5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психи-кой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антро-пологизация психики животных широко применялась как в пси-хологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.
Естественно возникает вопрос о том, в какой мере суще-ствует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.
1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психи-ки: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свой-ства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зритель-ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функ-ционировать предметное сознание, содержание которого оп-ределяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.
2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мыш-ление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшей-ся проблемной ситуации. Однако способность к интеллекту-
1 Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311.
альным действиям у высших животных является лишь потенциаль-ной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.
3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно так-же и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта — отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность осво-бодиться от воздействий непосредственно воспринимаемой сре-ды и произвольно регулировать свое поведение. На основе от-влеченного мышления у человека формируется высший иде-альный духовный мир, содержанием которого являются взгля-ды, убеждения, идеалы и мировоззрения.
4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается био-логическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специ-ального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, суще-ствования и передачи общественно-исторического и индивиду-ального опыта.
5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные мораль-ные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формирует-ся нравственный облик личности, связанный с переживанием чув-ства долга и совести перед людьми и перед самим собой.
6. Сходными у человека и у животных являются естествен-ные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с ес-тественными потребностями, существуют духовные потребно-сти, благодаря которым человек обретает свободу и независи-мость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о
своем телесном благополучии.
7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и име-ет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознатель-но поставленной цели.
Таким образом, в психике человека и животных имеется мно-го сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика жи-вотных обусловлена исключительно природными условиями су-ществования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только теле-сное существование человека, но и духовное, нравственное бы-тие, которое является достоянием только человека. Но духов-ное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осу-ществляется под влиянием целенаправленного воспитания, ко-торое происходит в семье, школе и в обществе.
Литература Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982. Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.
Источник
3.3. Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека
Современная наука, признавая естественную связь психики человека с его животными предками, в то же время считает, что закономерности ее развития являются в корне отличными. С появлением человека начинается история новой ступени психики — история развития человеческого сознания. Существует специальная отрасль психологии — сравнительная психология, предметом которой является изучение общего и различного в психике животных и человека, изучение становления человеческой психики в антропогенезе — процессе происхождения человека. В антропогенезе происходят глубокие качественные изменения поведения и психики и устанавливаются принципиально новые отношения индивида к окружающей действительности, происходит переход от биологической эволюции к сфере действия социально-исторических факторов.
Несмотря на то, что формы психического отражения и поведения животных, находящихся на разных стадиях развития, кардинально различаются, существуют общие для всех животных закономерности, управляющие их психическим развитием.
Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчиняется общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития была обусловлена переходом к более сложным внешним условиям существования животных и обеспечивалась усложнением их физической организации. Движущей силой психического развития животных выступала необходимость приспособления к среде, в процессе чего формировались новые анатомические структуры, усложнялись их функции, возникали более совершенные формы отражения и двигательной активности. Поведение животных, безотносительно к тому, на какой стадии развития психики они находятся, всегда является биологически значимым, т.е. может осуществляться лишь по отношению к предмету жизненной биологической потребности или по отношению к раздражителям, сигнализирующим о возможности ее удовлетворения. Развитие психики шло только по линии усложнения связи между сигнальными и биологически значимыми воздействиями. У животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности.
Групповое поведение и общение у них также подчиняются биологическим закономерностям. В колониях и стаях животных не формируются общественные отношения и совместная деятельность. Наблюдаемые формы поведения, похожие на совместную деятельность, при более детальном их рассмотрении и изучении оказываются поведением, имеющим более простую организацию. Так, в приведенном выше примере совместного выполнения сложных действий муравьями общий путь не является результатом согласованных целенаправленных действий. Он представляет собой результат механического сложения усилий отдельных муравьев, каждый из которых действует так, как если бы он нес предмет самостоятельно. Такое поведение характерно и для животных, стоящих на более высоких ступенях развития. Если задача достать банан с помощью ящиков предлагается не одной, а нескольким обезьянам, между ними разворачивается борьба, и задача останется нерешенной.
Язык и общение у животных имеют с языком и речью человека только внешнее сходство. Для животного каждый сигнал имеет определенный биологический смысл и не несет объективного значения. Следующий пример наглядно это иллюстрирует. Цыпленка привязывают за лапку к маленькому колышку. На его звуковые сигналы подбегает курица и также начинает квохтать. Внешне это воспринимается почти как речевое общение. Однако если цыпленка накрыть прозрачным звуконепроницаемым колпаком, курица не реагирует на его напрасные попытки освободиться, хотя видит их. Следовательно, курица реагирует не на объективное значение крика цыпленка (в данном случае опасности для него). Она реагирует на крик только как на жестко закрепленный для определенных условий биологически значимый сигнал. При усложнении условий жизни такой уровень организации психического отражения не может обеспечить адекватного поведения.
Некоторым видам животных (попугаи, скворцы и др.) анатомическое строение позволяет на основе подражания воспроизводить звуки, сходные со словами человеческой речи. На самом деле они не имеют с речью ничего общего, так как не несут в себе значений. В настоящее время интенсивно изучаются возможности общения у человекоподобных обезьян с помощью языка жестов. Есть предположения о существовании языка и сложных форм общения у дельфинов, но аналогов человеческой психики и человеческого общения у них пока не выявлено.
В процессе эволюции совершенствовались формы психического отражения и ориентировки в среде, но сохранялся общий тип взаимоотношений между индивидом и средой — приспособление к ней. В основе перехода от психики животных к психике человека лежал другой принцип — не иметь к среде фиксированного приспособления и не передавать приспособительные механизмы в порядке биологического наследования или приобретения индивидуального опыта. Такой переход стал возможен только при смене образа жизни далеких предков человека, возникновения коллективных форм трудовой деятельности и речи.
Коллективный труд и речь явились главными условиями для появления качественно новой формы психического отражения, свойственной только человеку, — сознания. Сознание формировалось постепенно, когда первые люди стали выполнять сначала примитивные, а затем более сложные трудовые действия. Затем они стали использовать специально изготовленные орудия труда. Совместный труд и разделение трудовых действий породили первые общественные отношения и членораздельную речь, что сделало возможным фиксацию и передачу индивидуального опыта другим индивидам.
Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных — это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
Движущими силами психического развития становится не фактор приспособления к среде, а жизнь индивида в обществе, процесс социализации как усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В эволюции психики началась новая социокультурная эра развития человека и человеческого сознания.
Контрольные вопросы
- Каковы основные научные взгляды на проблему возникновения психики?
- В чем заключается гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в филогенезе?
- По каким критериям выделены стадии развития психики в филогенезе?
- В чем проявляются отличия между инстинктом и навыком у животных?
- Каковы особенности практического мышления животных?
- Каковы основные отличия психики животных от психики человека?
Источник