Проведения исследовательских работ природа таежной зоны

Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайга», как одного из видов природного сообщества леса.

— через обучения навыкам характеристики тайги, как одного из видов природного сообщества леса;

— поиска необходимой информации, её структурирования и моделирования.

  1. Развитие регулятивных общеучебных умений: на основе привития навыков управления учебной деятельностью через постановку целей и задач оценки успешности усвоения.
  2. Развитие коммуникативных умений: на основе создания условий сотрудничества при взаимодействии совместной работы в группах.
  3. Развитие ценностно-личностных позиций школьника: на основе умений объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_tayga.docx 22.5 КБ
analiz_uroka.docx 19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе

Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги

Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайга», как одного из видов природного сообщества леса.

— через обучения навыкам характеристики тайги, как одного из видов природного сообщества леса;

— поиска необходимой информации, её структурирования и моделирования.

  1. Развитие регулятивных общеучебных умений: на основе привития навыков управления учебной деятельностью через постановку целей и задач оценки успешности усвоения.
  2. Развитие коммуникативных умений: на основе создания условий сотрудничества при взаимодействии совместной работы в группах.
  3. Развитие ценностно-личностных позиций школьника: на основе умений объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.
  • карта природных зон;
  • толковые словари;
  • фотографии с изображением растений и животных;
  • задания для групповой, индивидуальной и самостоятельной работы;
  • мультимедийная презентация;

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира.

II Релаксация (актуализация опорных знаний)

— Закройте глаза. Расслабьтесь. Включите воображение (звучит музыка)
— Попробуем сейчас переместиться в одно из таинственных мест природы, представить предметы, звуки, цвета.

Какие звуки запомнили? Где вы находились в своём воображении?

III Постановка учебной задачи
— О чем будем говорить на уроке?

— тема нашего урока «Тайга». ( Слайд 1)

— Прочитайте хором высказывание: Тайга – бесценный дар природы. ( Слайд 2 )
— Сегодня на уроке попробуем доказать эту гипотезу.

IV Решение учебной задачи
1) Распределение заданий

— Чтобы проверить правильность нашей гипотезы, на уроке вы выступите в роли ученых – исследователей. Для работы мы разделимся на 4 группы:

— Выберите из предложенных ту задачу, которую будучи в роли этих учёных вы сможете решить.

1. Определить географическое положение тайги. (Слайд 3)
2. Изучить растительный мир тайги.
3. Изучить животный мир тайги.
4. Выявить экологические проблемы тайги.

Читайте также:  Страны где есть природа

— Каждая группа оценивает свою работу и работу других групп. Оценивать будете кружками трех цветов. Зеленый цвет означает все получилось, желтый цвет – затруднялись, красный — было сложно.(на доске плакат).

2) Повторение правил работы в группе

— Прочитайте правила работы в группе.

Высказывать своё мнение, принимать иную точку зрения.

Ответственно оценивать свою работу и работу одноклассников.

— Предлагаю встать и прочитать речёвку хором:

3) Этап работы в группах (открытие новых знаний).

Все работы на столах, время работы- 7 минут .
Задания групп:
1 группа – географы (Слайд 6)
1. Найдите и прочитайте толкование слова «тайга» в словарях.

2. Найдите информацию в учебнике о том, какое пространство занимает тайга на планете.

3. Покажите зону тайги на карте (Слайд 7) .

4. Почему растения называют «лёгкими» планеты?

Вывод: Лес называют «легкими планеты» за то, что они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

— Оцените работу группы географов.

2 группа – ботаники (Слайд 8)

1. Рассмотрите картинки и разделите на 2 группы: растения верхнего яруса и растения нижнего яруса. Расположите их на карте.
2. Найдите в учебнике информацию о том, почему лиственницу так называют.
3. В чём ценность растений? Сформулируйте вывод.

Вывод: Тайга даёт человеку топливо, древесину, очищает воздух.

— Оцените работу группы ботаников.

3 группа – зоологи (Слайд 9)
1. Рассмотрите картинки с изображением животных тайги и разделите на 2 группы: животные верхнего яруса и животные нижнего яруса.
2. Найдите информацию в учебнике о том, кто является хозяином тайги.
3. В чём ценность животных тайги? Сформулируйте вывод.
Вывод: Животные тайги — это пища для человека и зверей. Мех некоторых животных представляет большую ценность.

— Оцените работу группы зоологов.

4 группа — экологи (Слайд 10)
1. Прочитав эту статью определите, кто убирает в тайге опавшую листву, высохшую траву? Подчеркните ответы в статье.

Оказывается, природа сама за собой убирает весь мусор. Есть в тайге живые организмы, которые питаются остатками растений и останками животных. Роль «мусорщиков» выполняют дождевые черви, которые поедают опавшую листву, хвою, то есть остатки растений. К «мусорщикам» также относятся все грибы и большинство бактерий и микробов. Они превращают умершие организмы в минеральные вещества, необходимые растениям.
2. Какую пользу эти организмы приносят тайге?

«Мусорщики» превращают умершие организмы в минеральные вещества, которые необходимы растениям тайги.

— Оцените работу группы экологов.

1. Ребята, я предлагаю продолжить цепи питания из обитателей тайги.

Сосна – короед -…. (дятел)
2. Перед вами цепь питания:

еловые шишки – белка — соболь – рысь (Слайд 11)

Читайте также:  Природный очаг территория ландшафта

Что произойдёт, если исчезнет хоть один представитель цепи питания?

Вывод: произойдет нарушение взаимосвязи в цепи питания, что вызовет ухудшение экологического равновесия.

— Назовите правила, которые надо соблюдать человеку, чтобы сберечь тайгу от экологических бедствий.

