Признаки весны неживой природы 2 класс

Разработка урока по окружающему миру по теме «Весна в неживой природе», 2 класс.

Цель урока: познакомить с признаками наступающей весны в живой и неживой природе; дать понятие о природных явлениях и дне весеннего равноденствия.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся находить признаки весенних явлений природы и указывать на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;

— объяснять причины потепления весной

— уметь называть основные весенние природные явления;

— учиться описывать красоту весенней природы и произведений искусства;

— продолжать наблюдать за погодой;

— осознавать необходимость бережного отношения к природе;

— активизировать познавательную деятельность школьников через разные виды работ;

— учиться работать в группе, соблюдая правила совместного труда.

Метапредметные результаты.

— самостоятельно отвечать на вопросы и выполнять задания, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся знания;

— контролировать свою деятельность, уметь выполнять действия по инструкции.

— работать с разными видами информации, ориентироваться в ней;

— контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий.

— работать в группе, соблюдать правила общения;

— принимать коллективное решение. Личностные результаты:

— проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;

— воспитывать культуру делового общения.

I .Организационный блок.

— Начнем урок с теплого приветствия друг друга:

успеха (указательные пальцы)

во всем (безымянные пальцы)

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

II . Мотивационный блок.

Слышен звонкий стук капели,

Что с природою такое? (Весна)

III . Информационный блок.

Сегодня не совсем обычный урок. Сегодня мы будем говорить о весенней природе и словом, и звучанием музыки.

1.Прослушивание произведения П. И. Чайковского «Времена года», «Март». Работа с репродукциями картин.

Какие звуки весны вы услышали в этом музыкальном произведении? (журчание ручья, звон капели, шум ветра, пение птиц)

Какое настроение навевает вам эта мелодия?

-Что почувствовали? (пробуждение природы)

-Наши поэты своими стихами, композиторы-музыкой, художники-пейзажами рисуют одну и ту же картину-пробуждение природы весной. (работа с репродукциями картин А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и Б. М. Кустодиева «Весна» работа по учебнику, стр. 58-59)

-У кого из вас весна-любимое время года? Почему?

-Какие ассоциации возникают при слове «весна»? (подснежники, мамин праздник, день смеха, радуга, гром, яркое солнце, тепло, прилетают птицы и т.д.)

Читайте также:  Издержки использования природных ресурсов

-Никогда новая весна не бывает такой, как прошлая. И мы всегда ожидаем от нее чего-нибудь нового, загадочного.

-А как, интересно, встречали весну 50 лет, 100 лет назад, в старину? (ответы детей)

-Весну встречали весельем, хороводами, с песнями и плясками.

-С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали весну к себе в гости. У ребят была забота-построить скворечники. Чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, журавликов, куликов; поднимали их высоко над крышей дома. Подражали голосам птиц при помощи свистульки, сделанной из глины. Считалось, это ускорит прилет птиц.

-Также пели зазывные песни-веснянки. Пели их на возвышенности, на восходе солнца. (видео)

4. Чтение веснянок, стр.61. Беседа.

-Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)

-Но не всегда весенние месяцы назывались так. Народные названия так же похожи на произведение искусства. В них точно подмечены особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц.

5. Работа в группах: постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев.

1) Март-зимобор, протальник, водотёк, дорогорушитель, свистун.

2) Апрель-снегогон, солнечник, первоцвет, водолей, заиграй овражки.

3) Май-травень, светодень, соловьиный месяц, росенник, ранопашец.

6. Беседа (с включением регионального компонента).

-Так как, мы живем в одной из прекрасных мест России, в Удмуртской Республике, я думаю, что вам интересно было бы узнать названия весенних месяцев на удмуртском языке.

Тулыс -весна, куакатолэзь (вороний месяц) — март, оштолэзь (настовый месяц) — апрель, куартолэзь (листовой месяц) — май. Как вы думаете, почему удмуртский народ придумал такие названия?

–Какие же изменения происходят в природе весной? (ответы детей)

7. Работа в группах: изменения, происходящие весной в природе, попробуйте связать с весенними месяцами.

Потепление, половодье, первые грозы, ледоход, таяние снега, оттаивание почвы, проталины, капель, ручьи.

IV . Аналитический блок.

1. Работа по учебнику, стр. 62-63.

2) ответы на вопросы по тексту учебника.

1) Назовите самую главную примету весны (потепление). С чем оно связано? (с вращением Земли вокруг Солнца)

2) Что можно рассказать про 21 марта?

3) Как образуются сосульки?

4) Чем они могут быть опасны? Продумайте правила поведения на улице, когда сейчас так много сосулек.

6) Что является причиной разлива рек?

1) Подумайте, где раньше тает снег: в городе или в лесу? Почему?

Читайте также:  Огрн министерства природных ресурсов

2) Каких птиц называют вестниками весны?

