Природу познания изучает гносеология

Глава 2. Гносеология или теория познание, его субъект и объект, его предмет и проблемы

Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д.

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

Читайте также:  Основные направления экспорта природно

В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в сферах философского и научного познаний.

Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.

Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Вопрос об отражении тесно связан с вопросом о творческой природе познания. Механическое копирование, где и кем бы оно ни осуществлялось, исключает творческую свободу личности, за что его и критиковали многие философы. Нередко ставился вопрос: либо процесс познания есть отражение (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание всегда есть творчество (и тогда оно не отражение). На самом деле, указанная дилемма является, по существу, ложной. Лишь при поверхностном, одностороннем и абстрактном понимании познания, когда абсолютизируется либо одна, либо другая его грань, возможно противопоставление отражения и творчества. Творчество есть специфический человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество – созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. Важную роль в творчестве играют воображение и интуиция.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при художественном или обыденном познании.

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления.

Читайте также:  Количество тепла выделяемое при сгорании природного газа

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию.

Источник

Гносеология и круг ее проблем

Термин «гносеология» образуется от двух греческих слов: «гносео» — «знаю» и «логос» — «слово».

Основная задача гносеологии – выявить общие и необходимые свойства и закономерности познавательной деятельности, составить целостное представление о нем. Для этого гносеологии необходимо исследовать разнообразные типы познания, начиная обыденным, повседневным и доходя до сложнейших форм мистического и научного познания.

Изначально изученной информации являлось составной частью философских изысканий, позднее выделившись в отдельную сферу. В философии гносеология является разделом, который занимается изучением границ личностного познания. Он сопутствует основной ветви с самого начала ее возникновения. Как только люди смогли открыть для себя новый вид духовной работы и творчества, сразу возник ряд сомнений о подтверждении подлинности получаемых знаний, начали противопоставлять поверхностные данные и глубинный смысл.

Теория гносеологии не сразу сформировалась в своем окончательном варианте, ее четкие очертания можно отследить уже в философии античности. Тогда же начали появляться формы и виды познания, а также провели анализ доказательности знания и рассмотрели вопросы, касающиеся обретения истинного знания, которые и привели к развитию скептицизма – отдельного течения внутри дисциплины. В Средних веках из-за изобретения мировоззрения религиозного оттенка гносеология начала противопоставлять способности разума божественному откровению. Благодаря сложности задачи в этом периоде дисциплина значительно продвинулась.

На заложенном фундаменте в период Нового времени произошли существенные изменения в философской науке, которые поставили проблему познания на первый план. Был создан классический тип науки, которая в 1832 году была названа гносеология. Такой рывок был возможен только благодаря переосмыслению человеком своего места в мире, он перестает быть просто игрушкой в руках каких-то высших сил и приобретает собственные волю и ответственность.

Круг проблем гносеологии

Богатая история гносеологии и разнообразие философских школ ставят перед ней много вопросов, на которые требуется дать ответ. К основным проблемам гносеологии относят следующие:

  1. Причины познания – предполагает уточнение предпосылок к поиску объяснений происходящих событий. Принято считать, что предпосылками является потребность предугадать грядущие события при высокой сложность системы, без чего будет постоянно запаздывать ответ на новые вопросы.
  2. Условия получения знаний – включают три компонента: природу, человека и форму отображения реальности при узнавании.
  3. Поиск источника знания – гносеологией данный вопрос изучается через несколько задач, которыми должно обеспечиваться представление о начальном носителе информации, то есть об объекте познания.
Читайте также:  Бионика эскулапы от природы

В процессе совершенствования философской мысли было выделено несколько направлений гносеологии:

  • Наивный реализм: мерило истины – это органы чувств, разница человеческого восприятия и реального положения вещей отсутствует.
  • Сенсуализм – познание, основанное только на чувствах, если они отсутствуют, то информация в разуме не появится, так как человек базируется только на чувствах, считая, что за их пределами мира нет.
  • Рационализм – истинное знание может быть получено только через разум, не учитывая данные, которые передаются от органов чувств, которые искажают действительность.
  • Скептицизм – предполагает сомнения в каждом из пунктов знания, требует не соглашаться с авторитетным мнением, пока не произведет собственную оценку.
  • Агностицизм – предполагает невозможность полного изучения мира и чувств, а разум предоставляет лишь обрывочные знания, которых мало, чтобы получить полную картину.
  • Когнитивный оптимизм – делает возможным получение исчерпывающего знания об окружающем мире.

Современная гносеология

Наука не может долго оставаться в стагнации, так как в процессе своего развития на нее оказывают воздействие другие дисциплины. На сегодняшний день новыми направлениями в гносеологии можно считать когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм, которые принято рассматривать на стыке нескольких дисциплин. Помимо философии сюда принято относить психологию, методологию, информатику, историю науки и логику. Можно предположить, что такого рода синтез подходов помогает более глубоко разбираться в проблеме, уходя при этом от поверхностного изучения.

Сущность познавательного интереса человечества к окружающему его миру составляет отражение действительности. Происхождение сознания само по себе органически связано с одним из всеобщих свойств материи – отражением. Отражение, как свойство сознания проявляется в его специфических и развитых формах тем, что человеческий мозг, при взаимодействии с внешним миром посредством органов чувств и нервной системы, способен отражать его.

Однако самим таким взаимодействием предполагается наличие контакта человека и окружающего его мира, формы и характер которого определяются его опытом и социальной практикой. То есть, у познавательного отношения человека к миру имеет социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания является, по сути, сложным диалектическим взаимодействием между объектом и субъектом. В качестве объекта познания может выступать не только природа, но общество. Как субъект познания рассматривается человек, в каждую из эпох его существования, а отдельный человек часто принимает на себя роль субъекта познания в качестве его представителя.

Источник

Оцените статью