Природы праздный соглядатай люблю

Лев Лосев, Афанасий Фет, сонеты

Сомнительный штаб-ротмистр Фет
Следит за ласточкой стремительной,
За бабочкой, и мир растительный
Его вниманием согрет.

Все это — матерьял строительный,
И можно выстроить сонет.
И из редакции пакет
Придет с купюрой убедительной,

И можно выстроить амбар,
А то ведь старый подгнивает.
Читатель, вздувши самовар,

В раздумье чай свой допивает:
«Где этот жид раздобывает
Столь восхитительный товар ?»

Note: Последние две строчки — чуть ли не буквальная цитата из дневника Л.Н.Толстого, и относится к стихам Фета.

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Афанасий Фет — Ласточки: Стих

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя,-
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Читайте также:  Понятие окружающей природной среды экологическое право

Анализ стихотворения «Ласточки» Фета

Мастер пейзажа, чистых красок Афанасий Афанасьевич Фет в своих «Ласточках» сравнивает дерзание человека в творчестве с полетом птицы.

Стихотворение датируется 1884 годом. Автору его в эту пору уже исполнилось 64 года, он занят выпуском своих произведений в нескольких книгах, публикует переводы латинских корифеев искусств, женат, пожинает плоды хорошо налаженного быта, хозяйства в усадьбе. Жанр – пейзажный, размер – ямбический с перекрестной рифмой, 4 строфы. Рифмы есть и открытые, и закрытые. Лексика возвышенная. Лирический герой здесь – сам размышляющий автор. «Праздный соглядатай»: чуть насмешливо по отношению к самому себе. Наблюдатель, созерцатель. «Люблю»: экспрессия в глаголе передает эмоции поэта. «Стрельчатой»: почти архитектурный эпитет к крылу ласточки. Во втором четверостишии птица опасно снижается, скользит чуть ли не мимо окон. Поэт встревожен ее смелостью, боится, что «чуждая стихия» (коварно прозрачное стекло) остановит этот самозабвенный полет. И вновь индивидуально-авторский эпитет: молниевидного. Понятно, что птица для автора – образ мечты, вдохновения, творчества. В третьей строфе он именно об этом и вопрошает: не таково ли вдохновенье? Совершенство некоторых произведений искусства (а среди них и стихи его задушевного друга Ф. Тютчева) наводит его на такие мысли. Нельзя объяснить шедевр до конца, но можно прочувствовать сердцем, учиться у него понимать красоту, любить чистоту и простоту. В заключительном четверостишии он развивает эту догадку до логического конца. Он уже не скрывается за коллективным «я» всего человечества. «Сосуд скудельный»: библейская цитата. То есть, негодный, худой раб, слабый человек. Так именует себя поэт. «На запретный путь»: выйти из круга суеты, забот сегодняшнего дня, парить в вышине, не боясь мнения людей. Опять лексической повтор на тему разрушительной стихии. Оказывается, поэты находятся на грани гибели, порой и не подозревая об этом, совсем как беспечные птицы в небе. «Хоть каплю зачерпнуть?» — таким вопросом он завершает свое произведение. Его находки и открытия скромны, а поэтический голос негромок, однако А. Фет надеется, что и в них чуткое сердце способно различить свет и переливы истинных творений. Эпитеты: беспредельной, вечереющим, темная. Третья строфа – с многосоюзием и ключевым сравнением, кульминацией стихотворения.

«Ласточки» А. Фета относятся к поздней лирики поэта. В нем автор размышляет о тайнах искусства и предназначении поэта.

Источник

Ласточки

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Читайте также:  Уралсиб паи природные ресурсы

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

👼 Ласточки (Природы праздный соглядатай. )

Картина

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя,-
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

👼 Афанасий Фет большой мастер пейзажной лирики, но на позднем этапе творчества он всё чаще смешивает несколько жанров в своих стихотворениях, часто добавляя к ним ностальгические или философские нотки. Не исключение стих «Ласточки», написанный в 1884 году, где мы видим в качестве основы пейзажные образы и в качестве бонуса философию.

На момент написания произведения Фету-Шеншину 64 года и позади бурная и насыщенная жизнь.

Была в ней и большая любовь, которая не получила продолжения, отчасти из-за меркантильности поэта, отчасти из-за трагической гибели Марии Лазич.

Был в жизни и брак по расчету, и управление имением, купленным кстати на приданное жены.

Сейчас почти все это в прошлом и автору строк хочется в него заглянуть, в чем помогает наблюдение за ласточками, за их стремительным полетом. Они же помогают оценить и собственное творчество, найти в нём ошибки и подкорректировать путь.

Анализ по строфам

☝ В первом катрене лирический герой признается, что он лишь праздный соглядатай природы, но умеет подмечать тонкости мира и часто следит за полетом ласточек.

Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой…

Они нередко разрывают воздух над вечерним прудом и притягивают глаз стремительностью своего полета, манят своим стрельчатым контуром.

Читайте также:  Запасы основных видов природных ресурсов

Иногда лирическому герою, за образом которого виднеется борода Фета, кажется, что полет ласточек опасен, ведь они пролетают буквально в сантиметрах над водой и могут стать жертвой водной глади.

И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила…

Однако такой риск имеет цену, и эта цена жизнь птицы, ведь над водой она ловит мошек и комаров, что есть пища и средство для существования, для очередного полета.

Так и человек, часто он идет на риск, чтобы остаться к струе жизни, чтобы ещё иметь пространство для её продолжения.

☝ В третьей строфе-катрене Фет через лирического героя сравнивает полет ласточки с вдохновением человека, где часто нужно ходить по грани, чтобы после тебя на бумаге осталось не банальное бла-бла, а великое творение.

Сравнение полета с творчеством продолжается и в финальной строфе, где автор называет себя «скудельным сосудом, но не потерявшим желания идти вперед и желающим зачерпнуть хоть децл стихии, хоть каплю вдохновения из запретной стихии.

Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Через образ ласточки Фет пытается показать стремления главного героя, его тягу к запретной стихии полета, его желание подняться над землей подобно Икару, но не опалить крылья под софитами солнца.

Рифмы, тропы и композиция

Про жанр стихотворения написано выше (пейзажно-философская лирика), стихотворный размер четырехстопный ямб, а рифмовка перекрестная (соглядатай – кругом – стрельчатой – прудом), где во второй и третьей строфе все рифмы открытые, а в первой и четвертой закрытые.

☝ Композиция состоит из двух частей – в первой пейзажная зарисовка, во второй рассуждение о смелости ласточки и сравнение её полета с творчеством – оба на грани фола.

Из средств выразительности отметим:

  1. ✔ Эпитеты (ласточка стрельчатая, вечереющий пруд, молниевидное крыло, темная струя, запретный путь).
  2. ✔ Метафоры (скудельный сосуд, «стихии чуждой… каплю зачерпнуть»).
  3. ✔ Инверсии (ласточка стрельчатая, сосуд скудельный).

Заканчивается стих риторическим вопросом, что подчеркивает его философское наполнение и поиск ответов для понимания бытия.

Читает Сергей Чонишвили

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Владимир Набоков
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Источник

Оцените статью