Птичий клюв орнамент казахский

Традиционные виды и символика орнамента

При всем богатстве и разнообразии орнаментального искусства, прослеженного по древним археологическим памятникам Казахстана, сложились мотивы геометрического, зооморфного, космогонического и растительного орнаментов. По происхождению казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом. Вторая — это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т.е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий — более 200. По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:

  1. Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд). Он символизирует мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение. В его составе такие виды орнамента, как «ай» (луна), «айшық» (лунообразный), «жұлдызша» (звездочка), «күн нұры» (солнечный свет), «күн көзі» (солнечный глаз), «күн сәулесі» (солнечный луч), «ай гүл» (лунный цветок), «жұлдыз» (звезда).
  2. Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т.д. В основу этого вида орнамента взята форма «қошқар мүйіз» (бараний рог), «ит құйрық» (собачий хвост), «өркеш» (верблюжий горб), «түйе табан» (верблюжий след), «аша тұяқ» (пара копыт), «түйе мойын» (верблюжья шея), «арқар мүйіз» (рог архара).
  3. Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых: «алақұрт» (пестрый паук), «жылан» (змея), «жыланбас» (змеиная голова), «құмырсқа» (муравей), «жыланбауыр» (змеиное брюхо), «көбелек» (бабочка), «шыбын қанат» (крылья мухи).
  4. Орнамент, связанный с названиями птиц: «құсқәнат» (птичьи крылья), «қазтабан» (гусиные лапки), «қазмойын» (гусиная шея), «құсмойын» (птичья шея), «құстұмсық» (птичий клюв).
  5. Растительный орнамент включает мотивы — листья, пальметты, трилистники, бутоны, цветки, имеющие специфические названия «арпабас» (ячменная головка), «үш, бес, алты, сегіз, он екі жапырақты гүлдер» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «қызгалдақ» (тюльпан), «райхангүл» (роза), «гүл» (цветок), «жетігүл» (семицветик) и др.
    Их переплетения раскрывают в орнаменте понятие единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на земле.
  6. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта: «балта» (топор), «өзгім-өзімек» (плетенка), «шарбақ» (плетень), «төрт таспа» (четыре ленты), «түйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «қайнар» (родник), «қос тұмарша» (два амулета), «балтақ» (костыль), «сыңар өкше» (один каблук), «ирек» (зигзаг), «тарақ» (гребешок).
  7. Орнамент, связанный с изображением геометрических форм — квадратов, ромбов, прямоугольников, зигзагов, многогранников, символизирующих магические знаки оберега от злых духов.
Читайте также:  Какие птицы могут различать цвета

В популярной книге Узбекали Джанибекова «Эхо… По следам золотой домбры», знакомящей нас с историей и этнографией казахского народа, в графическом виде представлены основные мотивы казахского орнамента, которые используются и сегодня в народных ремеслах как в чистом виде, так и в их интерпретациях (рис. 2.1). Родоначальником орнаментального искусства считается широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент. Например, зооморфные узоры: қошқар мүйіз — бараньи рога, қос мүйіз — парные рога, сыңар мүйіз — один рог. Такие мотивы, как қарға тұяқ — воронья лапка, аша тұяқ -раздвоенное копыто, құсмұрын — птичий клюв, құсқанат — птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля.

Геометрические мотивы казахского орнамента

К древнейшим видам орнамента относят космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. Древние солярные и геометрические мотивы: шаршы — ромбы, тұмарша — амулет (треугольники), балдақ — костыль (тобразные), ирек, су өрнек — зигзаг, сүйір — остроконечный, шынжыр — цепь, в многогранных и меандровидных и сетчато-пересекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетней давности. Солнце, небо символизирует дөңгелек- круг, четыре стороны света — төрт құлак — крестовину, шұғыла — луч солнца, айгүл -лунный цветок, айшық гүл — полумесяц. Узор айгүл — один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидками он встречается на памятниках искусства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыкского кургана. Древняя символика вкладывалась в значение некоторых орнаментов. Қошқар мүйіз (бараний рог) и аша тұяқ (раздвоенное копыто) обозначают материальное благополучие скотовода; если одежда украшалась узором түйе табан (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал комуто счастья, свободы, независимости, то дарил вещь со знаками құсмұрын (птичий клюв), құсқанат (птичье крыло). Девушки и теперь носят «құсмұрын жузік», «бес білезік» браслеты на цепочке, где одно кольцо — птичий клюв, другое — птичье крыло.

