Проверки нарушения природного законодательства

Проверка соблюдения природоохранного законодательства: к чему готовиться?

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Неразведанные запасы природных ресурсов

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

  • официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).

Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

  1. наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
  2. издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Читайте также:  Главным нормативом качества окружающей природной среды является количество поступающей

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

  • нарушение прав потребителей;
  • истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
  • по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • безопасности государства.
  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).
  1. наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  2. предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Нормативно-правовая база к статье

  1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  3. Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Источник

Экологическая проверка организации: что следует знать руководителю?

Проверка Росприродадзора

Ошибки госоргана – повод обжаловать результаты проверки
Знание закона «О проверках» — уверенность руководителя предприятия

  1. В каком порядке и за какой период времени компанию уведомляют о проверке?
  2. Какую документацию будет проверять инспектор?
  3. Каков состав проверки; кто из сторонних лиц может привлекаться к проведению проверки?
  4. Как долго продлится проверка или каков законный срок ее проведения?
  5. Какие меры реагирования обязан применить инспектор при выявлении нарушения требований?
  6. Как должны оформляться результаты проверки?
  7. В каком порядке и в какой срок оспариваются результаты проверки?
  8. Завершается ли взаимодействие с инспектором после проверки?
Читайте также:  Министерство природных ресурсов тел при

Форма уведомления о проведении проверки

  • причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
    (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Лица, привлекаемые к проверке

  1. Были аккредитованы на предмет проведения исследований (измерений) в соответствующей области аккредитации.
  2. Не должны состоять на момент проведения проверки в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией.

Срок проведения проверки

Ограничения по сроку проведения проверки установлены вне зависимости от того, является ли проверка документарной или выездной. Срок проведения проверки согласно ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» не может превышать 20 рабочих дней.

Особый срок установлен для проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства – не более 50 часов в год; и для микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако срок проведения плановой выездной проверки может быть увеличен при наличии исключительных обстоятельств (например, необходимость проведения длительных экспертиз, исследований).

Возможность увеличения срока проверки ограничена 20 рабочими днями (по общему правилу), 15 часами – при проведении проверки субъектов малого предпринимательства и микропредприятий.

В настоящем материале рассмотрены общие вопросы, связанные с организацией и началом проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Подытожим тему:

  1. Проверяемое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки (плановой, внеплановой выездной) не позднее установленного законом срока (3 рабочих дня, 24 часа соответственно).
  2. Для уведомления о намечаемой проверке проверяемому лицу направляется копия приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного (муниципального) надзора (контроля) о начале проведения проверки.
  3. В приказе (распоряжении) содержатся все необходимые сведения для понимания предмета проверки, перечня документации, которая будет запрошена у проверяемого лица в рамках проверки.
  4. Проверка может проводиться лишь в том составе участников (должностных лиц органа надзора (контроля), экспертов, экспертных организаций), который заявлен в приказе (распоряжении) о начале проведения проверки.
  5. Привлекаемые эксперты и экспертные учреждения должны быть аккредитованы в установленном законом порядке и не должны состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом.
  6. Срок проведения проверки строго ограничен и может быть продлен в исключительных случаях.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Источник

Оцените статью