Прогноз возникновения природных пожаров

Долгосрочный прогноз

В соответствии с графиком циклически опасных явлений и многолетними наблюдениями на территории КБР природные пожары не прогнозируются. Лесной фонд Кабардино-Балкарской Республики характеризуется невысокой степенью пожарной опасности (средний класс природной пожарной опасности равен 3,9).

06.04.2017 в лесном массиве на левом склоне горы Челмаз горела лесная подстилка общей площадью 8-9 гектаров., принадлежащий ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» (Эльбрусский муниципальный район, вблизи г.Тырныауз).

В 2018 году зафиксировано 206 термоточек, из них оправдалось 154, что составляет 60% оправдываемости. В основном фиксируется при выявлении термоточки горение сухой травы.

По предварительным данным Кабардино-Балкарского центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, период наибольшей пожароопасности на территории республики наступит с установлением устойчивой сухой и жаркой погоды (июнь – сентябрь).

На территории Кабардино-Балкарской Республики расположены две особо охраняемые природные территории федерального значения — ФГБУ Национальный парк «Приэльбрусье» и ФГБУ «Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник».

Национальный парк расположен в двух административных районах Кабардино-Балкарской республики — Эльбрусском и Зольском. Национальный парк «Приэльбрусье» имеет общую площадь 128,32 га, из которых 74,65 га собственно земли НП; 27,3 га — охранная зона; 27,36 га — земли иных землепользователей, находящихся в границах национального парка.

В целом по КБР наиболее сложная пожарная обстановка с природными (лесными, степными) пожарами может возникнуть, в лесной зоне – Эльбрусского муниципального района, населенные пункты Тегенекли, Терскол и Эльбрус общей численностью 4562 человек.

В ФГБУ НП «Приэльбрусье» разработан план тушения лесных пожаров на территории Национального парка на 2019 год, утвержденный Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды и экологии РФ (лицензия на право осуществления деятельности по тушению лесных пожаров № 45/2012-ЮФО от 10.09.2012).

Согласно Соглашения о порядке взаимодействия Главного управления МЧС России по КБР, Государственной противопожарной службы КБР и ФГБУ НП «Приэльбрусье» при тушении пожаров в особо охраняемых природных территориях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Национальный парк проводит следующие работы:

организацию разъяснительной работы с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности в особо охраняемых природных территориях, обеспечивает регулярное информирование населения о складывающейся обстановке в особо охраняемых природных территориях, в его действиях при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами;

принимает меры по созданию и восполнению резервов финансовых средств и материально-технических ресурсов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с крупными пожарами и первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в особо охраняемых природных территориях;

Читайте также:  Природные ресурсы таежной зоны

обеспечивает готовность лесопожарных формирований для тушения лесных пожаров;

обеспечивает привлечение дополнительной техники и автомобильного транспорта для обеспечения вспомогательных работ по тушению пожаров;

проводит проверки состояния систем противопожарных барьеров, минерализованных полос вокруг объектов и населенных пунктов, расположенных в лесных участках в составе земель особо охраняемых природных территорий, состояния противопожарных водоемов и других мест забора воды, расположенных в населенных пунктах и на объектах, а также подъездных путей к местам забора воды;

осуществляет контроль за выполнением противопожарных мероприятий в полосах отвода автомобильных, линий электропередач и связи, проходящих через территорию лесных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий (или прилегающих территорий), находящихся в пользовании ФГБУ НП «Приэльбрусье»;

проводит тушение пожаров в лесных массивах и оказывает первоочередные аварийно-спасательные работы;

участвует в работе оперативно-следственных групп и комиссий по расследованию причин пожаров.

На территории ФГБУ НП «Приэльбрусье» проводится постоянный мониторинг по противопожарной безопасности. Контроль в сфере пожарной безопасности осуществляется силами госинспекторов и оперативных групп национального парка. На всей территории национального парка установлены противопожарные щиты.

Заключены договора о взаимодействии с Государственным комитетом КБР по лесному хозяйству, с ФНС Эльбрусского гарнизона, Эльбрусским высокогорным поисково-спасательным отрядом МЧС России, с пограничным управлением ФСБ России по КБР.

ФГБУ «КБВГЗ» составлен план взаимодействия подразделений Главного управления МЧС России по КБР, Государственной противопожарной службой КБР при возникновении и тушении пожаров.

На территории ФГБУ «КБВГЗ» проводится постоянный мониторинг по противопожарной безопасности. Контроль в сфере пожарной безопасности осуществляется силами госинспекторов и оперативных групп высокогорного заповедника.

ФГБУ «КБВГЗ» заключило соглашение о порядке взаимодействия при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с Главным управлением МЧС России по КБР.

На границах Национального парка с населенными пунктами с.п. Эльбрус отсутствуют минерализованные полосы и противопожарные разрывы. В настоящее время проложить минерализованные полосы не представляется возможным по следующим причинам:

1. Устройство минерализованных полос не предусмотрено лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.

2. Устройство минерализованных полос и противопожарных разрывов, как средство предотвращения распространения лесных пожаров, в горных лесах неэффективно и не применяется.

