Прочитай стихотворение пушкина птичка

Александр Пушкин — Птичка божия не знает: Стих

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет:
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет —
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.

Анализ стихотворения «Птичка божия не знает» Пушкина

Произведение «Птичка божия не знает» Александра Сергеевича Пушкина – фрагмент романтической поэмы «Цыганы».

Стихотворение создано осенью 1824 года. В этот период автору его 25 лет, в его жизни происходят драматичные перемены. Он отстранен от государственной службы, отправлен в ссылку. Правда, не в Сибирь, а в одно из собственных родовых имений. Там он и завершает поэму «Цыганы». Сама она преимущественно написана ямбом, а вот вставная песня – четырехстопным хореем с рифмой перекрестной, на строфы она не разделена. Лирическая героиня – птичка. Однако за этим образом скрывается главное действующее лицо поэмы – Алеко. Интонация в духе классицизма, лексика возвышенная. Жанр на первый взгляд – пейзажная лирика, однако в финале стихотворения появляется философская нотка. Названием песни стал привычный для русской литературы образ. Божия птичка – прежде всего, ласточка. Раньше А. Пушкина это словосочетание употребил Н. Гнедич. Следует сказать, что выражение это еще и библейское «Взгляните на птиц небесных… вы не гораздо ли лучше их?» Идет вереница перечислительных градаций: ни заботы, ни труда. «Долговечного гнезда»: здесь небольшая орнитологическая загвоздка, поскольку ласточкино гнездо известно всем. Возможно, поэт имеет в виду или береговую разновидность этой птицы, или собирательный портрет вольной птички вообще. «В долгу ночь»: устаревшая форма прилагательного. «Солнце красное»: выражение прямиком из фольклора, сказки. «Гласу Бога внемлет»: лексика сродни одам В. Тредиаковского, Г. Державина. Весна довольно традиционно названа «красой природы» (это метафора). Следом буквально одной строкой идут оставшиеся времена года. Осенью, к примеру, «людям скучно» (амплификация и лексический повтор в соседних строчках). Видимо, тот самый модный сплин, которым маялся еще Е. Онегин. «Дальные»: вновь непривычное современному уху окончание слова. «За сине море»: эпитет из устного народного творчества, который А. Пушкин использовал в своих сказках. «До весны»: тоска людская ее не касается, она странствует и наслаждается свободой и новыми впечатлениями. Пристанищем ее становится всякая ветка, кормом – любая мушка. Такой ход жизни неизменен и напоминает цыганский образ жизни в его романтическом изводе, как его представляли в начале XIX века.

«Птичка божия не знает» А. Пушкина – лирическое отступление с рассуждением о вольнолюбивых птицах и подобным им цыганах.

Читайте также:  Кого называют синей птицей

Источник

Александр Пушкин — Птичка: Стих

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина

Стихотворение «Птичка» (1823 г.) было написано Пушкиным в Южной ссылке. Поэт послал его в письме к Н. И. Гнедичу, объяснив, что оно посвящено трогательному русскому народному обычаю выпускать на волю птиц в Светлое воскресенье.

Несмотря на миниатюрный размер и внешнюю незамысловатость Пушкин затрагивает в произведении серьезные темы. В первую очередь, он подчеркивает свою святую преданность заветам родины. Юг Российской империи в то время воспринимался как совершенно особый регион, не имеющий ничего общего с русскими землями. Даже в сознании обычных людей это была чужбина. Что уж говорить о романтически настроенном Пушкине, который находился там по принуждению. Даже чисто русское высшее общество на Юге невольно перенимало местные обычаи и нормы поведения. Выпустив птицу в Светлое воскресенье, лирический герой демонстративно подчеркивает, что не намерен подчиняться местным правилам. Такое поведение свидетельствует о горячем желании Пушкина как можно скорее вернуться на родину.

Во втором четверостишии просматривается скрытый упрек поэта в адрес царской власти. В один из главных христианских праздников Пушкин окончательно смирился перед Богом с неизбежным наказанием. Заглушив в своей душе справедливое негодование, он тем самым возвысился над своими «судьями». Вдобавок лирический герой совершает богоугодное дело — дарует свободу живому существу, над которым имеет власть. Пушкин не развивает эту тему, но вывод напрашивается сам собой. Почему же император не может даровать свободу такому же беззащитному перед ним изгнаннику? Выходит, что для царя христианские заветы добра и милосердия ничего не стоят.

В философском плане физическая неволя не страшна для человека, если свободна его душа. Лирический герой смог духовно очиститься. Ему намного легче переносить свое изгнание, ощущая чистоту перед Богом.

