Про жар птицу колыбельная

Стравинский. Жар-птица. Балет

Вступление
Мрак и холодное бесчувство
В глубинах страшных недр земли.
В них темнота и бездна грусти.
И нет ни света, ни любви.

Вдруг чернь в застывшем мрачном царстве,
Где темень окаймляет ночь,
Являет свет. И блеск богатства
Сияет с ним. И злата мощь

В огнях пылающих, искристых,
Пронзает звуком глухоту.
И фейерверки блеска жизни
Вздымают, озаряют тьму

И мрак ночи, в бескрайних далях,
Как драгоценности земли,
Огнями яркими сияют
В объятьях пламенной зари.

И тысячи огней горящих
Летят по небу волшебства
Навстречу музыке звенящей,
В искристом свете божества.

Танец Жар-Птицы
Лепота!. Горенье света.
Мир бенгальский, огневой
Вихря русского балета —
Птицы танец, золотой,

Ослепляет мир сияньем,
Завораживает дух.
Лучший танец мирозданья
Лирою ласкает слух.

Волшебство в нем, чародейство
И полёт, эфира всплеск.
Птица, сказочная Фея,
Открывает мира блеск.

Звук златой с лучами света
Создаёт свеченье волн.
В них каменья сказок цвета
Отдают своё тепло.

Изумруд, рубин, сапфиры —
Все сияют изнутри.
Жемчуга искрящей лиры
Излучают свет зари.

Звук за звуком, в сочетаньях,
Свет — добро, а темень — зло,
Камни ценности слагают. —
Свет огней творит добро.

С трепетом, дрожа в испуге,
Пленницею чуть не став,
Дева-птица дарит другу
Пёрышко, душевный жар.

Танец феи жаром дышит.
В искрах праздничных огней
Он летит. Всё выше. Выше.
Дарит радость всей Земле.

Хоровод царевен. Игра с золотыми яблочками
Тихий шелест хоровода
Открывает мир царевн:
Жалоб сердца, томных стонов, —
И невысказанных тем,

Мир, в который зазывают
Песни пленниц роковых,
Женской ласкою пленяя,
Чтоб свободы путь открыл

Царь Кащей, чьи врата царства
Держат хоровод царевн,
Их несметное богатство —
Нежных песен мягкий тембр.

Музыка хрупка, узорна,
Уникально сплетена.
Поступь темпа хороводна.
И теченьем волн полна.

Слёзы их росинки сеют.
Смех, как лунный перелив.
Сами — словно ожерелье
Из жемчужинок зари.

Тайною овеян мир их,
Скрытый от восторгов глаз, —
Мир загадочный, закрытый,
Из чужих хрустальных страз.

Только радостное скерцо —
Игры с яблочком златым, —
Дарят призрачную резвость
Зачаровницам младым,

Зыбкость света, хрупкость линий,
Россыпь искренних огней
В фантастичных переливах, —
Вот и радость жизни всей.

Пляс Кащеева царства
Царство мрачное Кащея
Давит тяжестью оков.
Люд томится у злодея.
И набат, тревожный звон

Об опасности глаголет.
Звук волшебный вкруг Земли
Всем о чужаке трезвонит. —
Прочь бежать ему велит.

Поздно! Схвачен! Заколдован?
Машет пёрышком Иван.
И Жар-птица плясом скорым
Укрощает царства стан.

Пляс Поганый, византейский.
Развращённей не сыскать.
Пляс бемольного злодейства. —
Главаря, Кащея рать.

Пляс неверных — дикий танец,
Подневольных сил гротеск —
Злобы, ярости, упрямства.
Пляска усыпляет всех.

Колыбельная песня
Задушевность, мягкой песни
По-над вратами летит.
Глубина в ней ясной жизни
Упоительно звучит.

Песнь баюкает с фаготом.
Нежность линий вьёт венок
И сплетает вместе ноты,
Чтоб уснуло в царстве всё.

Мелодичность колыбельной
С пляской дикой не сравнить.
Будто мать дитя лелеет.
О своей поёт любви.

