Конспект урока по окружающему миру на тему «Птичьи секреты» (2 класс)
3. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе в целом.
Планируемый результат:
1. Научиться объяснять и понимать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края.
2. Различать перелетных и зимующих птиц.
3. Учиться анализировать , рассуждать и делать выводы.
термины Перелетные птицы, Зимующие птицы на формате А4.
Презентация на тему «Птичьи секреты».( Слайды)
Загадки и картинки-отгадки птиц: воробей, синица, грач, утка.
Фонограмма крика журавлей
Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.
Смайлики: (веселый, грустный)
I . Организационный момент.
– Ребята, посмотрите, сколько гостей пришли к нам на урок. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Итак, начинаем.- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, будем рассуждать, анализировать и делать выводы.
II . Проверка домашнего задания.
1.Индивидуальное задание по карточкам «Кто здесь лишний?»
У обучающихся на партах карточки с рисунками насекомых, среди которых есть паук-крестовик. Обучающимся необходимо его зачеркнуть.
Один ученик работает на откидной доске с аналогичным заданием «Убери лишнюю картинку».
– Дети, посмотрите, верно ли выполнено задание у доски? Почему вы считаете его лишним? ( Ученик объясняет, что здесь все насекомые, а паук – не насекомое.)
– Каких насекомых вы еще знаете?
— Расскажите о превращениях бабочки?
— Расскажите о превращениях стрекозы?
III . Самоопределение к деятельности .
И полоска шарфика. (Синица) Картинка синицы – на доске.
И спасается от кошки. (Воробей) Картинка воробья — на доске.
Червякам — враг. ( Грач) Картинка грача – на доске.
Ты букву «У» читай в начале,
А то отгадки не видать. ( Утка) Картинка утки – на доске.
— Посмотрите отгадки-картинки. Кто это? Дайте определение.
— О ком мы будем говорить сегодня? ( Ответ: Сегодня мы будем говорить о птицах.)
— Почему насекомые и пауки боятся птиц? ( Ответ: Птицы ими питаются)
— Какие опознавательные признаки отличают птиц от других животных? ( Ответ: Тело птиц покрыто перьями, 2 крыла, 2 ноги , развиваются от яиц.)
— Да, ребята, сегодня мы будем говорить о птицах и узнаем их секреты. Поэтому тема нашего урока так и называется «Птичьи секреты»
IV . Работа по теме урока.
— Замечали ли вы осенью стаи улетающих птиц? Какие это были птицы?
— Совершенно верно. С наступлением осени многие птицы улетают из наших мест, а весной возвращаются.
-Куда улетают птицы? И почему не все птицы улетают? Ведь, воробьи, сороки остаются. Почему ? ( Ответ: Многие птицы улетаю, потому что им голодно, им нечем питаться, негде отыскать корм зимой ).
— Да, ребята, птицы перелетают туда, где есть пища.
— Как можно назвать таких птиц, которые перелетают? (Ответ: Перелетными.) Термин на доске
— Почему их так назвали? (Ответы детей)
2. Работа по учебнику. (с. 94)
— Рассмотрите картинки перелетных птиц. Какие это птицы? Назовите. (Ответы)
— Куда же улетают птицы? Это 1-ый птичий секрет!
Прочитаем об этом на с. 94 учебника
Слайд 2,3. Куда улетают птицы. 1 птичий секрет.
— Почему же птицы улетают? ( Ответы детей. Осенью в связи с похолоданием исчезают насекомые, замерзают водоемы, дни становятся короче, а ночи длиннее…)
Слайд 4. Почему же улетают птицы?
— Верно, ребята. Птицы о времени отлета узнают по длине светового дня.
— А как они находят дорогу в теплые края?
Ученые выяснили, что птицы обладают удивительной способностью ориентироваться . Они знают путь на юг. Днем они ориентируются по рекам, по горам, морям, а ночью — по звездам и Луне. Вторая причина заключается в том, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими. Точного определения ученые пока не знают.
— Итак, какой же 2 птичий секрет вы узнали? (Ответ: Птицы – хорошие ориентиры.)
— Видели ли осенью стаи улетающих птиц? (Ответы детей)
Птицы по-разному летят в теплые края: стаей, шеренгой, клином и косяком.
Впереди летит птица-вожак – очень сильная и знающая путь. Таких в стае несколько. Когда вожак устает, его место занимает другая сильная птица, а он летит в конце клина. Так происходит на протяжении всего пути. Птицы во время перелета подают сигналы криком. Если какая-нибудь птица не может лететь дальше, то две другие покидают клин вместе с ней, чтобы оказать помощь.
— Но не все птицы улетают в теплые края. Те птицы, которые остаются на зиму зимовать, называют …? (Ответы-предположения обучающихся)
— Совершенно верно, зимующими ! Термин на доске.
— Рассмотрите картинки зимующих птиц в учебнике на с.95, назовите их.
— Почему эти птицы не улетают ? (Ответы детей…)
-У некоторых птиц осень проходит в особых хлопотах.
— Что это за хлопоты? ( Ответы детей)
— Заготовки – это 3-ий птичий секрет!
Слайд 8,9,10,11,12. Птичьи хлопоты. Сойка. Поползень. Птичка-кедровка.
Сообщения заранее подготовленных учеников о птицах, которые делают заготовки на зиму: про сойку, поползня и птичку-кедровку.
