Признаки зимы в неживой природе?
Какие признаки зимы есть в неживой природе?
Интересуют признаки зимы, а не осени.
Неживая природа, признаки зимой.
1 Солнце поднимается невысоко, поэтому солнечные лучи слабо греют.
2 Температура воздуха понижается, воздух становится холодным.
3 Вместо дождя с неба падает снег.
4 Облака становятся слоистыми или слоисто-кучевыми, из них выпадают мелкие снежинки.
5 День становится короче, а ночь длиннее.
6 Звезды горят ярче. Перед сильными морозами небо ночью становится ясным, исчезают облака.
8 Вода в закрытых водоемах покрывается льдом.
9 На обледеневших дорогах появляются проталинки, признак оттепели, которая бывает в холодное время года, ближе к весне.
Признаки зимы в неживой природе будут такие:
- День короткий, а ночь длинная. Солнце на небе светит мало, соответственно, мало греет землю, начинает холодать.
- На улице становится холодно, столбик термометра опускается ниже нуля.
- Водоемы на улице замерзают, покрываются льдом.
- Могут идти осадки а виде снега, также могут быть метели, вьюги, пурга. Это когда не только снег идет, но также дует сильный ветер.
- Иногда зимой бывает оттепель. В этом случае температура повышается выше нуля, снег начинает таять.
- После оттепели может снова понизиться температура. Тогда поверхность земли покрывается льдом, образуется гололед.
Признаки зимы в неживой природе таковы:
- Меняется высота солнца, поэтому дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Вместо дождя зимой идет снег. И земля зимой покрывается снегом.
- Зимой идет снегопад.
- Зимой бывают метели. Это когда ветер переносит снег с поверхности земли, поднимая его вверх. Зимой бывают бураны (степные метели).
- Температура устанавливается ниже отметки нуля градусов (отрицательная температура). Становится холодно.
- Реки замерзают.
- Если вдруг зимой температура поднялась до положительной отметки, то говорят, что наступила оттепель. Если после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка.
Календарная зима в северном полушарии начинается в декабре, а заканчивается в феврале.
Зимой солнце поднимается ниже над горизонтом, оно слабее греет. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Самый короткий день 21 декабря. Зима самое холодное время года. Температура опускается ниже нуля, достигает минусовых значений. Зимой случаются сильные морозы. В морозы деревья покрываются изморозью.
Зимой осадки выпадают в виде снега. Снег падает и снежинками и хлопьями. При снегопаде небо затянуто тучами. Снег покрывает землю, лежит на ней сугробами. Сильный ветер, особенно в феврале переносит снег с места на место. Это явление называют вьюга или метель.
Реки и озера покрываются льдом.
Зимой случаются оттепели, когда температура воздуха подымается до нуля и выше. После оттепели снова становится холодно . При этом земля покрывается слоем льда. Это опасное явление , когда можно поскользнувшись упасть, называется гололед.
Источник
Урок природоведения во 2-м классе по теме: «Идет зима. Признаки зимы в неживой природе»
Тема: «Идёт зима. Неживая природа зимой».
- дать представление о характерных признаках зимы в неживой природе;
- прививать любовь к русской природе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать видение прекрасного во всём, что нас окружает.
Оборудование: картины, рисунки, компьютер, CD.
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
– О каком времени года мы говорили на прошлом уроке?
– Посмотрите на картины и определите, какой месяц изображён и по каким приметам вы его узнали? (Приложение. Слайд)
– Какой самый листопадный месяц? А это листок, с какого дерева? Чем он интересен , что про него даже есть поговорка: cам широкий, черенок длинный, сплющенный, всегда дрожжит на ветру.
– Существуют и народные приметы: если осиновый лист ляжет на землю верхней стороной – то будет холодная зима, если нижней – то тёплая.
– Какой был самый холодный месяц? Да, ноябрь т.к. температура опускалась до –15 градусов.
– Почему говорят: “Осень – на дню погод восемь”?
– А какая осень вам больше нравится – ранняя или поздняя?