. Шаг налево, шаг направо.
Смерть Кащеева — в яйце.
На коварство есть смекалка.
Бросил наземь — лиху смерть.

Читайте также:  Половая система птиц реферат

Финал балета
Нет Кащея — нет и царства, —
Тьмы глубинных недр земли.
А Кащеевы богатства
Строят города любви.

Сказка счастлива финалом.
Побеждает зло любовь.
Новый мир она слагает.
С ней царевич молодой

Выбирает из царевен
Ненаглядную Красу,
И народов полный терем
К их торопится крыльцу.

Песни, танцы, фейерверки! —
Нынче свадьба молодых!
И Жар-птица шлёт подарки.
Дарит миру счастья миг:

Пусть в ночи, в бескрайних далях
Драгоценности планет
Искрами огней сияют
И с зарёй встречают свет.

5.07.2022. Krasnodar
I. Stravinskiy / A. Sladkovskiy. TV Channel “Culture”
19.06.2022. Krasnodar
Krasnodar Musical Theatre “Premiere”

Стравинский. К Появлению Жар-птицы

Появление Жар-птицы —
Это арфовый аккорд.
В нём богатство интонаций
И огонь свеченья волн.

Шелест тремоло у скрипок,
Звук держащий фа-диез,
И мотив Жар-птицы гибкий
При подъёме терций вверх

Гармоничного движенья.
Восходящий динамизм
Тембр меняет приращений,
И мотив струится в жизнь

На прозрачном фоне альта.
Словно искорки огней
Прорезают сумрак сада
И сияют в вышине

Звуком флейт, гобоев мягких,
Видят чудо, волшебство
И блистательную яркость
Сказок, что творят добро.

5.07.2022. Krasnodar
I. Stravinskiy / A. Sladkovskiy. TV Channel “Culture”

Источник

Игорь Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица»

Сюита из балета делается автором на основе уже ранее написанной музыки. Сокращаются в основном прикладные номера (чисто танцевальные), а музыкальная драматургия и сюжет сохраняются. Таким образом, мы слышим музыку как бы в сжатом виде.

Замысел балета «Жар-птица», как известно, не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему, когда либретто было уже готово. Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных к одному из самых влиятельных эстетических кружков начала ХХ века «Мир искусства». Так или иначе они все были связаны с антрепризой Сергея Дягилева, выдающегося организатора «Русских сезонов».

По свидетельству Бенуа, в поисках сюжета и разработке фабулы «Жар-птицы» принимали участие, помимо него самого, балетмейстер М.М. Фокин, литератор П.П. Потемкин, известный знаток древнерусской словесности писатель А.М. Ремизов, художники А.Я. Головин и Н.Ф. Стеллецкий.

М.Фокин в своих «Мемуарах» рассказывает о возникновении замысла балета так: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).

Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто».

Помимо широко известных сказок об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе, Фокин заимствовал мотив ночных игр и хороводов зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски», в которой двенадцать дочерей вдового короля уходят каждую ночь в царство заклятого царя и танцуют до утра в роще, где растут золотые цветы. Но хотя в либретто введен традиционный образ Ивана-царевича, который охотясь за Жар-птицей, проникает в Зачарованный сад, встречает прекрасную Царевну, мужественно противостоит злым чарам Кащея, и с помощью Жар-птицы находит Кащееву смерть – все это лишь фон, сюжетная канва, для того, чтобы художественно оправдать длительное созерцание волшебных владений Кащея со всеми его чудесами, над которыми безраздельно царит образ ослепительно-прекрасной птицы. Известная картинность и живописная созерцательность заложены в самом либретто, и это оказало несомненное воздействие на характер музыкальной драматургии.

