ГДЗ по биологии 7 класс Константинов | Страница 221
Систематическая группа – это группа организмов, обобщенная по определенным функциональным особенностям или чертам строения. Это может быть семейство, вид, тип, класс, род, отряд, царство, порядок. Например, выделяют царство грибов или царство млекопитающих.
Экологическая группа – это группа организмов, которые объединены по факторам окружающей среды, по месту проживания, типу гнездования и т.д. Например, по отношению к свету выделяют тенелюбивые и светолюбивые растения. Либо по местам гнездования выделяют птиц: кустарниковые, норники, дуплогнёздники, наземногнездящиеся.
3. Установите взаимосвязь внешнего строения и приспособленности к местам обитания у птиц.
В зависимости от приспособленности к местам обитания выделяют несколько групп птиц:
Водоплавающие (утки, лебеди, гуси). У них широкое и утолщенное в спинно-брюшном направлении туловище с широко расставленными конечностями по бокам. На пальцах есть перепонки, которые позволяют им хорошо передвигаться по воде.
Птицы берегов и болот (цапля, кулик, аист). У них длинные ноги, благодаря которым они легко могут передвигаться по мелководью. Также у них длинная шея и длинный клюв, которые позволяют им охотиться за добычей и ловить ее в воде.
Птицы открытых пространств (страус, дрофа, журавль). У них длинная шея, сильные ноги, которые позволяют быстро бегать на дальние расстояния.
Морские птицы (альбатрос, голубоногая олуша, чайка). Не умеют летать, так как их киль и грудные мышцы недоразвиты. У них короткий хвост, узкие длинные крылья и крепкие ноги с перепонками между пальцев.
Птицы леса (тетерев, пестрый дятел). Они средние или мелкие по размеру, с плотным туловищем, имеют крепкий клюв, но плохо летают, а потому обитают в основном на низких ветках деревьев.
4. Выберите несколько видов птиц и, используя информационные ресурсы, классифицируйте их по четырем признакам, названным в тексте параграфа.
Соловей – группа килевых, по месту обитания – птица леса, по способу питания – насекомоядный, по развитию птенцов – гнездовой.
Пингвин – группа плавающих, по месту обитания – птица побережий и водоемов, по способу питания – хищник, по развитию птенцов – выводковый.
Ястреб перепелятник – группа килевые, по месту обитания – птица леса, по способу питания – хищник, по развитию птенцов – гнездовой.
Источник
Надотряд типичные птицы (neognathae) или новонёбные
В основном это летающие птицы, грудина которых имеет развитый киль, а контурные перья – сомкнутые опахала. Есть аптерии (рис. 34). Кости пневматические. Только немногие виды вторично утратили киль, аптерии и пневматичность костей. Плечевой пояс нормального для птиц строения.
Отряд голубеобразные (columbiformes)
Небольшие птицы, обитающие в основном на деревьях, в скалах. Прекрасно летают. Пища в основном растительная (семена, плоды), редко животная (беспозвоночные). Птенцовые. Оба родителя выкармливают потомство выделениями зоба – «молочком». Многочисленные породы домашних голубей происходят, как это показал Ч.Дарвин в «Происхождении видов» и других трудах от сизого голубя, распространённого и в настоящее время в южных частях Европы и Азии и в Северной Америке.
Рис. 34. Птерилии и аптерии голубя с брюшной (А) и спинной (Б) стороны:
Точками обозначены птерилии: 1 – спинная, 2 – плечевая, 3 – бедренная, 4 – грудная, 5 – шейная, 6 – головная, 7 – ножная, 8 – крыловая.
Представитель сизый голубь (сolumbialivia)
Голуби – дневные птицы, плотного телосложения, с коротким клювом, имеющим восковицу. Ноздри прикрыты кожистыми крышечками. Крылья у современных голубей хорошо развиты, полёт быстрый. Копчиковая железа развита слабо или отсутствует. Распространены по всей земле, кроме полярных стран.
1. Изучить и записать в рабочую тетрадь систематику птиц.
2. Изучить наружные покровы птиц.