Практически невозможно охватить полностью все названия орнаментов, созданных народом, или дать характеристику каждому из них, так как каждый создатель давал своему орнаменту отличительное название. Мастер орнаментального искусства считался неординарным и уважаемым в народе человеком. Любой кочевник с детства знал символику орнамента, мог его читать, зашифровать в нем свои представления о жизни. Так, узор из стилизованных растений в его представлениях обозначал степь. Символизированный мир животных отражался в разных формах зооморфного орнамента. Силуэт юрты дал кочевнику мотив геометрического орнамента. Йдею верности, дружбы, силы, неутомимости выражали спаренные круги и квадраты. Волнистая линия символизировала воду. Орнамент, расположенный над пологом двери юрты, благословлял: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!». Детали убранства лошади украшались орнаментами, которые, как считалось у степного народа, принесут удачи всаднику, быстроту и неутомимость коню. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь; красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро — честность и правдивость, бирюза — верность и вечность, прозрачный топаз — чистоту.

Читайте также:  Опенинг голубая птица наруто

В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Каждый из трех основных спектральных цветов (голубой, желтый, красный) и двух ахроматических (белый и черный) означали собственный символ желаний и чувств. Так, синий свет — символ неба, поклонение тенгри, красный — огня, солнца, белый — истины, чистоты, радости, счастья, желтый — разума, черный — земли, зеленый — весны, молодости. Таким образом, цвет и орнамент в древности имели ритуальное значение.

Овладение искусством орнамента было обязательным условием успешной работы для любого мастера. При выполнении орнамента мастера соблюдали следующие правила:

  1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.
  2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
  3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
  4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

В современном мире утрачено смысловое значение орнамента. И если в прошлом орнамент сопровождал казаха и его далеких кочевых предков всю жизнь, то сегодня его роль сведена к «минимально-ритуально-сувенирному, отчасти функциональному присутствию» в жизни современного человека, жителя республики. Орнаментальное искусство в наши дни развивается благодаря творческому поиску народных мастеров, наполняется новым содержанием, преобразуется в новые виды и жанры. Ниже показаны варианты стилизации природных мотивов, выполненные В.М. Гряниковой и А.Д. Райымкуловой (рис. 2.2, 2.3).

Источник

Казахские орнаменты.

Орнаменты, используемые нашим народом в быту, можно назвать художественным произведением, рожденным его интеллектуальным и эстетическим мировоззрением.
Құсмұрын – Птичьи клюв.
На одежду молодых девушек и парней, на изделия быта молодых семей наносится много фигурных знаков в виде птичьего клюва. Құсмұрын (Птичий клюв) означает быть свободным, счастливым, парить, как птица.
Түйетабан – Верблюжий след.
Орнамент Түйетабан (Верблюжий след) означает дальнюю дорогу. Такой орнамент наносили на вьючное седло верблюда, на его покрытие и другие изделия, необходимые каравану. Таких находок было много найдено вдоль Великого Шелкового пути, поэтому, можно предположить, что такие орнаменты были распространены.
Итқұйрық – Собачий хвост.
Орнамент Итқұйрық (Собачий хвост) означает близкое расстояние. Собака не отправляется в дальние путешествия, собака может уйти на такое расстояние, которое сможет преодолеть за один день. Поэтому этот орнамент наносился на кошму, под седло быка и на другие изделия, означающие близкое расстояние.
Қошқармүйіз – Бараний рог.
Казахи сильно почитают барана. В казахских орнаментах очень много и часто встречаются завитки бараньего рога. Он означает силу, доброту, достаток. Люди, мечтающие о том, чтобы их потомки стали такими, наносили орнамент бараний рог на изделия, которые они делали для своих детей.
Омыртка.
Позвоночник — символ стойкости, смелости. На изделиях, предназначенных для мужчин, часто вышивали орнаменты в виде позвонка. Известно, что люди, имеющие сильную пояснично-позвонковую часть, бывают стойкие, энергичные.
Кұстаңдай – Птичье небо.
На чапанах и другой одежде ораторов, поэтов вышивали орнамент құстаңдай. Таким способом вкладывали пожелание, чтобы голос был приятным, как у соловья.
Қолтық ою.
Казахи на текемет и войлок часто наносили орнамент «қолтық ою», что означало: «приходите, чувствуйте себя как у себя дома, мы всегда вам рады», также означало гостеприимство.
Украшения создавались в соответствии с воспитанием, традициями, модой. В условиях кочевого быта такие понятия, как «нравственность», «доброта», «справедливость», объяснялись народом своим потомкам через такие вещи.

Читайте также:  Мастер класс сшить птичку

Источник

Оцените статью