3) В какое время года можно наблюдать туманы?

2. Работа в группах.

1 карточка: в каком порядке происходит ледоход на реке?

-льдины несутся, сталкиваются.

2 карточка: в каком порядке происходит половодье?

-вода заливает большие территории;

3 карточка: выберите из текста признаки весны.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Холодно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Потепление. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Половодье. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. Первая гроза. Оттепель.

V . Рефлексивный блок.

— Выберите 1-2 предложения и закончите их:

Источник

Окружающий мир 2 класс Какие примеры весенних явлений в живой природе?

1) С помощью учебника приведите примеры весенних явлений в неживой природе.

2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки.

1) С помощью учебника приведите примеры весенних явлений в живой природе.

2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки.

Весна это время, когда все меняется в живой и неживой природе, а человек, смотря на все это, тоже жаждет чего-то нового.

Примеры весенних явлений в неживой природе:

к радости всех, становится теплее, солнечных дней и светлого времени суток становится больше,

начинает таять снег, в водоемах: реках, озерах, морях начинается трогаться лед (в это время опасно ходить по льду!), растаявший снег является причиной половодья и затопления участков.

Примеры весенних явлений в живой природе:

Приход весны знаменуется прилетом птиц, пробуждением спящих животных. И те, и другие с появлением тепла начинают задумываться о потомстве.

На деревьях набухают почки, сквозь оттаявшую землю начинают пробиваться первая зелень и первоцветы.

А где, ледоход и половодье, думаю, определить легко, но все же:

Источник

Весенние явления в неживой природе

Одно из основных свойств природы — постоянная изменчивость. Изменяются формы рельефа и климат, растительность и животный мир. Изменения в природе (природные явления) не зависят от человеческой деятельности, большинство объясняются сменой времён года. Каждое время года характеризуется особыми явлениями, происходящими в живой и неживой природе.

Объекты и явления неживой природы

К объектам неживой природы можно отнести звёзды, камни, горы, воздух, ветер, воду во всех проявлениях (роса, туман, осадки, водоёмы).

Изменения в природе, связанные с объектами неживой природы, являются явлениями неживой природы.

Читайте также:  Виды природы горного алтая

Весенние явления в неживой природе — это увеличение длительности дневного времени и солнечное тепло, таяние снега и половодье, образование проталин и первые ручьи, ледоход на реках, дожди и грозы, весенние ветры.

Весеннее потепление

Со времени зимнего солнцестояния 21–22 декабря продолжительность дня растёт, в начале календарной весны (1 марта) составляет почти 11 часов. В конце мая от восхода до захода солнца проходит чуть больше 17 часов.

Весенние дни не только более длинные, но и более тёплые, так как солнце поднимается над горизонтом значительно выше, чем зимой.

Солнечные лучи растапливают снег в тех местах, где его мало. Так образуются проталины.

Первые проталины

Земля в проталинах хорошо прогревается, поэтому вокруг них снег быстро тает. Появляются первые ручьи.

Лучи Солнца греют оттаявшую поверхность, которая отдаёт тепло в воздух. Воздух становится тёплым, что ещё более ускоряет таяние снега.

Весенняя река

Во время ледостава речная поверхность покрыта ледяной коркой. Весной образуются закраины — полосы воды вдоль берегов. С них начинается ледоход. Под действием течения и солнечного тепла лёд подтаивает, возникают трещины. Льдины двигаются, их края трутся друг о друга, они ломаются. Постепенно всё русло заполняется льдинами, их несёт течением вниз по реке.

Ледоход

Мелкие льдины быстро тают, крупные раскалываются и тоже исчезают. В реку несут воду весенние ручьи. Река переполняется и разливается. Весенний разлив реки называется половодьем.

Весенние ветры

Для весны характерны термальные ветры, вызванные разницей температуры воздуха достаточно тёплого дня и по-зимнему холодной ночи. Это нестабильные ветры местного характера. Более сильные потоки воздуха перемещаются из областей, где ещё холодно, в тёплые районы, где весенние изменения в живой природе значительны.

Такие ветры приносят резкое похолодание, которое может погубить цветы на плодовых деревьях, рассаду овощных культур без укрытия. Весеннее похолодание называют возвратным заморозком.

Весенний заморозок

Весенние осадки

Весной бывают снегопады и даже метели, но снежный покров долго не задерживается. Преобладают дожди. Весенний дождь помогает живой природе «проснуться» после зимних холодов, смывает пыль, усиливает таяние снега.

Весенние грозы не такие сильные, как летом, но часто сопровождаются градом.

Что мы узнали?

Весенние явления наблюдаются во всех уголках неживой природы. Их главная причина — потепление. Примеры, приведённые в статье, помогут ученикам 2 класса подготовиться к уроку по окружающему миру. К ним относятся оттаивание снега, весенние осадки и ветры, ледоход на реке.

Источник

Оцените статью