Птица фантазии по соболевой
Я педагог начальной школы и практикующий психолог. Работаю с детьми более 20 лет, а практикую как психолог более 10. Так как я уже давно совмещаю эти два направления, для меня встреча с методикой Ольги Леонидовны оказалась тем самым мостиком между педагогикой и психологией, между образовательными и очень тонкими внутренними задачами развития ребенка. Это программа еще и про исцеление «внутреннего ребенка». Про «поверить в себя», «отрастить крылья», про «хочу» вместо «надо», про «вам нравится?» вместо глаголов повелительного наклонения. Про свободу. Про очень глубокое речевое развитие, а это неотрывно связано с формированием высших психических функций у ребенка: мышления, памяти, воображения, восприятия и т.д. Ведь задача у нас не только научить навыкам грамотного письма и чтения, а помочь ребенку гармонично вырасти на весь свой природный потенциал и за пределы его.
Работаю как очно, так и дистанционно. Раньше — в большой государственной школе, а сейчас это наша собственная семейная школа с небольшими классами, которая работает уже более 10 лет по программе Ольги Соболевой.
Есть большой опыт работы с родителями по разъяснению тонких моментов методики, поддержке интереса ребенка, раскрепощению речи и письма, о важности правого полушария.
Мы сейчас ведем целое направление по поддержке родителей, которые релоцировались в другие страны и обучают детей по методике Ольги Леонидовны сами, сохраняя российский аттестат.
Работаю в начальной школе большой московской частной школы. Классы у нас по 16 человек, дети при поступлении проходят серьезный отбор. До этого работала в государственной школе, в жоховском классе (20 детей) с неотобранными детьми и очень доброжелательными родителями. Также вела несколько курсов в дистанционной школе Ольги Соболевой. В основном преподаю очно, было несколько попыток перейти в онлайн, которые показали, что я все-таки создана для работы вживую.
- преподавание русского языка по методике с 1 по 4 класс, включая работу по комплекту обучения грамоте (с читающими детьми);
- речевые проекты (очно и онлайн) — сборники сочинений, книги по мотивам художественных произведений, аудио-книга с параллельными сюжетами, детская книга с общим сюжетом.
- сочетание Методики с социо-игровыми приемами.
С 2016 года работаю с дошкольниками от 4-х лет, с младшими школьниками. Также в 5 классе помогала соединять программу Ольги Соболевой с учебниками Г. Граник.
С дошкольниками работаю индивидуально и в группах до 8 человек. В начальной школе — индивидуально и с классами до 12 человек.
С 2019 года работаю с билингвами — индивидуально и в группах по 3-5 человек.
Два года вела читательский клуб онлайн для 2-4 классов. Сейчас он очный.
По просьбе Ольги Леонидовны проводила кружок редколлегии со своими учениками, проводила в Волшебной школе лето с Мудрейкиным на 20 человек (писала детям письма с заданиями).
Мы регулярно издаем книги наших учеников. Составляю тетрадочки на время каникул, чтобы не забылись знания.
У меня своя Волшебная школа (семейные классы). Учимся три дня в неделю очно + 1 день онлайн по вопросам детей.
Регулярно в своей школе рассказываю родителям про методику. Объясняю, почему нужно довериться, почему не нужно заставлять, почему нужно закрыть глаза иногда. В своей школе передавала опыт учителям русского и литературы.
Я могу поделиться своими задумками по игровым приемам, инструментарием к разным страничкам книг Ольги Леонидовны, помочь в работе с “Космическими прописями”.
- как помочь детям полюбить письмо;
- как добавить волшебства на уроке;
- как расположить к себе детей и не нарушить свои границы.
Я учитель начальных классов. Работаю очно и дистанционно. Очно — более 26 лет в государственной школе с наполняемостью классов до 25 человек. Дистанционно — в школе Ольги Соболевой в группах до 8 человек.
В опыте работы по методике — преподавание русского языка в 1-4 классах, дошкольные группы с детками от 5 лет и речевые курсы (раскрепощение речи,
сочинительство и речевые проекты).
В процессе работы с детьми складывается и опыт работы с родителями: по поддержке мотивации, разъяснению методических моментов и других вопросов, которые возникают во время самостоятельных занятий родителей с детьми.
- общие принципы и подходы в методике дошкольного обучения;
- обсуждение вариантов проведения занятий по дошкольному комплекту с читающими и нечитающими детьми;
- преподавание русского языка с 1 по 4 класс.