3. Все лесные участки, примыкающие к населённым пунктам
с.п. Эльбрус, расположены на крутых горных склонах с маломощным почвенным покровом и скальными выходами. Прорубка и распашка просек приведет к эрозии склонов и возникновению оползней.

Читайте также:  Все природные оттенки волос

4. Все леса Национального парка относятся к лесам 1 группы. Поэтому для вырубки лесных участков с целью устройства минерализованных полос необходимо вывести земли лесного фонда из покрытой лесом площади. В соответствии с Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» необходимо положительное заключение экологической экспертизы.

В соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2011г №126-ПП «О Порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, а также утверждения уставов государственных учреждений» Кабардино-Балкарской Республики и внесения в них изменений» Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 2014г.№766-рп реорганизовано государственное бюджетное учреждение «Кабардино-Балкарская лесная охрана» путём разделения на государственные бюджетные учреждения, подведомственные Министерству природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики:

«Кабардино-Балкарский лесхоз и лесная охрана»;

Основными целями деятельности указанных учреждений является выполнение лесохозяйственных, противопожарных, лесозащитных, лесовосстановительных работ и мероприятий, а также тушение лесных пожаров на территории земель лесного фонда КБР.

В соответствии с графиком циклически опасных явлений и многолетними наблюдениями на территории КБР природные пожары не прогнозируются.

Карта горимости лесов не составлялась в связи с тем, что на территории лесных участков в составе земель лесного фонда, закрепленных за Госкомлесом КБР, лесных пожаров за последние 12 лет не отмечалось.

По результатам многолетних наблюдений на территории Кабардино-Балкарской Республики в северо-восточных районах (Прохладненский, Майский, Терский, Лескенский) существует вероятность возникновения природных чрезвычайных ситуаций, не выше муниципального уровня связанных с низовыми беглыми и низовыми устойчивыми пожарами (кустарники, сухая трава) площадью не более 7 га (источник происшествий – чрезвычайная пожароопасность).

Источник

Прогнозирование лесных пожаров

Прогнозирование лесных пожаров – определение вероятности возникновения и разрастания лесных пожаров во времени и пространстве на основании анализа данных мониторинга лесных пожаров.

Исходными данными для прогнозирования лесных пожаров служат:
класс пожарной опасности по условиям погоды;
местоположение и площади участков лесного фонда I-III классов пожарной опасности и (или) участков разных классов пожарной опасности, где в рассматриваемое время ЛГМ могут гореть при появлении источника огня;
данные о рельефе местности (равнина, плато, плоскогорье, нагорье, горы, холмы, сопки, экспозиция склона; котловины, овраги);
наличие потенциальных источников огня в перечисленных участках лесного фонда;
данные о грозовой деятельности;
результаты ретроспективного анализа распределения пожаров во времени (число пожаров по годам, месяцам, декадам, дням, времени суток) и по территории (лесной квартал, лесничество, лесхоз, управление лесным хозяйством субъектов РФ) рассматриваемого района, региона или сопоставимого с ними по природным и экономическим условиям за последние 10 лет.

Читайте также:  Охраняемые природные территории норвегии

Количество потенциальных антропогенных источников огня могут быть определены через величину плотности населения либо через численность населения и количество населённых пунктов и расстояния до них. Степень пожарной опасности в лесу по условиям погоды определяется по принятому в лесном хозяйстве комплексному показателю Нестерова, вычисляемому на основе данных о температуре воздуха и температуре точки росы (в °С), количестве выпавших осадков (в мм).

Прогнозы распределения лесных пожаров по территории дают по лесничествам, лесхозам, органу управления лесным хозяйством субъекта РФ. Количество лесных пожаров прогнозируют исходя: из степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, класса пожарной опасности лесных участков на рассматриваемой территории, количества потенциальных источников огня, количества пожаров в ретроспективе в аналогичных условиях, теоретических законов распределения случайных событий. Виды лесных пожаров прогнозируются исходя из характера участков лесного фонда. Прогноз вероятных скоростей распространения лесных пожаров различных видов при разных классах пожарной опасности в лесу по условиям погоды составляют для всяких типов леса и лесных участков, т.е. с учётом преобладающих видов ЛГМ или их комплексов и их запасов, а также рельефа территории и силы ветра.

Предпосылками лесопожарной ЧС являются: малоснежная зима, длительный бездождевой период (15-20 дней) с высокой (выше средней многолетней) среднесуточной температурой воздуха и малой относительной влажностью в начале пожароопасного сезона, когда степень пожарной опасности в лесу по условиям погоды характеризуется IV, V классами пожарной опасности; длительный период с IV, V классами пожарной опасности, атмосферная засуха в любое время пожароопасного сезона; наличие в лесном фонде бесконтрольных антропогенных источников огня и (или) частые грозовые разряды при высокой степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды.

Литература: ГОСТ Р 22.1.09-99 Безопасность в ЧС. Мониторинг и Прогнозирование лесных пожаров;

Андреев Ю.А. Население и лесные пожары в Нижнем Приангарье. Красноярск, 1999.

Источник

Оцените статью