КОНСПЕКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
углубить знания обучающихся об однородных членах предложения, совершенствовать умения находить предложения с однородными членами, обобщающими словами, разными рядами однородных членов в одном предложении;
Развивающие:
— развивать умение объяснять знаки препинания в предложениях с однородными членами с помощью пунктуационных правил, правильно интонировать предложения этого типа, конструировать предложения, строить высказывания
— воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
познавательную активность и творческие способности учащихся.
Оборудование: презентации (творческие проекты учащихся по теме «Предложения с однородными членами»), задание, текст, тесты.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Технология проведения: защита проекта (создание мини-справочника)
Эпиграф урока:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
II. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
Дети, скажите, пожалуйста, над каким разделом мы сейчас работаем?
Почему мы их изучаем вместе?
Какая тема прорабатывалась на предыдущих уроках?
Сегодня перед нами стоит задача – повторить и обобщить изученный материал по теме «Предложения с однородными членами». И именно сейчас у вас будет возможность представить свои проекты, которые будут использованы для создания мини-справочника.
(Ученики заранее были разделены на три группы, которые получили задание подготовить теоретический материал по изученной теме и практическое задание: І группа – «Однородные члены предложения», II группа – «Однородные и неоднородные определения», III группа – «Обобщающие слова при однородных членах предложения».)
III. Мотивация учебной деятельности
1. С какой целью вы изучали эту тему?
2. Какие именно знания вы должны были получить?
Слово учителя
Много поэтов восхищалось красотой родного края. Для каждого своя земля является лучшей и самой милой. Поэт В. Духанин выразил любовь к России такими строками:
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна.
— Какими словами автор передает красоту Родины?
( Это полная жизни,Счастья, бодрости, радости, света весна ).
— Подберите прилагательные к слову Родина?
— Можно ли эти слова назвать однородными?
IV. Повторение и обобщение изученного материала
1. І группа представляет собранный материал по теме «Однородные члены предложения».
Практическое задание для II и III групп
— Записать предложения, расставить необходимые знаки препинания, определить однородные члены, указать, какими членами предложения они выступают.
1. Весёлые смеющиеся визжащие кричащие девочки вбежали в комнату.
2. В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются .
3. Жёлтые синие фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.
4. Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5. Девочка отвечала на экзамене бойко толково прекрасным языком .
6. Дождь шел нудный равномерный без грома и без молнии .
(Ученик-эксперт проверяет правильность выполнения задания.)
2. II группа представляет свою работу по теме «Однородные и неоднородные
определение».
Практическое задание для І и III групп
Творческий марафон
— Дополнить предложения определениями (в первом случае определение были
однородными, во втором – неоднородными).
. . . облака сновали над горами.
Над . . землей начинается утро.
Под вечер на . . море налетели белые паруса.
(Восьмиклассники зачитывают составленные предложения, ученик-эксперт приводит возможные варианты ответов, анализирует их.)
3. Представители III группы защищают подготовленную презентацию по теме
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»
Практическое задание для І и II групп
— Записать поданы предложения, расставить знаки препинания, начертить схемы.
Пронзительно кричала птица петухи гуси индейки .
Лес прекрасен всегда и в зимние дни и весной .
На дорожках на скамейках на крышах машин всюду лежали желтые кленовые листья.
В коллекции дяди Вани было много кинжалов и ножей ружей и пистолетов украшенных камнями.
(Эксперт проверяет правильность намеченных учениками схем)
4. Тренировочные упражнения.
— Вспомните, как связываются однородные члены в предложении?
— Указать средства выражения однородности в предложениях.
И вам вспомнится садик высокое крыльцо летучие звезды тихая летняя ночь.
Тёплые цвета – это краски осенних листьев огня и солнца спелых яблок многих цветов. Тянутся к солнцу и цветы и травы ветви кудрявые горы голубые.
5. Самостоятельная работа с текстом (текст роздан каждому ученику)
1. Березки похожи на деревенских девчонок, которые пошли в лес по грибы, да заигрались, забросили корзинки и пошли хороводом по поля н ке под веселые задорные песни.
2. Тонкое и стройное, словно юная девушка, это деревце всегда тянется к солнцу.
3. Береза для нашего народа издавна была символом женственности, молодости, радости.
4. Береза – это дерево бесконечного вдохновения для поэтов и художников, ее красота не оставляет равнодушным никого: ни ребенка, ни взрослого.
5. Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.
6. Есть в березе особенная хрупкая, нежная и изящная красота, что заставляет трепетать сердца и души людей.
7. А к ак легко и свободно дышится летом в березовой роще!
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
И зимой и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен и называют её ласково – берёзка.
-Выполнение тестовых заданий
1. Какому предложению соответствует данная схема?
О, О и О.
а) 1; б) 2; в) 4.
2. Какое предложение осложнено несколькими рядами однородных членов?
а) 3; б) 1; в) 5.
3. Какое предложение осложнено однородными приложениями?
а) 7; б) 2; в) 6.
4. В каких предложениях употреблено однородные определения?
а) 2,4; б) 2,6; в) 2,3.
5. Каким членом предложения выступают слова «поэтов», «художников»?
а) приложением; б) составным именным сказуемым; в) дополнением.
6. Какой частью речи является слово «равнодушным»?
а) прилагательным; б) причастием; в) деепричастием.
7. Какой способ связи между сказуемыми в 5 предложении?
а) союзный; б) смешанный; в) бессоюзный.
8. Какой союз употреблен при однородных определениях в 6 предложении?
а) соединительный ; б) противительный ; в) разделительный
9. Во 2 предложении однородными являются:
а) определения; б) приложения; в) обстоятельства.
10. Какое из представленных предложений является сложным?
а) 2; б) 3; в) 5.
11. В каком предложении при однородных членах есть обобщающее слово?
а) 6; б) 2; в) ни в каком.
12. Какое предложение осложнено однородными обстоятельствами?
а) 7; б) 4; в) 1.
V. Итог урока
Интерактивная упражнение «Незаконченные предложения»
— Однородные члены предложения – это .
— Однородными бывают такие члены предложения .
— Тип связи однородных членов предложения бывает .
— Определение бывают .
— Знаки препинания при обобщающих словах.
VI. Оценивание работы групп
VII. Домашнее задание
— Написать сочинение на тему «Красота и величие родного края», используя предложения с однородными членами.
Источник