Выберите для адресных консультаций методиста,
который максимально близок Вам по специфике работы:
«. Учиться можно, только забавляясь. Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Из книги Анатоля Франса «Преступление Сильвестра Бонара, академика» (выбор Ольги Соболевой)
Стержень методики Ольги Соболевой – оригинальная системная технология. Ее сквозная линия – раскрепощение и развитие детской речи, высвобождение речевого ресурса ребенка. Речь как важнейшее средство коммуникации и самовыражения, как один из ведущих каналов получения информации о мире, связывающий ребенка с социумом, становится в контексте авторского метода также и средством интеграции всех видов его деятельности.
Одна из ключевых особенностей методики: «легко и понятно» не за счет упрощения содержательной стороны, а за счет психологически корректной и адекватной возрасту формы. С помощью обаятельных персонажей, неожиданных метафор, ярких фантастических сюжетов ребенок не просто изучает, а проживает весь материал.
Другая особенность – реальная разноуровневость методики. Вариативные задания, живые, обращенные к ребенку формулировки позволяют педагогу реализовать индивидуальный подход с учетом потребностей каждого ребенка.
Методика помогает решать мета-задачу — развитие личности ребенка. С помощью специальных приемов ребенок учится делать многовариантный выбор, действовать в ситуации неопределенности, устанавливать связи между языковыми понятиями, чувствовать и сопереживать…
Методика сфокусирована на ребенке, на его представлении о мире, на детском понимании языка. Педагог, практикующий методику, нацелен на поддержку ребенка, на снятие барьеров и ограничений, раскрепощение ребенка и раскрытие его природных возможностей. Ребенок погружается в мир волшебства, творчества, свободы, обретает веру в себя!
Источник
Статья на тему «Обучение чтению по методике Соболевой»
Из отечественных авторов можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).
В рамках своей методики автор свела к минимум большинство недостатков Монтессори-подхода, сохранив при этом основные достоинства:
-Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
-Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
-Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».
Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.
В среднем в возрасте 5 – 5,5 лет ребенок уже в состоянии удерживать свой взгляд на книжной строчке. О.Л. Соболева считает, что в это время можно постепенно начинать обучение чтению. Хочется напомнить, что этому должен предшествовать этап устного опережения.
Колорифмика – это прием, разработанный О.Л.Соболевой и являющийся первым этапом на пути ребенка к чтению.
О.Л.Соболева формулирует его следующим образом: «Колорифмика – это прием освоения правил чтения ребенком при помощи цветовой проработки рифмованных окончаний»
Этапы чтения: от чтения «понарошку» к осознанному чтению.
Процесс овладения чтением проходит обычно в два этапа: сначала идет период квази-чтения, или чтение «понарошку», когда ребенок просто запоминает содержание и читает по памяти, со временем оно обязательно переходит в осознанное чтение.
Предъявление детям материала для чтения может проходить по-разному:
1.Пассивная «колорифмика» заключается в следующем. Дети учатся читать тексты, в которых рифмующиеся парные окончания уже выделены определенным цветом. От детей не требуется никаких усилий для подготовки текстов для чтения – они просто их читают. Такой вид колорифмики хорош для дошкольников, когда они только приступают к обучению чтению. Для этого можно использовать «Энциклопедию дошкольника» издательства Росса, в которой, в разделе «Английский язык», О.Л. Соболева описала этот прием и где предоставляется богатый материал аутентичных детских стишков.
2. Полупассивная колорифмика. Рифмующиеся парные окончания в стихах подчеркнуты или выделены курсивом. На уроке дети вместе с учителем их обводят и раскрашивают цветными карандашами. При этом можно прорисовывать содержание, если это не было сделано заранее учителем. Такая работа эффективна с детьми постарше (лет 6-7). Учитель должен быть уверен, что дети, обводя окончания, не захватывают соседние буквы, которые не участвуют в образовании нужного звука или дифтонга. Например, в паре eyes- rise слово eyes должно быть обведено полностью, а в слове rise только три последние буквы, так как только они участвуют в образовании рифмующихся звуков.
3. Активная колорифмика. Дети читают стихотворение вместе с учителем и сами находят рифмующиеся окончания (в тексте подсказок нет). Очень хорошо применять этот вид колорифмики со школьниками, хотя учитель тоже должен быть уверен, что дети правильно выделяют окончания и раскрашивают, не захватывая соседние буквы.
Положительные стороны методики:
-воспитание любви к чтению;
-развитие внимания, памяти, фантазии, логики, увеличение лексикона.
Отрицательные стороны методики:
-отсутствие системы упражнений.
Источник