Кто такие Гамаюн, Сирин и Алконост?
Как известно, в древнерусской литературе птица Гамаюн была чудесной птицей без крыльев и ног, всю жизнь летающей по небу, а на землю падающей только мертвой.
Но это было в русском Средневековье, потом эта легенда забылась.
Новый взлет популярности птицы Гамаюн в русской культуре произошел в конце XIX — начале XX века, и связан он с двумя произведениями искусства.
Это знаменитая картина великого русского художника Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая».
И написанное под впечатлением от этой картины одноименное стихотворение Александра Блока.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает казней ряд кровавых,
Злодеев силу, гибель правых…
Прекрасный лик горит любовью,
После этого союза двух классиков Гамаюн в России надолго стал птицей с женским лицом, которая предсказывает будущее, обычно — кровавое.
Очень часто Гамаюн идет в связке с еще двумя вещими птицами из русских сказок – Сирином и Алконостом. Достаточно вспомнить песню «Купола» Владимира Высоцкого:
Птица Сирин мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд —
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!
Ну или композицию «Сирин, Алконост, Гамаюн» с «Русского альбома» тогда еще не иноагента Бориса Гребенщикова.
В отличие от Гамаюна, который сначала был птицей-инвалидом, и только потом стал химерой с человеческим лицом, Сирин и Алконост изначально представляли собой птиц с женскими головами. Вот вам для примера лубок «Алконост», конец XVIII — начало XIX века.
Как писалось в древнерусском «Азбуковнике»: «Сирин есть птица от главы до пояса состав и образ человечь, от пояса же птица».
Сирин и Алконост всегда ходят парой, и даже «суперспособность» у них одинакова – завораживающее человека пение: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная…».
Вот только характер способности у них разнится принципиально – Сирин «грустит и плачет», а Алконост – «радуется и смеется». Все, как на знаменитой картине того же Васнецова «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали»:
А о том, на гербах каких городов изображены эти птицы, вы можете прочитать в моей книге «Царский титул в картинках».
Источник
Гамаюн
В Этимологическом словаре славянских языков приведена этимология близкого по звучанию слова. *gameti/*gamiti: гаме́ть «шуметь, кричать»; га́меть «кричать, громко разговаривать, галдеть, шуметь». В словаре Фасмера: гам род. п. га́ма, гаме́ть, га́мить «шуметь», га́мкать «лаять», диал. гом «шум».
Вместе с тем, более вероятно происхождение как слова, так и мифологии из персидской и арабской мифологии (Хумай — перс. هما ’huma’, murg-i-humay’un-bal — «птица, предвещающая счастье», а также в арабизированной мифологии народов Средней Азии — волшебная птица).
Мифология [ ]
Гамаюн — в восточнославянской мифологии сказочная райская (ирийская) птица; вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете.
Изображалась с женской головой и грудью. В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумайя.
Гамааюн – в мифологии древнеславянских народов одно из воплощений бога мудрости Велеса. Ее также называют вещей птицей или птицей-говоруном. Подобные эпитеты Гамаюн получила за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями.
В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну. Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу.
Живет Гамаюн на острове Буяне (в Алатырском море). По другой версии место ее обитания – некий Макарийский остров (некоторые исследователи полагают, что это всего лишь другое название того же Буяна). Гамаюн часто посещает Правь и Славь, но не задерживается там надолго. Обычно она совершает перелеты между мирами лишь с одной целью – передать смертным вести богов.
Нашим предкам Гамаюн представлялась мощной и красивой птицей с разноцветным оперением. Одни источники утверждают, будто у этой птицы голова женщины, однако, есть мнение, что не только голова… но и грудь. Встречаются редкие упоминания о том, что Гамаюн имеет способность к оборотничеству и может превращаться в прекрасную деву.
Встреча с птицей Гамаюн – великое счастье. Она может научить человека, как правильно исполнять божественные гимны, чтобы Боги и Предки чаще отвечали человеку. Также Гамаюн пророчит будущее, но лишь тем, кто готов его принять.
Умения, силы и способности [ ]
- Предсказания — Птица Гамаюн способна предсказывать будущее, но его еще нужно понять.
- Усыпление — Посмотрев в глаза человеку, способна усыпить его и наслать сон.
- Оборотничество — По некоторым представлениям, Гамаюн способна превращаться в прекрасную деву.
