанией и ее конкурентами маркетинговыми тактическими приемами воздействий на покупательское поведение.
Методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных. Необходимая информация может содержаться как во внутренних, так и во внешних источниках.
Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».
Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.
Источник
Выбор варианта контрольной работы:
Каждый студент выбирает вариант контрольной работы по начальной букве фамилии из прилагаемой таблицы:
При неудовлетворительной оценке, студенту необходимо выполнить доработку полученных замечаний или самостоятельно написать контрольную работу по теме, согласованной с преподавателем.
Вариант 1.
Концепция культуры, ее структура.
Вариант 2.
- Маркетинговая стратегия как современный подход к работе с потребителем.
- Факторы внешнего влияния на поведение потребителей как условия макро- и микросреды
- Тест. Основными предпосылками для развития концепции маркетинга являются условия, которые сложились сегодня на рынках целого ряда стран:
А. Превышение предложения над спросом, т.е. наличие насыщенного товарами рынка
Б. Развитая конкуренция товаропроизводителей, развитая рыночная инфраструктура
В. Ужесточение государственного регулирования экономики
Г. Постоянно растущие потребности, увеличение спроса и рост жизненного уровня населения
Вариант 3.
- Повторные покупки и формирование приверженности потребителя конкретной торговой фирме.
- Характеристика основных послепокупочных социальных процессов.
- Тест. Целевой рынок — рынок, выбранный в результате исследования рынков, характеризуется:
А. Общими потребностями и нуждами, которые компания намерена обслужить
Б. Минимальными расходами на маркетинг
В. Обеспечением для фирмы основную долю результата ее деятельности
Г. Методикой рыночных исследований
- Понятие об «Организационном покупателе».
- Определение межличностной коммуникации «из уст в уста».
- Тест. Общий объем продаж определяется:
Б. Частотой совершаемых ими покупок
- Кросс – культурные и глобальные маркетинговые стратегии.
- Типы коммуникаций потребителей.
- Тест. Чувствительность потребителей к цене определяется:
А. Осведомленностью о товаре
Б. Расширением возможности выбора продукции
В. Потребительскими качествами продукции
Г. Функциональными отличиями в товаре
- Классификация культурных ценностей потребителя
- Характеристика «влиятелей» как лидеров мнений.
- Тест. Инновационное репозиционирование – это:
А. Дополнительные свойства товара
Б. Изменение прежнего позиционирования товара
Г. Реструктуризация производства
- Понятие «социальная стратификация общества» и концепция социального класса.
- Детерминанты социального класса и социального статуса потребителя
- Тест. Рынок организационных покупателей – это совокупность отдельных лиц и домохозяйств, покупающих или приобретающих иным способом товары и услуги для личного потребления.
- Понятие «Референтная группа» и ее значение для потребительского поведения.
- Восприятие и обработка информации потребителем как основа механизма принятия решения о покупке.
- Тест. Определите правильный набор типов покупательского поведения:
А. Сложное, неуверенное, поисковое, привычное
Б. Предсказуемое, уверенное, привычное
В. Непредсказуемое, сложное, импульсивное
Г. Сложное, определенное, уверенное, стабильное
- Понятие «малая группа» и классификация групповой принадлежности потребителя.
- Домохозяйство как основная единица потребителя товаров и услуг.
- Тест. Природу покупательского поведения определяет:
А. Что влияет на поведение покупателей?
Б. Кто воздействует на решение о покупке?
В. Каким образом покупатели принимают решения?
Г. Когда принимается решение о покупке?
- Понятие об «экспозиции», внимании и памяти как элементах процесса восприятия информации о потребителе.
- Механизм принятия потребителем решения о покупке.
- Тест. Может ли человек с возрастом менять принадлежность к той или иной референтной группе?
- Классификация ролей по принятию домохозяйством решения о покупке.
- Мотивация потребителя.
- Тест. Референтные группы делятся на несколько видов:
- Понятие о персональных ценностях потребителя (ценностных ориентациях).
- Процесс внимания как элемент экспозиции.
- Тест. Основой сегментации является разделение рынка на группы потребителей.
- Понятие о личности, ее внешняя и внутренняя структура.
- Основные мотивационные теории.
- Тест. Результатами сегментации потребителей являются:
А. Быстрая адаптация к запросам покупателей и максимальное их удовлетворение
Б. Выявление неудовлетворенного спроса, позволяющего вносить необходимые коррективы в маркетинговые стратегии
В. Органическая увязка концепции нового товара со стратегией жизненного цикла в целевом сегменте
Г. Ослабление конкурентных преимуществ компании
- Понятие об иррациональном поведении потребителя.
- Характеристика эмоциональной сферы поведения потребителя.
- Тест. Какой элемент не относится к критериям сегментации –
А. Статус постоянного клиента
- Понятие об «отношении потребителя к продукту».
- Характеристика типов ситуации: коммуникационная ситуация, ситуации покупки и ее использования.
- Тест. Что включается в психографический признак сегмента –
Г. Степень нуждаемости в покупке
- Понятие об уровне информированности (знаниях) потребителя о товаре, условиях его приобретения и использования.
- Сущность потребительского решения о покупке как оценка различных атрибутов продукта.
- Тест. Характерная черта домашнего хозяйства – это:
Источник