Птичьи секреты 2 класс перспектива

Урок окружающего мира по теме «Птичьи секреты». 2-й класс

Назад Вперёд

Задачи урока: продолжить начатое в 1-м классе знакомство с птицами; дать понятие о перелётных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе.

Планируемые результаты: понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края; научиться различать перелётных и зимующих птиц.

1. Повторение материала предыдущего урока.

— Какова была тема предыдущего урока?

— Кого мы называем шестиногими, а кого восьминогими?

— Какие изменения происходят осенью в их жизни? (ответы детей)

Можно провести разноуровневую проверочную работу по усвоению темы. (смотри «Приложение»)

2. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Птичьи секреты». (слайд 1)

— Как вы думаете какие секреты могут быть у птиц? ( Дети высказывают свои предположения)

3. Изучение нового материала с пошаговой подачей информации.

— Замечали ли вы осенью стаи улетающих птиц? Какие это были птицы? Где вы их видели? Как называют таких птиц? (слайд 2)

— Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной возвращаются . Таких птиц называют перелётными. (слайд 3)

-Вот они перед вами. Назовите птиц, которых вы узнали на слайде. Это всё перелётные птицы. Почему их так назвали. (Ответы детей)

— Откройте тетради на странице 56. Найдите перелётных птиц.

— Куда же улетают перелётные птицы? Это первый птичий секрет, который люди очень долго не могли раскрыть. Предполагали даже, что птицы осенью улетают на . Луну. Но вы то знаете куда улетают птицы осенью? (Ответы детей)

— Перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края.

— А как об этом узнали люди? (Ответы детей)

— Учёные узнали об этом надевая на лапки птицам лёгкие кольца. Когда птицу с кольцом видели в других странах об этом сообщали учёным. Так постепенно стали известны маршруты птичьих путешествий. (слайд5)

— Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и Азию.

— Как же птицы узнают , куда им лететь, ведь у них нет карты, компаса, навигатора? (Ответы детей)

— Нужно признать, что пока учёные этого до конца не знают.

Одна из гипотез заключается в том, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению от северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими.

Учёные проводили опыты: на шею голубям вешали магнитные пластинки. Это мешало птицам ориентироваться, но полностью сбить их с пути магнитные пластинки не могли.

Дополнительными ориентирами для определения направления полета служат особенности ландшафтов (поворот реки, горы, группы деревьев). Возможно, что птицы ориентируются также по расположению солнца. При дальних перелетах наибольшее значение имеют, по-видимому, не наземные, а небесные ориентиры: солнце — днем, луна и звезды — ночью. скорее всего, птицы в перелетах используют все эти виды ориентиров: магнитное поле, астрономические и наземные ориентиры.

Читайте также:  Дулевский фарфор перо жар птицы

— Кто видел стаи улетающих птиц? Как птицы летят в стае?

Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Кулики – шеренгой. Гуси и журавли клином. Утки — косяком. Одни летят днём — аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи, а другие ночью — мухоловки, славки, трясогузки.

Некоторые и летят и идут пешком. Например, коростель -дергач.

Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.

— Почему одни птицы улетают, а другие остаются? (ответы детей)

— Птицы улетают потому, что для них нет корма: исчезают насекомые, травянистые растения увядают, водоёмы замерзают.

— Но вот второй птичий секрет. Многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм. Например ласточки и стрижи улетают первыми ещё в августе, когда повсюду много насекомых. Как они узнают о приближении голодного времени? (ответы детей)

— Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора в дорогу.

— Но не все птицы улетают, некоторые остаются. Каких птиц вы видели зимой рядом со своим домом, школой? (ответы детей)

— Вот эти птицы. Назовите их. Как называются птицы, которые не улетают от нас на зиму в тёплые края?

— Это зимующие птицы. Откройте тетрадь на странице 56 и найдите зимующих птиц.

— Вот и третий птичий секрет, который надо раскрыть. Почему не улетают от нас зимующие птицы? (ответы детей)

— Могут находить себе корм. Некоторые птицы осенью запасают корм.

— А как вы думаете, какие птицы делают припасы на зиму? Что они запасают и где? (ответы детей)

Некоторые птицы осенью собирают запасы корма. Кедровка выклёвывает орешки кедровой сосны и, набивая ими ротовой мешок, уносит их на некоторое расстояние и закапывает порциями в несколько орешков в почву или лесную подстилку. Сооруженные запасы использует зимой лишь частично.

Подобным же образом сойки запасают жёлуди дуба.