– Да, не многим нравится поздняя осень. Природа в дни поздней осени находится в задумчивости, она готовится к отдыху, будто объявляя всему живому – готовьтесь, за мной идёт зима!
III. Объяснение нового материала
Признаки зимы
– Вы уже догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить? Да, тема нашего урока – “Зима-волшебница” (Слайд)
– Посмотрите, какими красками пользуется зима?
– Как вы думает, а чем пахнет зима?
– А когда, по-вашему, она наступает?
– А сейчас, отгадайте загадки и назовите зимние месяцы.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год.
– На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (Слайд)
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
– Январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму на две половины. (Слайд)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
– Февраль называли лютый, т.к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. (Слайд)
– Повторите, о каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? (Слайд)
– Посмотрите на снимки. Вы сказали, что стоят морозы, а почему ребятам мороз нипочём? (Слайд)
– Но иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово оттепель?
– Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. (Слайд)
– А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – “наст”, на дорогах – «гололедица». На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – «изморозь». (Слайд) Удивительно красивым становиться при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.
Так что же нам зима принесла в подарок?
Чтобы ответить, надо разгадать кроссворд. (Слайд)
- И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт? (Иней)
- Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной? (Сосулька)
- Есть ребята у меня два серебряных коня, езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
- Едва повеяло зимой, они всегда с тобой. Согреют две сестрицы. Зовут их? (Рукавицы)
- Два берёзовых коня, по снегам несут меня. Кони эти рыжи, а зовут их? (Лыжи)
- Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
- Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
- Доброе, хорошее – на всех сверху глядит, а людям на себя – глядеть не велит. (Солнце)
– А что же ещё подарила нам зима? Снежинки.
-Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки . При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, звёзды и цветы превращаются в снежную пыль. Когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа .Снежинки , падая на землю в тёплые дни ,лепятся друг к другу и образуют крупные хлопья.
Явления зимней природы
– Ребята, а как называется явление зимней природы, когда снежинки падают тихо, спокойно? (Слайд)
– Но снег не всегда падает тихо. Часто дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы.
Как такой снегопад называется?
– А если сильный ветер ревёт, как зверь , ничего не видно. Это, какое явление? (Слайд)
IV. Музыкальная пауза
– Я предлагаю вам послушать произведение “Зима” Вивальди. Закройте глаза и представьте зимнюю картину. Что вы увидели?
Посмотрите на свои рисунки, на которых вы изобразили зиму. Почему тема урока “Зима-волшебница”? (Слайд)
V. Итог урока
– Послушайте стихотворение “Зима” и вспомните все характерные признаки зимы, о которых мы говорили на уроке. (Слайд)
Приведите примеры зимних явлений в неживой природе? Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь – зимние явления.
Вот уж осень налетела
И примчалася зима.
Как на крыльях прилетела
Неведимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появилися узоры
На стёклах дивной красоты
Все устремили свои взоры,
Глядя на это с высоты.
Снег падает,
Мелькает, вьётся.
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает
И иней на снегу сверкает.
VI. Домашнее задание
– Учебник стр.132–133. Проведите опыт со снегом.
VII. Выставление оценок
Источник
1. Изменения в неживой природе зимой
Зимой солнце находится низко над горизонтом, дни короткие, а ночи длинные. Тепла поступает мало, поэтому обычно стоит морозная погода.
Зимние явления в неживой природе: снегопад , метель , изморозь , оттепель , гололедица .
Снегопадом называют выпадение снега из облаков. Если нет ветра, то снежинки опускаются медленно и снег укутывает землю ровным слоем.
Если дует сильный ветер, то он несёт снег по воздуху и по земле. Возле препятствий (кустов, заборов, домов) появляются сугробы. Такой снегопад называют метелью .
Когда холодно, снег рыхлый, сыпучий и сухой. Но иногда случаются оттепели . Снег тает, он становится мокрым, из него можно лепить снежки. Во время оттепели капает с крыш и появляются лужи.
Затем вода опять замерзает, и появляется гололедица . Дороги и тротуары становятся очень скользкими, и передвигаться по ним надо осторожно.
Источник