30. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.
3. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза
1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.
2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
31. К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Источник
Лекция 10. Экономическая оценка природных ресурсов
Экономическая оценка природных ресурсов – это определение в денежном выражении хозяйственного эффекта (ценности) от использования ресурсов в выбранных вариантах.
Понятие оценки связано с философской категорией «ценность». Ценность отражает значение объекта, обусловленное человеческой потребностью в нем и характерными свойствами самого объекта. Оценка ПР состоит в сопоставлении свойств, присущих ресурсам, с критериями ценности, которые выдвигает человеческое общество. В зависимости от вида человеческих потребностей ценность может быть материальной, социально-политической, эстетической и др. При этом выделяют:
- экономическую оценку – определение общественной полезности ПР (т.е. вклада в удовлетворение потребностей через производство или потребление);
- внеэкономическую оценку – определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях.
Вариантность оценок предполагает использование различных показателей:
- натуральных (тонна, м 3 , баррель и др.);
- баллов (например, оценка относительной величины источников ресурсов, их хозяйственной значимости);
- денежных.
Объективную основу экономической оценки ПР составляют:
- дифференциация ПР по их географическому положению, по качеству и по особенностям природной среды размещения (климатическим, погодным, пространственным, пограничным – совместному расположению с другими ресурсами, физическим и качественным характеристикам и параметрам, условиям безопасной эксплуатации и др.);
- наличие альтернативных ПР и ресурсозаменителей;
- альтернативность и технологическое разнообразие освоения и эксплуатации ПР;
- конкурентные различия в технико-экономическом уровне освоения и эксплуатации ПР;
- ограниченность, естественная восполнимость, воспроизводимость и невосполнимость ПР;
- кратность и дифференциация направлений и эффективности использования ПР и произведенной на их основе продукции.
Экономическая оценка ПР производится при принятии решения о возможности освоения ресурса или использовании ресурса в качестве заменителя другого ресурса до разработки технико-экономического обоснования проекта эксплуатации ресурса, для кадастровых оценок, для определения величины арендной платы (ренты) и других целей.
Экономическая оценка ПР необходима для обеспечения задач природопользования:
- обоснования баланса использования и потребления ПР и их общей эффективности);
- учета стоимости ПР в составе богатства страны;
- прогнозирования и планирования использования ПР;
- системы налогообложения и экономического стимулирования в сфере природопользования;
- обоснования стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития страны, ее регионов и территориальных образований;
- определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;
- решения других задач, связанных с рациональным использованием ПР.
Экономическая оценка природных ресурсов базируется на следующих основных принципах.
1. Принцип комплексности предусматривает учет всех ПР, входящих в состав оцениваемого объекта (как используемых, так и подвергаемых негативному воздействию), а также учет всех полезных качеств ПР, которые проявляются при данном варианте природопользования, либо теряются временно или навсегда.
2. Принцип охраны условий жизнедеятельности человека и природы предполагает сбалансированный учет экологических и экономических интересов общества и обеспечение гарантий прав человека на благоприятную окружающую среду.
3. Принцип императива воспроизводства природных ресурсов означает, что ПР, которые отрабатываются в процессе эксплуатации, должны быть воспроизведены в экономическом или физическом отношении.
4. Принцип оптимизации экономической оценки природного объекта в целом предполагает поиск такого варианта использования ПР, входящих в состав природного объекта, при котором природный объект имеет наивысшую оценку.
5. Принцип учета фактора времени предусматривает приведение разновременных затрат и результатов с помощью соответствующих коэффициентов к моменту оценки ПР.
Источник