3. Рассмотреть: роговой клюв, роговые щитки на цевке и пальцах, перья различных типов: контурные, пуховые, нитевидные, щетинки, пух, строение контурного пера под микроскопом, группы контурных перьев (маховые, рулевые и др.).
4. Зарисовать: типы перьев, схему строения опахала, схему скелета крыла и расположение маховых перьев.
5. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц.
6. Рассмотреть: внешнее строение – расчленённость тела на голову, шею, туловище и хвост, передние и задние конечности, глаза, клюв, наружные ноздри, восковицу, слуховые отверстия, наружный слуховой проход, тонкую сухую кожу, густой перьевой покров, птерилии и аптерии, киль (прощупайте), копчиковую железу, отверстие клоаки. Внутренне строение – пищеварительную систему: ротовую полость, глотку, пищевод, зоб, железистый желудок, мускульный желудок, двенадцатипёрстную, тонкую, толстую кишку, слепые отростки, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу. Органы дыхания: гортанную щель, верхнюю и нижнюю гортань, трахею, бронхи, лёгкие, воздушные мешки. Кровеносную систему: четырёхкамерное сердце (два предсердия и два желудочка), правую дугу аорты. По препарату и рисунку проследите циркуляцию крови. Органы выделения: тазовые почки, мочеточники. Органы размножения: семенники, придатки семенника, семяпроводы, семенные пузырьки, яичник (левый), яйцевод (левый). Центральную нервную систему: головной мозг (большие полушария переднего мозга, промежуточный мозг, зрительные доли среднего мозга, промежуточный мозг, зрительные доли среднего мозга, мозжечок, продолговатый мозг), эпифиз, гипофиз, головные нервы (12 пар), спинной мозг.
7. Зарисовать: головной мозг, схему кровеносной системы, вскрытого голубя.
8. Изучить особенности скелета птицы.
9. Рассмотреть скелет птицы: череп – мозговой, висцеральный, позвоночник, пояса конечностей, парные конечности.
10. Зарисовать: схему строения яйца птицы.
11. Выполнить в рабочих тетрадях задание 2, 3.
Источник
Признаки типичных птиц представители
Задание 1. Заполните схему.
Класс Птицы Систематическая группа
Страусовые
Систематическая группа
Пингвины
Систематическая группа
Типичные птицы
Признаки:
крупные, не умеют летать, крылья редуцированы, контурные перья рассучены
Признаки:
крылья — ласты, короткий хвост
Признаки:
летающие, длинные хвосты, яркий окрас
Представители:
стаус, эму, казуары
Представители:
пингвин
Представители:
синицы, пищухи, тетерева и мн.др.
Задание 2. Заполните схему.
Экологические группы птиц По местам обитания:
птицы открытых пространств, водоплавающие, птицы побережий, водоемов и болот
По местам гнездования:
корники, дуплогнездники, наземногнездующиеся, кустарниковые, кроногнездные
По типу питания:
растительноядные, зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды
Задание 3. Заполните таблицу.
Приспособленность птиц к местам обитания Экологическая группа Виды Образ жизни и приспособления к месту обитания Птицы леса дятлы, рябчики, тетерева, глухари живут в лесах;
укороченные крылья, длинные хвосты, тонкие заостраенные клювы
Птицы открытых пространств дрофа, страусы обитают в степях,лугах, пустынях;
сильные ноги, длинная шея
Водоплавающие птицы утки, гуси, лебеди хорошо плавают, уплощенное тело Птицы побережий, водоемов и болот аисты, цапли, чайка, тупики длинные тонкие ноги, большой клюв, питаются рыбами, насекомыми, лягушками
Задание 4. Заполните таблицу.
Приспособленность птиц к типу питания Экологическая группа Виды Особенности строения клюва Хищные совы, сороколупы крючкообразный загнутый клюв, очень острый Растительноядные ласточки, стрижи небольшой и заостренный Насекомоядные касатка, ласточка небольшой, как у растительноядных
Задание 5. Сделайте кормовой столик в укромном месте парка или сада. Регулярно подкармливайте птиц, этим вы спасете многих из них от гибели в зимнее время.
Источник