Человек и природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Проблему взаимоотношений человека и природы затрагивает в своих произведениях Михаил Михайлович Пришвин.
М. М. Пришвин, тонко чувствовавший природу и так красиво и проникновенно писавший о ней, сказал когда-то: «Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». А ведь только тогда, когда человек всем сердцем ощутит свое родство с окружающим миром, он сможет понять его, увидеть его проблемы, опасность, которая ему угрожает.
М.М.Пришвин родом из Орловщины, зеленого, щедрого, поэтического края. Там было имение, купленное у помещика еще дедом.
Огромное влияние на мальчика, на формирование его характера оказала мать, Мария Ивановна. Она была энергичная, волевая женщина; работала, не покладая рук с утра и до вечера
Мальчик с детства был близок к природе. С перепелиным охотником Гуськом он вместе встречал ночь и, «замирая от восхищения и любви, Бог весть к кому и чему, слушает песню этих птиц…»
Он прожил долгую жизнь, был агрономом, страстным охотником, землепроходцем. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Книг, пленяющих воображение своими сказочно-поэтическими названиями “Журавлиная родина”, “Лесная капель”, “Корабельная чаща”, ”Родники Берендея”. И это далеко не полный список всего, что создано писателем.
Разные бывают книги. Одни-как стремительные горные реки. Они захватывают нас острыми сюжетами и головокружительными приключениями. Другие-как реки равнинные, широкие, полноводные, на первый взгляд,едва подвижные.
Книги Михайла Михайловича Пришвина читаются не спеша, без излишней торопливости. У него мир особый, в нем сказка — продолжение были, а быль удивительна, сказочна. В нем неизменна побеждают добро и справедливость, солнечный луч всегда проглядывает сквозь самые мрачные тучи.
В окружающем нас мире Пришвин открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает умнее, добрее, великодушнее. С нами беседует человек, влюбленный в свою землю, влюбленный в Родину, в ее неброскую красоту, в ее захватывающую дух ширь. В ее луга и леса, в ее птиц и зверей. Мы часто говорим о «живой» и «неживой» природе. Пришвина такое деление не признает. Мало кому случалось слышать, как деревья…рычат, стонут, воют, как на вой этот откликается лисица, как собака вступает в разговор с …лесом. Или видеть, как ель, стоя, вяжет чулок, как знобит болото, как волнуются собравшиеся вместе старушки елки.
Пришвина надо уметь не только читать, но и видеть, слышать, внимательно вглядываясь в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.
И чем более человек открывается и видит в природе, тем более он сам становится Родиной, народом, тем духом земли, который питает следующие поколения.
Это особенно важно помнить в наши дни общей борьбы за сохранение родной земли. Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается свое окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту.
Природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качес тва.
Одной из вершин творческих достижений М.Пришвина стала его «Кладовая солнца», написанная в 1945 году в течение месяца вдохновенного труда писателя и удостоенная единственной первой премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. События изложенные в сказке, имеют реальную основу.
В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши, которые осиротели после смерти родителей. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки».
Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке»,улыбаясь называли его между собой учителя в школе .
Забота близких, соседей, односельчан, смекалка и трудолюбие , доставшиеся в наследство от родителей , не дали им погибнуть, помогли выстоять. Рано повзрослели ребята, крепко живет в них память об убитом на фронте отце. Это отец научил Митрашу делать деревянную посуду.
Отцовский компас берут с собой дети в дорогу. Известную им по рассказам отца палестинку, место в лесу, где обильно растет сладкая клюква, настойчиво ищут дети. Сын старается во всем быть похожим на отца.
Своебразие сказки-были Пришвина – раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Показывая взаимосвязь между человеком с природой , писатель раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность , как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создается природой: злой ветер рванул; деревья, прокалывая друг друга, зарычали , завыли , застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика , не желая пропускать его в глубь свего царства , вороны каркают , чуя близкую добычу.
Митраша шел по верной дороге , определяя направление по компасу и болотной траве белоусу ,выросшей на тропе , кем-то проторенной давным-давно.Обманула мальчика Слепая елань – топкое болото, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды , а в Слепой елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета Слепой елани , не захотел ее обходить по белевшей траве и попал в топь. Жизнь его теперь висела на волоске. С каждым вздохом он все глубже уходил в глубь болота. Трясина засасывала его.
И чем заканчивалась бы эта история с Митрашей. Если бы на помощь не пришла травка, собака Антипыча?
Автор во время напоминает , что в природе идет постоянная борьба , в которой побеждает сила , и человек должен уметь совладать с этой силой , подчинять себе могучую стихию.
«Кладовая солнца» — книга познавательная. В ней можно узнать о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, какие повадки у зайцев и лисиц, у волка и тетерева, почему на болоте надо держаться твердой тропы, что собой представляют большие торфяные болота.
До мелочей писатель описывает каждую травинку, каждую ягодку.
Читая сказку, мы узнаем о многом: о волчьих повадках и охотничьих хитростях , о ядовитых змеях и целебных лесных ягодах, о птичьих повадках и заячьей мудрости. Природа, убежден Пришвин, таит несметные богатства , и человеку надо научиться ее понимать ,чувствовать , по- хозяйски бережно охранять.
Почему М.М.Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца»?
И сам же дал ответ: «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Для меня теперь ясно, что кладовая солнца есть вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы.
Повествуя о природе, писатель прежде всего сосредотачивает внимание на ответственности человека в ней, тем самым смело поднимая и решая важнейшие этические вопросы современности.
А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода
и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нём ласточка – я не поверю и воздуху. И лес зверей с одними людьми – не лес…Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные звери – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Произведения Пришвина заставляют нас задуматься над многими вопросами : в чем смысл жизни человека , как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом.
Источник
«Образ природы в кладовой солнца»: что написать в сочинении? Где найти?
Как написать сочинение или хотя бы примерно сказать, что надо упомянуть в сочинении на тему «Образ природы в кладовой солнца» по Пришвину М. М.?
Что вкладывает автор в понятие «Кладовая солнца»?
Где можно найти сочинение в интернете?
Природа в произведениях Пришвина словно живая, все животные, птицы и даже деревья ведут себя как разумные существа. Писатель тщится разобрать то, что они пытаются сказать ему и передать их слова читателю. Они крякают, чуфыркают, шваркают, тэтэкают, воют. Как цельная личность показаны в рассказе Серый и Травка, первый в злобе и хитрости, враждебности к человеку, вторая в любви и поисках нового хозяина. Бедные деревья на Блудовом болоте тоскливо воют, когда их раскачивает ветер, и словно подчеркивают настроение, которое должно охватывать путника забредшего в эти гиблые места. Пришвин с помощью описания и олицетворения природы во-первых достигает создания у читателя определенного настроения и меняя описание меняет это восприятие своего рассказа, сперва легкого, звенящего, потом тяжелого, стонущего и под конец вновь радостного, взвизгивающего. Во-вторых, Пришвин показывает единство человека и природы, которую он называет кладовой солнца. Ведь сколько своей энергии вложило солнце в зеленые листья и красные ягоды, в те же самые болота, веками накапливающие солнечный свет, заточенный в опавшей листве и пожухлой траве, создающие из солнечного света торф — топливо, которое использовали люди с давних времен. Писатель любит природу и призывает читателя задуматься над тем, а что может он сделать для сохранения природы.
Источник