- Образ природы в русской поэзии XIX века
- Природа и образ зимы в русской поэзии
- Образы весны в произведениях поэтов «золотого века»
- Образы летней и осенней природы в произведениях поэтов XIX века
- Русская природа в поэзии
- Природная красота как произведение искусства
- Александр Сергеевич о русской природе
- Афанасий Фет. Цените каждое мгновение
- Природа и внутренний мир
- Есенин о природе
Образ природы в русской поэзии XIX века
Поэзия XIX столетия считается, пожалуй, одной из немногих форм выражения мнений простого народа. Она описывает все сферы жизни: политику, философию, этику, эстетику. Поэзию XIX столетия принято называть «золотым веком» русской литературы, неразрывно связанным с именами таких выдающихся писателей и поэтов, как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и многими другими.
Природа и образ зимы в русской поэзии
Традиционно, под природой в литературоведении понимают описание, репрезентацию в рамках литературного произведения внешнего мира, растений и животных, и собственно пейзажей.
Изучение природных образов в литературных произведениях выступает одной из наиболее привлекательных сфер исследовательского внимания. Рост интереса к изучению образов природы поэтов «золотого века» обусловлен, прежде всего, тем фактом, что именно в этот период осуществляется качественное изменение «чувства природы», прежняя литературная традиция, существенно затрудняющая репрезентацию индивидуально-авторское восприятия природных образов, уступила место новым субъективным, личностно-маркированным образам природы, отражающим и подчеркивающим эмоциональные переживания лирического героя. Другими словами, именно в это время поэт «повернулся лицом» к природе, которая стала не просто фоном, пространством, в котором осуществляются те или иные события, о которых идет речь в литературном произведении, но и полноправным участником этих событий и процессов.
В библиографии почти каждого выдающихся поэта XIX есть произведения, написанные о природе. Эти произведения являются традиционными и часто встречаемыми в их творчестве. Любовь к природе в произведениях поэтов золотого века немыслима и не существует отдельно от любви к Родине. Кроме того, олицетворение природы подчеркивает ее единение с человеком.
В лирических произведениях А.С. Пушкина природа занимает особенное место.
Здесь автор оживляет природу, олицетворяя ее с человеком, и вместе с тем, придает этим строкам немного волшебства. «Волшебница-зима» эта метафора позволяет читателю окунуться в чудесный мир зимней сказки. Образ зимы формируется посредством использования метафор, эпитетов, которые позволяют передать авторское восприятие зимних пейзажей.
Ф.И. Тютчев в своем творчестве о зиме пишет так:
Эти строки тоже связаны с чудесами, которые позволяет себе «вытворять» зима. Образ русской зимы многогранен. Поэтам XIX века особенно тонко удалось уловить его. Он чарует и манит своим великолепием. В то время как природа находится в зимней спячке, зима на правах хозяйки бунтует, бушует, лютует, заковавши всё в ледяные оковы. Но вместе с тем, образ природы, затаившейся и погрузившейся в глубокий зимний сон, не становится менее привлекательным.
Образы весны в произведениях поэтов «золотого века»
Не менее красочно в своих стихотворениях поэты XIX века пишут о весне. Ведь весна это всегда ожидание чего-то нового. Природа оживает после морозных дней и человек, с трепетом ожидая, что весна вместе с первыми лучами солнца принесет новые силы, способствующие пробуждению надежд.
Е.А. Баратынский встречает весну с восхищением «Весна, весна! как воздух чист. » — ликует автор. Весна в нем пробуждает высокие чувства, желание слиться и раствориться в ней.
Такими строчками автор описывает противостояние зимы и весны. Весна вступила в свои законные права, теперь она хозяйка над природой и все подвластной ей.
Поэты подчёркивают магический переход от зимы к весне, когда холодный обжигающий ветер сменяется легким теплым ветерком или сухое, казалось бы, безжизненное дерево дает жизнь новым зеленым, сочным листочкам, а потом и плодам. Это всё чудеса природы, которые ни одного поэта не оставят равнодушным. Поэтому многие черпают свое вдохновение именно из нее.
Например, В.А. Жуковский посвящает весне следующие строчки:
Образы летней и осенней природы в произведениях поэтов XIX века
Лету посвящена благодарность за щедрость земли. У многих авторов лето ассоциируется с беззаботным детством. Поэзия лета наполнена яркими красками, пленительными ароматами цветов и фруктов и, конечно же, жаркими солнечными лучами, которые ранним утром заглядывают в окно, позволяя почувствовать моменты счастья.
Из лесов словно пахнет грибами
Так в своем стихотворении Н.А. Некрасов пишет о лете. Благодаря выбору образных эпитетов, сравнений, перед читателем возникают образы летних полей, леса.
Конкретный образ природы в русской поэзии XIX века, безусловно, описать нельзя. У каждого представителя золотого века свое виденье и свой «слог написания». Но, несомненно, это чувственные, красочные, порой завораживающие произведения, при чтении которых можно невольно воссоздать образ поры года, о которой идет речь, чувствовать ее запахи, свою причастность к природе.
Важно отметить, что изучение образов природы в творчестве представителей «золотого века» позволяет понять не только особенности авторского восприятия, миропонимания, национального своеобразия литературы, но и особенности ее исторического развития. Сама природа на протяжении столетий остается неизменной, однако, характер ее отображение, воспевания в поэзии существенно трансформируется, каждое новое поколение художников слова видят в ней нечто новое, неувиденное, неоткрытое раннее. Главным достижением поэтов «золотого века» в изображении природных образов стала их высокая индивидуализация, сами природные образы стали неотъемлемой составляющей индивидуально-авторского стиля наиболее выдающихся представителей исследуемого периода.
Источник
Русская природа в поэзии
Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.
Природная красота как произведение искусства
Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.
Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.
Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет — и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.
Так, поэт Николай Рубцов писал:
Выпал снег — и все забылось,
Сердце проще вдруг забилось,
Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.
Александр Сергеевич о русской природе
Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени – это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.
Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Афанасий Фет. Цените каждое мгновение
Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем. Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни. А ведь ценно каждое мгновение — порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.
В разрывы облак солнце блещет,
Природа и внутренний мир
Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном — они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.
Так, Пушкин в своем стихотворении «Цветы последние милей» показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире — рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.
Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.
Есенин о природе
Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства — покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.
Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.
Источник