Мохноногие и воробьиные сычи запасают к зиме мелких грызунов, которых они складывают в дупле деревьев. Максимально известная величина запаса – 86 трупиков полёвок.

Небольшие запасы корма делают вороны и сорока, припрятывая пищу под опавшими листьями или в снегу; позднее часть этого корма они находят и подают.

В октябре, ноябре, когда осыпаются шишки пихты и ели, занимаются заготовкой запасов пищи черноголовая гаичка и синица-московка. Синицы, достав семена из раскрытых шишек или подобрав их с земли, прячут добытый корм в щели коры, под наросты лишайников, пристраивают их снизу за отставшую кору боковых ветвей, то есть в те места, где эти места не будут засыпаны снегом.

Читайте также:  Ловит птиц падеж имени существительного

Хохлатая синица собирает семена сосны и ели, а также личинок и гусениц, которых прячет по одиночке в разные места под сучками, под лишайниками на деревьях , причем делает это так, чтобы они были заметны только снизу. Зимой, когда снег покрывает ветви сверху, пищу легче отыскивать.

Создает себе запасы и поползень, закладывая крылатки клена, буковые орешки и прочий корм в трещины коры деревьев.

Зимние запасы помогают птицам пережить трудный в кормовом отношении сезон года – зиму. Именно поэтому птицы, запасающие корм, не улетают в тёплые страны, а зимуют там, где живут летом .Характерно, что каждая птица находит зимой только часть своих летних запасов и пользуется пищей, заготовленной другими птицами. Так птицы помогают друг другу.

Многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее всего вы видели как зимой воробьи, синицы, поползни что-то склёвывают на ветках. А вот что? Что ищут птицы в голых ветвях деревьев? (ответы детей)

— Вспомним предыдущий урок. Откройте учебники на странице 90, прочитайте второй абзац. Так что ищут птицы на голых ветвях деревьев?

Вы все видели красавцев снегирей и свиристелей. Насекомыми они не питаются, а чем же они питаются зимой? (ответы детей)

— А как люди могут помочь зимующим птицам? (ответы детей)

— Какие птичьи секреты мы с вами сегодня раскрыли?

— Какой секрет вас больше всего удивил?

— Что интересного вы узнали из жизни птиц осенью?

  • Какие птицы называются перелётными, а какие зимующими?
  • Почему перелётные птицы не могут оставаться на зиму в наших краях, а зимующие могут?
  • Как птицы узнают о том, что им пора отправляться в путь?
  • Какие зимующие птицы осенью запасают корм?

Источник

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе » Птичьи секреты»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Технологическая карта содержит методические рекомендации по проведению урока окружающего мира во 2 классе по теме «Птичьи секреты » УМК » Перспектива».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс .

Разработала: учитель начальных классов

Захарова Елена Николаевна.

Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику
«Окружающий мир 2 класс».
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива»

В современных условиях для решения проблемы воспитания и развития личности недостаточно передать ученику готовые знания. Необходима самостоятельность и в обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует сформировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности учащихся в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности. Данный урок отвечает требованиям ФГОС.

Создать условия для формирования представления о перелётных и зимующих птицах на основе результатов собственного учебного исследования и обработки полученной информации.

Метацель: формировать умения фиксировать полученную информацию в виде таблицы, схемы, рисунка.

  • Научится объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелетных и зимующих птиц.
  • Бережно относится к окружающему миру.
  • Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах .
Читайте также:  Декор птички фикс прайс

Учащиеся научатся объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелетных и зимующих птиц, использовать различные справочные издания, детскую литературу. Интернет для поиска информации, аргументировано отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы, сравнивать.

Перелетные и зимующие птицы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, технология.

  • Учебник «Окружающий мир» 2 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая , Рабочая тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 2 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
  • Задания на карточках для групповой работы.
  • Карточки с опорными словами и с фотографиями перелётных и зимующих птиц.
  • Презентации.
  • Мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки, графические планшеты, цифровые микроскопы.
  • Методическое пособие: Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»).

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Метапредметная тема урока — « Таблица»

1.Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

— воспитание любви к окружающему миру, привитие интереса к предмету;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— развитие умения работать с информацией;

— развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

— развитие умения использовать различные способы поиска информации;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

— формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

— формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— освоение первоначальных знаний о жизни птиц в природе;

— овладение умениями правильно участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания ;

— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему нас миру, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к жизни птиц, стремления помочь им.

Источник

Оцените статью