Современное использование [ ]
В геральдике ирийская-райская птица (Гамаюн) — мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. Гамаюн изображён на гербах следующих российских населённых пунктов и областей:
- Смоленская область
- Смоленск
- Михайловск (Свердловская область)
- Тербуны
- Зеленоградский (Московская область)
Источник
Кто такая Птица Гамаюн? И чему мы можем от нее научиться?
Поистине, один из самых притягательных мифологических персонажей – это райская птица Гамаюн. Её образ украшает герб г. Смоленска (вы только представьте, его утвердил еще князь Глеб Святославович в 1393 г. – «В серебряном поле черная пушка на золотом лафете, а на пушке – райская птица»).
В Арсенале Московского Кремля числится пушка «Гамаюн» с изображением птицы, отлитая в 1670 г.
Но почему она там? И что значит имя «Гамаюн», и кто она такая – «вещая птица Гамаюн»?
Согласно раннему изданию словаря Владимира Даля «гомоюнить» значило «громко говорить, кричать, шуметь, буянить», использовали его в центральных губерниях России. В Словаре русских говоров Среднего Урала находим глагол «гамаюнить» в значении «прилежно трудиться»: в Курганской области «настоящим гамаюном» называли «трудягу», которого уважали за его усердие. Это был настоящий комплимент: «Мужик хороший, из гамаюнов – они народ толковый». В Пермской, Пензенской и Казанской губерниях «гомоюном», «гомоюнкой» называли заботливого, усердного и трудолюбивого работника (согласно словарю В. Даля).
Современное общество постепенно забывает о тяжелом труде и трудолюбии, да и отношение к трудолюбивому человеку уже не то, как раньше. Ценность «усердно трудиться» вытесняется ценностями легких денег, предприимчивости и ничего неделания. Но в этом ли ценность жизни? Не стоит ли нам вернуться к ценности наших предков, охранять, защищать и укреплять их для сохранения таких понятий как истина, единство, целостность и смысл жизни?
Образ птицы «Хумаюн» встречается в мифологии древних иранцев – знали они ее как птицу радости. Но вот на картине Виктора Васнецова («Гамаюн», 1898) птицу, которую мы видим, сложно назвать птицей радости: взгляд ее отнюдь не радостен, но и не печален – он, скорее, серьезен, можно найти в нем и оттенок удивления одновременно с решительностью. Сложно понять мужское лицо или женское изображено на картине, но это, точно, думающее и внимающее лицо. А внимает она зарождение мира, великие исторические события, извечную борьбу Добра со Злом, Правды с Кривдою. «Гамаюн, птица вещая»: всё знает, о всём ведает. Не даром она считается инкарнацией Велеса — бога мудрости.
Восемнадцатилетний Александр Блок, вдохновленный картиной Васнецова запечатлел образ мистической девы-птицы:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Не в силах крыл поднять смятённых…
Вещает казней ряд кровавых,
Злодеев силу, гибель правых…
Прекрасный лик горит любовью,
Эта Птица родом из славянских мифов, уводящих нас вдаль веков — в III тыс. до н.э.: Гамаюн родилась вместе с нашим миром, поэтому она всё на свете видела. Вот как описывается это мистическое создание в народных сказаниях «Песни птицы Гамаюн»:
«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн — птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей. Как садилась она — стала песни петь, распускала перья до сырой земли.»
И все хотели поучиться ее мудрости, съезжались «сорок царей со царевичем, сорок князей со князевичем, сорок могучих витязей, сорок мудрых волхвов», чтобы послушать, о чем поведает птица Гамаюн.
Интересно, что, несмотря на то, что ее образ трактуется, как «мифическая птица-говорун» в сказании Птица ведает историю в ответ за просьбу вопрошающего.
Мы в своей жизни не всегда задаем вопросы, часто молчим, боимся спросить – и речь здесь не столько о повседневных вещах, сколько о философских. Пока не спросишь – не ответят, пока не спросишь свое сердце – оно может молчать. Так давайте больше спрашивать, задавать вопросы, и пусть они будут банальными, глупыми или несуразными, это не столь важно. А спросишь, глядишь и ответит тебе твоя Птица Гамаюн: «Ничего не скрою, что ведаю…»
Позвольте и мне задать свой вопрос: возможно, нам стоит поучиться у птицы Гамаюн? Возможно, изучая историю, наши корни, историю нашей страны, нашего рода, не пренебрегая опытом наших предков, мы станем более сведущими? Возможно, это даст нам силы пережить любые трудности, и даже «голод, и пожар», и мы сможем построить лучшее завтра для наших детей, для наших будущих поколений?
Пишите ваши комментарии и мысли.
Источник