Прочитайте правила на слайде:

(Не заниматься браконьерством,

не оставлять горящие или тлеющие угли в кострах,

не оставлять за собой мусор, хлам,
не ломать ветки деревьев). (Слайд 12)

(Тайга даёт человеку топливо, древесину, пищу для человека и зверей и очищает воздух. Является жилищем для лесных обитателей, местом для отдыха).

— Прочитайте высказывание. (Слайд 13)

VII. Рефлексия
— Давайте встанем в один большой круг и возьмёмся за руки. Мы связаны с природой тысячью неразрывных нитей. Каждый из нас – частица природы. И от каждого из нас зависит будущее Земли. Если мы поставим цель жить в гармонии с природой, то в итоге получим результат в сохранении и приумножении её богатств.

Источник

Проект «Природа зоны таежных лесов России»

Сотникова Светлана Васильевна

Природа зоны таёжных лесов Подготовил: Бальцеров Семён, 8 «Б» Учитель: Сотникова Светлана Васильевна.

Цель – узнать о: Географическом положении. Типичном внешнем облике. Климатических условиях. Почвах и их свойствах. Типичных животных, об их приспособленности. Типичных растениях , об их приспособленности.

Географическое положение Самой большой природной зоной РФ является именно тайга. Она протянулась широчайшей и непрерывной полосой через все государство вплоть до Тихого океана. Тайга расположена в центральной и северной частях Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири и в южной части Дальнего Востока.

Типичный внешний облик Для тайги характерны хвойные деревья, которые являются основными представителями растительности. Здесь очень много болот. Это связано с тем, что большое количество осадков не проникает глубоко в почву из-за вечной мерзлоты, но и не испаряется.

Климатические условия При движении с запада на восток климат тайги меняется от умеренно- континетального до резко-континентального. Средняя температура января с запада на восток понижается: от -10⁰С до — 40⁰С, средняя температура июля с запада на восток повышается: от +16⁰С до +18⁰С, среднегодовая амплитуда температур нарастает с запада на восток: от 60⁰С до 100⁰С. Количество осадков понижается: от 500 мм до 200 мм, увлажнение изменяется от достаточной до избыточной.

Почвы и их свойства Почвы в тайге относительно молодые и бедные питательными веществами. В отличие от почв широколиственных лесов, здесь практически отсутствует глубокий слой, который обогащен органическим перегноем. Также небольшая толщина обусловлена суровым климатом. Он замедляет формирование органических элементов почв тайги. При этом опавшие листья, хвоя и мох могут довольно долго находиться на земле и не разлагаться. Таким образом, доступной активной органики для употребления растениями здесь очень мало. Для тайги характерны подзолистые почвы, подзолы, глеезёмы . На территориях, покрытых снегом круглый год, находятся мерзлотно-таежные и палевые мерзлотные почвы.

Читайте также:  Сбалансированное развитие природных ресурсов

Типичные животные, их приспособленность Животный мир тайги довольно разнообразен, но представлен уникальными и ценными животными и птицами. Например, кабарга, бурундук, росомаха, соболь, кедровка, уссурийский тигр — типичные животные обитающие в тайге. Здесь водится и несколько видов пресмыкающихся и земноводных. Обитают крупные хищники — бурый медведь, волк, рысь, лисица, так и хищники поменьше — выдра, норка, куница, росомаха, соболь, ласка, горностай. Постоянно живут в таёжных лесах воробьиные, дятлы, тетеревиные — глухарь, рябчик, дикуша. Из-за суровости климата условия жизни в тайге сложны. Таежные животные хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях. У многих зверей зимой отрастает густой и длинный мех. А снежный покров для некоторых животных служит хорошим убежищем, в нем они устраивают временные жилища. Глубокий и рыхлый снежный покров в тайге затрудняет передвижение животных. Однако многие звери и к этому приспособились. У зайца-беляка, рыси и росомахи широкие лапы. Кроме того, зимой на лапах у них вырастают длинные жесткие волосы, и они ходят по снегу не проваливаясь. Своеобразны приспособления к жизни в тайге и у некоторых птиц. Например, у глухаря и рябчика пальцы оторочены роговидной бахромой. На зиму эта бахрома отрастает и помогает птицам удерживаться на обледенелых ветвях деревьев.

Типичные растения, их приспособленность Таёжные леса образованы только одним ярусом деревьев, под пологом которых расстилается ковёр зелёных мхов с редкими травами и кустарничками брусники и черники. На сырых и заболоченных участках, на месте гарей и вырубок распространены массивы мелколиственных лесов из осины и берёзы. Из-за изменений климата, рельефа и разнообразия горных пород таёжные леса различны. На Русской равнине, где климат умеренно континентальный, наиболее распространена угрюмая и сумрачная темнохвойная тайга из ели и пихты, плотно смыкающих свои кроны. На каменистых и песчаных почвах появляется светлохвойная тайга из неприхотливой сосны. В западносибирской тайге главные лесообразующие деревья – ель сибирская, пихта и кедр. Пихтовые леса называют черневой тайгой: они темнохвойные и внешне похожи на еловые. За Енисеем в областях с резко континентальным климатом и повсеместным распространением многолетней мерзлоты господствует светлохвойная тайга из лиственницы, наиболее приспособленной к жизни в суровых условиях. Из-за суровости климата условия жизни в тайге сложны. Таежные растения хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях . Почти все деревья являются хвойными, ведь хвоинки сохраняют тепло и влагу гораздо лучше листьев. У таёжных деревьев длинные и крепкие корни . Растительность в этих лесах даёт мелкие и многочисленные семена, чтобы увеличить шанс продолжения рода.

Источник

Оцените статью