Читайте также:  Жар птица китайское подворье

В антологии сказок Афанасьева Жар-птица – проходящий, мимолетный образ. Ни в одной из сказок она не действует самостоятельно. Известно лишь, что живет она в золоченой клетке во владениях какого-нибудь заморского царя и, летая на воле, любит клевать золотые яблочки. «Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом (…), глаза светятся как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собою так ярко, как тысяча зажженных огней»; одно перо из ее хвоста может заменить самое богатое освещение; такому перу, говорит сказка, цена ни мало, ни много – побольше целого царства, а самой птице и цены нет!»

Для русского музыкального театра Жар-птица стала новым фантастическим образом, ничего общего не имеющим с образами опер Римского-Корсакова. Жар-птица – символ бесценной, недостижимой, абсолютной красоты. Она сознательно не наделена никакими чертами человеческого характера. Отношения Жар-птицы и Ивана-царевича лишены психологических нюансов, которые присутствуют, например, в отношениях Садко и Волховы, или даже Царевича и Кащеевны. Идейно-художественный замысел «Жар-птицы» не предполагает активного слушательского или зрительского сопереживания. Главная задача авторов балета – создать образ, способный стать объектом длительного созерцания. Этой задаче и подчинены все музыкальные средства, отобранные Стравинским.

И. Вершинина «Ранние балеты Стравинского»

Издательство «Наука», Москва, 1967

На горе, среди скал, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка пленных красавиц-царевен, не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотой резной решеткой, а сад — высокой каменной стеной. Медленно появляется Всадник ночи на черном коне, в черной одежде. Когда он удаляется, темнеет; только золотые яблоки на дереве светятся. Но тотчас же сад озаряется ярким светом от Жар-птицы. Она летает по саду. Иван-царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду. Всюду натыкается он на окаменелых людей в образе чудовищ. Это всех врагов своих Кащей превратил в камень. В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мхом обросли. Невольно забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живой. Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, царевич ловит ее. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не отпускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко. Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится»,— говорит Жар-птица и улетает.

Читайте также:  Вывод об особенностях строения яйца птицы

Прячет перо за пазуху царевич и уже хочет перелезть через забор, но открываются двери в замке и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая — царевна Ненаглядная Краса. Тайком от злого царя, при свете луны выбегают они ночью в сад порезвиться, с яблоками поиграть. Не видят девушки царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Залетело яблочко царевны Ненаглядной Красы в кусты. Она — за ним.

3. Хоровод царевен

А из-за куста царевич выходит, кланяется, яблочко подает. Испугались девушки, отбежали. Но уж очень красив царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, особенно Ненаглядной Красе. И принимают они его в свои игры-хороводы. Не замечают, как наступает рассвет. Скачет быстро Всадник утра на белом коне, сам в белом. Светлеет.

Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что он погибнет, если пройдет через золотые ворота; закрывает их и убегает. Но царевич так полюбил Ненаглядную Красу, что ничего не боится и решает следовать за ней. Как только он разрубает ворота своей саблей, все царство просыпается, раздаются волшебные перезвоны. Из замка, по горе, катятся всякие страшилища, слуги Кащея. Хватают царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства одолевает его.

4. Поганый пляс Кащеева царства

Появляется Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана на допрос. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал — плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство. Ставят Ивана к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей уже начинает его в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам Кащей пляшет. Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают.

Иван-царевич разыскивает Ненаглядную Красу, берет ее спящую на руки и хочет унести, но Жар-птица останавливает его. Она подводит царевича к дуплу. В дупле — ларец, в ларце — яйцо, в яйце — смерть Кащея. Достает царевич яйцо, жмет его — Кащея корежит; с руки на руку перебрасывает — Кащей из стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю — Кащей рассыпается. Исчезает поганое царство.

6. Исчезновение Кащеева царства. Оживление окаменевших воинов. Всеобщее ликование

На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютое заклятие принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой — царицей освобожденного царства. В сказочном граде воцаряются мир, любовь и всеобщая радость.

Работы художников: Виктора Королькова, И. Билибина, Андрея Клименко, Людмилы Васильевой

Yuri Temirkanov
Royal Philharmonic Orchestra

А здесь дирижирует сам Стравинский

Источник

Оцените статью