· Самая известная птица, делающая запасы на зиму — это сойка. Она собирает желуди и относит их в еловые и сосновые леса (там, где зимой будет мало снега), а там зарывает под опавшую хвою. Также она может прятать орешки лещины, плоды ландыша, вишни и т.д. Сойка делает много запасов на зиму, и не о всех из них помнит, поэтому зимой, когда сойки отыскивают свои запасы, они не всегда находят именно свои. А многие «тайники» и не находят вовсе, чем помогают расселяться растениям — ведь из плода прорастает растение (например, из желудя вырастет дуб). Но сойкам не хватает их запасов на зиму, часто они выручают только в первые недели зимы.
· Также делает запасы на зиму поползень — он запасает желуди, семена клена, липы, орехи лещины, все это прячет в трещинах коры. Причем поползень, в отличие от сойки, на свою «территорию» других птиц не пускает, его кладовые помогают ему выжить всю зиму. Если поползень находит запасы других птиц, он тут же перетаскивает их в свои кладовые, перепрятывает. Зимой поползень также пополняет по возможности свои кормушки.
· В Сибири в кедровых лесах обитает птичка-кедровка, которая также запаслива, как и поползень — она делает запасы на зиму из кедровых орешков, может собрать их до нескольких десятков тысяч. За зиму она не всегда съедает весь запас, поэтому, также как и сойка, помогает расселению растений.
— Многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Склевывают с веток семена, ягоды. В городе птицы питаются пищевыми отходами.
— Нелегко зимой найти птицам корм. В холодную зиму им не так страшен холод, как голод. Поэтому зимой нужно особенно заботиться о птицах.
— А как это сделать? (Ответы: Изготовить и развесить кормушки. Не забывать подсыпать корм).
— В народном календаре есть праздник – Синичкин день. Отмечают его 12 ноября. Он нужен для того, чтобы люди не забывали о братьях наших меньших, не забывали подкармливать птиц.
Лебеди летят, крыльями машут. (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Дети наклоняются, качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться. (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся. (Дети садятся за парты).
VI . Закрепление изученного материала.
1. Выполнение задания № 1 в рабочей тетради. ( с.56)
Задание выполняется в паре с последующей фронтальной проверкой.
2. Выполнение задания № 2 (с.57) индивидуально.
— Прочитайте, выполните задание самостоятельно.
— Каких птиц вписали? (Ответы детей).
3. Народные приметы. На с.96 учебника Обучающиеся читают странички народного календаря.
4. Работа по картине А.С.Степанова «Журавли летят».
— Рассмотрите репродукцию картины.
-Расскажите, что вы видите на картине?
— Какая основная тема картины? ( Дети наблюдают удивительное явление осени, как улетают журавли).
— Послушайте их прощальную песню.
( Звучит фонограмма крика журавлей…)
Проверим себя. На партах лежат карточки №2 с заданием «Допиши предложение». Выполните задание самостоятельно.
· Птицы, которые улетают в теплые края, называются ______________.
· Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются ______________.
· Отлет перелетных птиц – одно из осенних ___________ в живой природе.
VIII . Итого урока.
-Чьи секреты мы сегодня разгадывали?
— Как называют птиц, которые улетают на юг?
— Как называют птиц, которые остаются с нами?
— Назовите 3-тий секрет птиц?
— Как мы будет помогать птицам зимой?
— Ребята, на столах у вас смайлики настроения. Если вам было интересно и вы узнали много нового – поднимите улыбающийся смайлик. Кому не понравился урок – поднимите грустный смайлик.
-Я вам всем говорю СПАСИБО! Вы – молодцы !
Домашнее задание.
- стр. 94-97 в учебнике читать, ответить на вопросы.
- сделать кормушки и принести их в школу.
- Выполнить задание 3 в рабочей тетради (с.57)
1. УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Учебник Окружающий мир. 2 класс. 1 часть. Москва: «Просвещение». 2012
2. Рабочая тетрадь 2 класс.1 часть. Москва: «Просвещение». 2012
3. Методическое пособие. Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. К УМК А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой «Перспектива». Издание второе. 2 класс. Москва «ВАКО» 2017.
Источник
«Птичьи секреты»
презентация к уроку (окружающий мир, 2 класс) по теме
Как птицы узнают о приближении трудного голодного времени?
Какие особые хлопоты у птиц, которые помогают им выжить зимой?
«Сыта птаха – и тепло ей под пу- хом и перьями».
Перелётные: Зимующие: стриж — дятел ласточка — поползень цапля — ворона грач — синица утка — воробей скворец — сойка
Куда от нас улетают птицы осенью? Почему они от нас улетают? Как называют таких птиц? Как называют птиц, которые проводят зиму у нас? Как мы должны помогать птицам перезимовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-прект окружающего мира на тему «Птичьи секреты»
Подробный план-конспект по предмету «Окружающий мир» для второго класса по теме «Птичьи секреты.
конспект окружающего мира «Птичьи секреты»
конспект предназначен для учителя 2 класса.
презентация по окружающему миру «Птичьи секреты»
в помощь учителю для проведения урока.
Урок окружающего мира во 2 классе «Птичьи секреты»
Задачи урокадать понятие о перелётных и зимующих птицах;воспитывать любовь, бережное отношение к природе.Планируемые результаты:понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;научить.
Мастер-класс по окружающему миру . Тема «Птичьи секреты» 2 класс. «Перспектива» Ф.Ф.Рахимова, МБОУ СОШ № 4
Цель :Сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.- Регулятивные УУД: умен.
Урок – проект «Птичьи секреты»
Задачи урока:1. продолжить знакомство с птицами;2. дать понятие о перелётных и зимующих птицах;3. воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе » Птичьи секреты»
Технологическая карта содержит методические рекомендации по проведению урока окружающего мира во 2 классе по теме «Птичьи секреты » УМК » Перспектива».
Источник