Лев Лосев, Афанасий Фет, сонеты
Сомнительный штаб-ротмистр Фет
Следит за ласточкой стремительной,
За бабочкой, и мир растительный
Его вниманием согрет.
Все это — матерьял строительный,
И можно выстроить сонет.
И из редакции пакет
Придет с купюрой убедительной,
И можно выстроить амбар,
А то ведь старый подгнивает.
Читатель, вздувши самовар,
В раздумье чай свой допивает:
«Где этот жид раздобывает
Столь восхитительный товар ?»
Note: Последние две строчки — чуть ли не буквальная цитата из дневника Л.Н.Толстого, и относится к стихам Фета.
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Афанасий Фет — Ласточки: Стих
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя,-
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Анализ стихотворения «Ласточки» Фета
Мастер пейзажа, чистых красок Афанасий Афанасьевич Фет в своих «Ласточках» сравнивает дерзание человека в творчестве с полетом птицы.
Стихотворение датируется 1884 годом. Автору его в эту пору уже исполнилось 64 года, он занят выпуском своих произведений в нескольких книгах, публикует переводы латинских корифеев искусств, женат, пожинает плоды хорошо налаженного быта, хозяйства в усадьбе. Жанр – пейзажный, размер – ямбический с перекрестной рифмой, 4 строфы. Рифмы есть и открытые, и закрытые. Лексика возвышенная. Лирический герой здесь – сам размышляющий автор. «Праздный соглядатай»: чуть насмешливо по отношению к самому себе. Наблюдатель, созерцатель. «Люблю»: экспрессия в глаголе передает эмоции поэта. «Стрельчатой»: почти архитектурный эпитет к крылу ласточки. Во втором четверостишии птица опасно снижается, скользит чуть ли не мимо окон. Поэт встревожен ее смелостью, боится, что «чуждая стихия» (коварно прозрачное стекло) остановит этот самозабвенный полет. И вновь индивидуально-авторский эпитет: молниевидного. Понятно, что птица для автора – образ мечты, вдохновения, творчества. В третьей строфе он именно об этом и вопрошает: не таково ли вдохновенье? Совершенство некоторых произведений искусства (а среди них и стихи его задушевного друга Ф. Тютчева) наводит его на такие мысли. Нельзя объяснить шедевр до конца, но можно прочувствовать сердцем, учиться у него понимать красоту, любить чистоту и простоту. В заключительном четверостишии он развивает эту догадку до логического конца. Он уже не скрывается за коллективным «я» всего человечества. «Сосуд скудельный»: библейская цитата. То есть, негодный, худой раб, слабый человек. Так именует себя поэт. «На запретный путь»: выйти из круга суеты, забот сегодняшнего дня, парить в вышине, не боясь мнения людей. Опять лексической повтор на тему разрушительной стихии. Оказывается, поэты находятся на грани гибели, порой и не подозревая об этом, совсем как беспечные птицы в небе. «Хоть каплю зачерпнуть?» — таким вопросом он завершает свое произведение. Его находки и открытия скромны, а поэтический голос негромок, однако А. Фет надеется, что и в них чуткое сердце способно различить свет и переливы истинных творений. Эпитеты: беспредельной, вечереющим, темная. Третья строфа – с многосоюзием и ключевым сравнением, кульминацией стихотворения.
«Ласточки» А. Фета относятся к поздней лирики поэта. В нем автор размышляет о тайнах искусства и предназначении поэта.
Источник
Ласточки
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
👼 Ласточки (Природы праздный соглядатай. )
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя,-
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
👼 Афанасий Фет большой мастер пейзажной лирики, но на позднем этапе творчества он всё чаще смешивает несколько жанров в своих стихотворениях, часто добавляя к ним ностальгические или философские нотки. Не исключение стих «Ласточки», написанный в 1884 году, где мы видим в качестве основы пейзажные образы и в качестве бонуса философию.
Ласточка – символ прошлого
На момент написания произведения Фету-Шеншину 64 года и позади бурная и насыщенная жизнь.
Была в ней и большая любовь, которая не получила продолжения, отчасти из-за меркантильности поэта, отчасти из-за трагической гибели Марии Лазич.
Был в жизни и брак по расчету, и управление имением, купленным кстати на приданное жены.
Сейчас почти все это в прошлом и автору строк хочется в него заглянуть, в чем помогает наблюдение за ласточками, за их стремительным полетом. Они же помогают оценить и собственное творчество, найти в нём ошибки и подкорректировать путь.
Анализ по строфам
☝ В первом катрене лирический герой признается, что он лишь праздный соглядатай природы, но умеет подмечать тонкости мира и часто следит за полетом ласточек.
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой…
Они нередко разрывают воздух над вечерним прудом и притягивают глаз стремительностью своего полета, манят своим стрельчатым контуром.
Иногда лирическому герою, за образом которого виднеется борода Фета, кажется, что полет ласточек опасен, ведь они пролетают буквально в сантиметрах над водой и могут стать жертвой водной глади.
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила…
Однако такой риск имеет цену, и эта цена жизнь птицы, ведь над водой она ловит мошек и комаров, что есть пища и средство для существования, для очередного полета.
Так и человек, часто он идет на риск, чтобы остаться к струе жизни, чтобы ещё иметь пространство для её продолжения.
☝ В третьей строфе-катрене Фет через лирического героя сравнивает полет ласточки с вдохновением человека, где часто нужно ходить по грани, чтобы после тебя на бумаге осталось не банальное бла-бла, а великое творение.
Сравнение полета с творчеством продолжается и в финальной строфе, где автор называет себя «скудельным сосудом, но не потерявшим желания идти вперед и желающим зачерпнуть хоть децл стихии, хоть каплю вдохновения из запретной стихии.
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Через образ ласточки Фет пытается показать стремления главного героя, его тягу к запретной стихии полета, его желание подняться над землей подобно Икару, но не опалить крылья под софитами солнца.
Рифмы, тропы и композиция
Про жанр стихотворения написано выше (пейзажно-философская лирика), стихотворный размер четырехстопный ямб, а рифмовка перекрестная (соглядатай – кругом – стрельчатой – прудом), где во второй и третьей строфе все рифмы открытые, а в первой и четвертой закрытые.
☝ Композиция состоит из двух частей – в первой пейзажная зарисовка, во второй рассуждение о смелости ласточки и сравнение её полета с творчеством – оба на грани фола.
Из средств выразительности отметим:
- ✔ Эпитеты (ласточка стрельчатая, вечереющий пруд, молниевидное крыло, темная струя, запретный путь).
- ✔ Метафоры (скудельный сосуд, «стихии чуждой… каплю зачерпнуть»).
- ✔ Инверсии (ласточка стрельчатая, сосуд скудельный).
Заканчивается стих риторическим вопросом, что подчеркивает его философское наполнение и поиск ответов для понимания бытия.
Читает Сергей Чонишвили
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник