Птиц клевавших виноград зевксиса

Обмануть изящно

Встретились как-то древнегреческие художники Зевксис и Парразий и стали спорить «кто лучше картины рисует», хвастаться друг перед другом. Зевксис раскрыл занавес на своей картине, где изобразил гроздь винограда, да так гиперреалистично натурально, что птицы прилетели виноград клевать. Довольный результатом, приблизился к работе Парразия, хотел собственноручно открыть занавес на картине соперника… Вдруг видит, а занавеска-то нарисованная!
Со словами «я обманул птиц, а ты сумел обмануть мои глаза», ну или с какими-то другими похожими словами, давно это было, в V веке до н. э., Зевксис оценил мастерство и признал победу Парразия.

Но на этом, как вы понимаете, дело не закончилось, свидетельством тому занимательная выставка, которую организовал Музей Тиссена-Борнемисы — «Гиперреализм. Искусство тромплей».

Trompe-l’oeil (тромплей) — так, элегантно и по-французски, называют технический приём с целью создания оптической иллюзии того, что изображённый предмет находится в трёхмерном пространстве, когда на самом деле нарисован в двухмерной плоскости.

А по-испански? Trampantojo (трампантохо). Trampa — обман, para — для, ojo — глаз. Мне больше нравится веселое испанское слово. Трам-пан-тó-хо. А вам?

На выставке представлено более 100 работ из музеев и частных коллекций всего мира. Произведения сгруппированы не в хронологическом порядке, а по сюжетным линиям и идеям, чтобы подчеркнуть преемственность жанра, которая продолжается по сей день. Всего восемь разделов: «Мизансцена», «Фигуры, рамки и пределы», «Отверстия для любопытных», «Притворные перегородки: доски и стены», «Идеальный беспорядок и уголок художника», «Призыв к чувствам», «Американское обновление и пробуждение», «Современная обманка».

Экспозиция «Hiperreal. El arte del trampantojo» продлится до 22 мая 2022 года.

— Какой ужас, дохлую птицу на выставку притащили, — подумала я. А потом пригляделась. ой. она же деревянная. Облапошили меня, наивную, изящно обманули!

Источник

А вот где это увидеть возможно?

На ролике дядя Толя говорит про двух Греческих художниках (2:27мин)
А можно посмотреть на этот виноград и на эту ширму? или вообще?? ?

Обманите меня.. .но совсем, навсегда.. .

Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда.. .

Чтоб поверить обману свободно, без дум…

М. Волошин
________________________

К сожалению, до наших дней не сохранились произведения этих художников.
Но есть картина неизвестного автора, где изображено как

Зевксис пишет мальчика с виноградом .
Там и птички слетаются на виноград.

Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало! » — сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано» . Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца» .
_______________________________

Читайте также:  Опишите кровеносную систему птиц

И Зевксис, и Паррасий – реально существовавшие исторические персонажи.

Плиний пишет: «Передают, что . впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться» .

В натюрморте иногда встречается тема «Виноград Зевскиса» (Zeuxis’ Grapes), представляющая собой т. н. «обманки» или гиперреалистические изображения виноградных кистей.

Художники, использующие trompe l’oeil, или «искусство обманывать глаз» , опираются не только на доведенную до абсолютного совершенства живописную технику, позволяющую им безо всякой корысти ввести глаз в заблуждение, но и на предвкушение зрителя. Зевксис так вкусно нарисовал виноград, что на него слетелись окрестные птицы. Паррасий, соревновавшийся с Зевксисом, попросил Зевксиса оценить его натюрморт. Зевксис попытался откинуть покрывало с картины, однако само покрывало и было картиной.
________________________

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.

Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.

Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.

Нельзя. Даже если это не легенда — картины-то не сохранились. Но за века набралось столько талантливых художников, что подобную живость и реалистичность изображения можно найти и у многих современных. Один фотореализм чего стоит

Два шедевра
Владимир Шебзухов

Соревновались живописцы.
Хоть их друзьями не назвать,
По-доброму трудились кистью,
Стремясь друг друга удивлять.

Скрывать не будем, у обоих,
Что ни картина, так – шедевр!
Творения, и в залах многих,
И начинающим пример.

Так выставил на обсужденье,
(Знал, что шедевром назовут)
Один из них, своё творенье.
Лозу изобразил он тут.

Сумел своей волшебной кистью
Блеск спелых ягод передать.
У многих челюсти отвисли –
Слетались птицы поклевать.

Другой творец поведал люду:
«Не скрою – на шедевр гляжу!
Я рисовать картину буду.
Не хуже этой покажу!»

Своё шедевр находит место.
Картину выставил герой.
На ней увидев занавеску,
Все в голос крикнули – «Открой!»

Соперник гласа не лишался.
— Открой, срази всех наповал!

Художник только улыбался.
— Я занавеску рисовал!

Признал победу живописца
Публично среди бела дня.
— Я обманул всего лишь птицу,
А ты – художника-меня!

Мальчик и виноград
Владимир Шебзухов

«Постоянная неудовлетворённость самим собой,
нормальное состояние художника»
Поговорка

Изобразил художник Зевксис*
Не только спелый виноград,
У той лозы был мальчик весел,
Чему и сам ваятель рад.

Читайте также:  Брачные танцы птицы манакины

Слетались к винограду птицы.
Да, да, чтоб ягоды клевать.
Собратьям даже не приснится,
Картину так нарисовать!

Но нет покоя живописцу,
Картина всё ж не удалась…
Как прежде к ней слетают птицы,
Так мальчика в ней не боясь!

………………
*
Зе; вксис из Геракле; и — древнегреческий живописец,
работавший в 420—380 годах до н. э.

Уважаемый читатель,
Вы в 5 классе средней школы учили, что творения великих древнегреческих живописцев не сохранились. Большая их часть погибла, когда Древнеримскую Империю атаковали варвары. Вы, безусловно, помните эти даты, также как помните, когда Греция вошла в состав Древнеримского государства, Вы учили это в 5 или 6 классе средней школы.
Из творений древнегреческих мастеров сохранились статуи — далеко не все, конечно: но в Греции их было ощутимо больше, чем картин, к тому же статуи прочнее живописи. Сохранились прекрасные изображения на древнегреческих вазах. Сохранились древнеримские копии с великих картин древнегреческих живописцев (получше-похуже, но не совсем то).
А самих картин древнегреческих художников давно уже нет на свете — вот такой печальный результат невежества и нежелания учиться со стороны тех, у кого сила есть ума не надо.

Источник

картина \\\прилетели птицы и сьели виноград \\\смотреть

История про птиц и ягод известна еще со времен древней греции, причем в нескольких вариантах.

«Естественная история» римского писателя Плиния Старшего (I в. н. э. ) — единственная энциклопедия, которая дошла до нас от античных времен. Плиний рассказывает о многих художниках, в том числе и о Зевксисе — знаменитом мастере, жившем в Древней Греции в конце V в. — начале IV в. до н. э. В картине «Мальчик с виноградом» Зевксис столь реалистично нарисовал виноград, что птицы слетались его клевать; тогда он нарисовал мальчика с виноградом, но птицы стали вновь слетаться.

Зевксис разгневался, решив, что если бы он нарисовал мальчика так же хорошо, как и виноград, то птицы испугались бы его (кн. XXXV, раздел 36).

Есть еще и легенда связанная с Зевксисом:

Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало! » — сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано» . Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца» .

Многие птицы не обладают стереоскопическим зрением, поскольку глаза у них расположены по обе стороны головы. То, что видит один глаз, не видит другой. Из-за отсутствия общего поля обзора мозг не может сформировать объемное изображение. И опытные охотники знают, что примитивная, не раскрашенная модель уточки привлекает летящего селезня не хуже живой подсадной птицы.

Читайте также:  Воздушные мешки птиц служат

По утрате Грецией независимости лучшие произведения Зевкиса попали в Рим; отсюда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где погибли все до единого при неоднократно случавшихся пожарах.

Для нас в греческой легенде важно то, что картина обманула не птиц, а глаз мастера-живописца. У русского художника XIX века Федора Толстого есть картины, перекликающиеся с сюжетом древнегреческой легенды.

В любом случае, мой ответ это лишь версия, возможно история повторяется и у кого-то из художников произошла такая же история.

Источник

timurprosto

Два древнегреческих художника Зевксис, и Паррасий решили: каждый их них нарисует картину, принесет на площадь и какая из работ будет оценена выше, тот и победит. В назначенный день художники принесли на площадь картины, закрытые покрывалом. Один снял покрывало, и летающие над ним птицы начали клевать гроздь винограда, написанную творцом — до того она была реалистична. Когда же второго художника попросили снять покрывало с картины, он сказал, что сделать этого не может, потому что покрывало нарисовано. Тогда оппонент склонил перед ним голову и произнес: «Ты победил. Я смог обмануть глаза приц, а ты обманул глаза живописца».

Два шедевра
Владимир Шебзухов

Соревновались живописцы.
Хоть их друзьями не назвать,
По-доброму трудились кистью,
Стремясь друг друга удивлять.

Скрывать не будем, у обоих,
Что ни картина, так – шедевр!
Творения, и в залах многих,
И начинающим пример.

Так выставил на обсужденье,
(Знал, что шедевром назовут)
Один из них, своё творенье.
Лозу изобразил он тут.

Сумел своей волшебной кистью
Блеск спелых ягод передать.
У многих челюсти отвисли –
Слетались птицы поклевать.

Другой творец поведал люду:
«Не скрою – на шедевр гляжу!
Я рисовать картину буду.
Не хуже этой покажу!»

Своё шедевр находит место.
Картину выставил герой.
На ней увидев занавеску,
Все в голос крикнули – «Открой!»

Соперник гласа не лишался.
— Открой, срази всех наповал!

Художник только улыбался.
— Я занавеску рисовал!

Признал победу живописца
Публично среди бела дня.
— Я обманул всего лишь птицу,
А ты – художника-меня!

Мальчик и виноград
Владимир Шебзухов

«Постоянная неудовлетворённость самим собой,
нормальное состояние художника»
Поговорка

Изобразил художник Зевксис*
Не только спелый виноград,
У той лозы был мальчик весел,
Чему и сам ваятель рад.

Слетались к винограду птицы.
Да, да, чтоб ягоды клевать.
Собратьям даже не приснится,
Картину так нарисовать!

Но нет покоя живописцу,
Картина всё ж не удалась…
Как прежде к ней слетают птицы,
Так мальчика в ней не боясь!

………………
*
Зе;вксис из Геракле;и — древнегреческий живописец,
работавший в 420—380 годах до н. э.

Источник

Оцените статью