В широком смысле в произведении Пушкин размышляет о присущей каждому божьему творению от рождения свободе. Это право стоит выше человеческих законов и произвола властей. Поэтому свою ссылку поэт считает грубым нарушением божьей воли.

При публикации стихотворение «Птичка» сопровождалось припиской издательства о том, что оно посвящено еще одному православному обычаю — выкупу из тюрьмы невинно осужденных должников. В Светлое воскресенье некоторые русские помещики отпускали на волю часть крестьян. Эти милосердные поступки придают вес завуалированному упреку Пушкина.

Источник

Стихотворение А. С. Пушкин «птичка»

как раскрывается мотив личной свободы?
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

«Пушкин — наше все»(бесспорно) . Описанное — это соблюдение ритуала во имя личных надежд и веры, но (реально) птичка из клетки на свободе не выживет.

Читайте также:  Кинофильм турецкий королек птичка певчая

Стихотворение «Птичка» я читал с удо­вольствием, потому что люблю стихи А. С. Пушкина. Вроде бы все было просто и понятно: лирический герой выпускает на волю птичку «при светлом празднике вес­ны» и становится «доступен утешенью» . «Светлый праздник весны» — это Христово Воскресенье (Пасха) , а в одном из писем другу поэт писал: «Знаете ли вы трогатель­ный обычай русского мужика в Светлое Воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это» .

Стихотворение Пушкина называется «Птичка» . Но разве оно о птичке? Разве за рассказом о том, как лирический герой выпу­стил птичку, не стоит какой-то более глубо­кий смысл? И сразу обращаю внимание на слово чужбина; все это происходит вдали от Родины, на чужбине. Почему же тогда наблю­даю? Не мог он этого наблюдать там, тем бо­лее «свято» . Как можно «свято наблюдать» ? Значит, слово наблюдаю здесь имеет значе­ние не «смотрю» , а «соблюдаю» . Теперь все становится на свои места: и на чужбине, вда­ли от Родины «свято» соблюдаю «родной обычай старины» . Это тема. А идея?

Пытаюсь найти ключевые слова текста. По-моему, это «воля» — «свобода» . Наверное, не просто так автор это понятие с помощью синонимов называет дважды. Опять обраща­юсь за помощью к словарю. Слово свобода — многозначное. Из четырех значений, данных в толковом словаре С. И. Ожегова, выбираю последнее: «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» . А к слову воля’, — «свободное состояние» дан омоним воля2 — «способность осуществлять желания» .

Свобода — ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невоз­можно счастье? ! О каком же «утешении» го­ворит лирический герой? Опять обращаюсь к тексту стихотворения. Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел «утешение» . Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя.

Действительно, слова свобода — воля часто воспринимаются как близкие си­нонимы. На самом деле между ними име­ются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выраже­но в слове воля. Именно воля издавна ас­социировалась в сознании русского че­ловека с бескрайними просторами, «где гуляем лишь ветер.. . да я».

Источник

Прочитай стихотворение пушкина птичка

Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 – 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

Читайте также:  Производство мяса птицы объемы

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За чем на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Могу я волю даровать?»

(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо – За чем), Я мог свободу даровать (вместо – Могу я волю даровать).

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

Источник

Прочитай стихотворение пушкина птичка

Помогите плиииз очень срочно!
Прочитайте стихотворение А.Пушкина Птичка.О каком празднике упоминает поэт?
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птич(?)ку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
1)Внимательно прочитайте 1-е четверостишие
ещё раз.Какое значение имеет в нём слово наблюдаю:
Внимательно следить глазами за кем либо,чем либо;
Видеть,замечать,встречать;
(Устар.)соблюдать что-либо,придерживаться чего-либо в чём-либо;
Внимательно следя за кем-либо,чем-либо,изучать,исследовать.
2)Какое настроение создаётся в тексте и с помощью каких слов?
3)Перепишите 1-ю строфу стихотворения,расставляя ударение в словах.
Плииииииииииз сделайте дам 50 баллов,За ранее спасибо большое

lyudamatyko

В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье».
1.( Устар.)соблюдать что-либо,придерживаться чего-либо в чём-либо
2. Радостное (светлый праздник)
умиротворение (доступен утешенью)
3. В чужбИне свЯто наблюдАю
РоднОй обЫчай старинЫ:
На вОлю птИч(?)ку выпускАю
При свЕтлом прАзднике веснЫ

Если ударение нужно для определения размера, то будет так:
В чужбИне свЯто нАблюдАю
РоднОй обЫчай стАринЫ:
На вОлю птИч(?)ку вЫпускАю
При свЕтлом прАздникЕ веснЫ.
Двусложный размер — ямб.

Источник

Оцените статью