Лирохвост из сиднейского зоопарка научился подражать детскому плачу
Обыкновенный лирохвост из сиднейского зоопарка Таронга очень убедительно подражает громкому детскому плачу. Около года назад самец по имени Эхо позаимствовал этот звук у юных посетителей зоопарка и с тех пор довел имитацию почти до совершенства. Особенно хорошо ему удаются крики. Как отмечает The Guardian, помимо плачущих детей лирохвост умеет изображать электродрель и сигнал пожарной тревоги с объявлением об эвакуации.
Многие птицы искусно подражают различным звукам, например, песням других пернатых и человеческой речи. Впрочем, мало кто из них может сравниться с лирохвостами (Menura). Пытаясь привлечь самку, лирохвосты-самцы исполняют брачную песню, в которую включают голоса десятков видов птиц и некоторых млекопитающих, а также другие природные шумы.
Кроме того, в репертуаре великолепных лирохвостов (M. novaehollandiae) есть так называемая D-песня, напоминающая крики встревоженной стайки мелких воробьиных птиц. Самец прибегает к ней, если потенциальная партнерша остается равнодушной к его пению и танцу и собирается покинуть демонстрационную площадку. Услышав имитацию тревожных сигналов, самка остается на месте, позволяя самцу спариться с ней. Самец также исполняет D-песню во время спаривания: так он гарантирует, что партнерша не прервет совокупление и не убежит.
Некоторые лирохвосты не ограничиваются природными звуками и включают в брачную песню совершенные имитации рева бензопилы, щелчков затвора фотоаппарата и других шумов человеческого происхождения. Правда, вопреки популярным утверждениям, достоверные свидетельства такого поведения, включая все известные видеозаписи, относятся лишь к особям, живущим в неволе. Подражают ли антропогенным шумам дикие лирохвосты, до сих пор остается неизвестным. Если они и делают это, то очень редко, полагают специалисты (интересно, что некоторые врожденные сигналы лирохвостов имеют «механическое» звучание, так что их можно принять за имитацию шума техники).
Один из обыкновенных лирохвостов, научившихся имитировать звуки человеческого происхождения, живет в сиднейском зоопарке Таронга. Семилетний самец великолепного лирохвоста, который получил очень уместное имя Эхо, выбрал крайне необычный образец для подражания: плачущего ребенка. Около года назад птица начала копировать громкий детский плач, который почти наверняка услышала от нескольких юных посетителей зоопарка. Чем именно ее так привлек этот звук, неясно. В течение следующих месяцев зоопарк периодически закрывался из-за пандемии коронавируса — и Эхо потратил это время на то, чтобы отточить имитацию плача. Сейчас она стала почти совершенной. Особенно хорошо лирохвосту удаются детские крики.
Также Эхо научился имитировать шум электродрели и сигнал пожарной тревоги (включая объявление «Эвакуируйтесь немедленно!»). Впрочем, имитация плачущего ребенка остается самым неприятным звуком в репертуаре лирохвоста. По словам Лиэнн Голембиовски (Leanne Golebiowski), которая заведует в Таронге отделом птиц, склонность Эхо подражать плачу немного портит идиллическую атмосферу зоопарка.
Молодые певчие птицы усваивают навыки пения, подражая взрослым сородичам. Однако юные бородавчатые медососы (Anthochaera phrygi) испытывают серьезные трудности с поиском учителей. Дело в том, что по вине человека дикая популяция этого вида сократилась до 200-400 особей, живущих на обширной территории в Восточной Австралии. В результате из-за нехватки моделей для подражания медососы все чаще исполняют сильно укороченный вариант видоспецифичной песни или имитируют голоса других птиц. Самки неохотно спариваются с такими особями, что отрицательно сказывается на воспроизводстве вымирающего вида.
Источник
Какими необычными способностями обладает птица лирохвост ?
Чем знаменита эта птица и почему её считают чудом природы ?
Приветствуются подробные развёрнутые ответы.
Лирохвосты, или птицы-лиры (лат. Menuridae) — семейство птиц отряда воробьиных.
Они обладают уникальной способностью имитировать голоса других птиц, зверей и даже щелканье затвора фотоаппарата
Вообще-то собственной песни как таковой у лирохвоста нет, но этот пробел птица с лихвой восполняет неповторимым мастерством звукоподражания. В ее «аранжировке» трели других птиц, а также разнообразные, порой далеко не ласкающие слух звуки, как, например, треск мотоцикла, лай собаки, блеяние ягненка или хриплый хохот австралийского зимородка, превращаются в изумительную песню, за которую лирохвост заслуженно считается «звездой лесной эстрады» . Но поют, как и у большинства птиц, только лирохвосты-самцы, и то не круглый год, а лишь во время брачных игр.
Исследователь, Сидней Куртис, записал в окрестностях национального парка Новой Англии звуки, похожие на игру флейты. Подобным же образом, в 1969 году смотритель парка, Невилл Фентон, записал песню лирохвоста, похожую на звуки флейты, — это было в национальном парке Новой Англии, в пригороде Дорриго к северному побережью Нового Южного Уэльса. После проведённого расследования Фентон выяснил, что в 1930-х годах на ферме, прилегающей к парку, жил человек, имевший привычку играть на флейте рядом со своим домашним лирохвостом. Лирохвост запомнил его исполнение и позже воспроизвёл в парке. Невилл Фентон отправил эту запись звукотехнику и орнитологу Норману Робинсону. Так как лирохвост способен одновременно воспроизводить две мелоди, то Робинсон отфильтровал одну из мелодий и проиграл её для анализа. Песня представляла собой видоизменённую версию двух популярных в 1930-х годах мелодий: «The Keel Row» и «Mosquito’s Dance». Музыковед Девид Ротенберг подтвердил эту информацию.
Характерный облик самца альбертова лирохвоста (Menura alberti)
Лирохвост много раз изображался в качестве символа или эмблемы, особо стоит отметить Новый Южный Уэльс и Викторию (которые являются естественной средой обитания большого лирохвоста) и Квинсленд (являющийся естественной средой обитания альбертова лирохвоста).
Лирохвост называется так из-за своего эффектного хвоста (который состоит из 16 сильно видоизменённых перьев — два продолговатых в середине хвоста, два широких, направленных под углом к первым, и 12 расположенных между ними) ; ранее посчитали, что хвост напоминает лиру.
Это название закрепилось, когда экземпляр большого лирохвоста (перевезённый из Австралии в Англию в начале 1800-х гг. ) был подготовлен для демонстрации в Британском музее таксидермистом, ранее никогда не видевшим живого лирохвоста. Таксидермист ошибочно посчитал, что хвост напоминает лиру и что он должен быть расположен также, как у павлинов, когда они демонстрируют его, исходя из этого таксидермист и расположил перья соответствующим образом.
Позднее, Джон Гульд (который также никогда не видел живого лирохвоста) , нарисовал картину лирохвоста на основе экземпляра из Британского музея. Хотя и получилось очень красиво, но лирохвосты не держат хвост так, как это нарисовано в картине Джона Гульда.
Хотя и получилось очень красиво, но лирохвосты не держат хвост так, как это нарисовано в картине Джона Гульда.
Картина Джона Гульда в начале 1800-х гг. изображает особь большого лирохвоста из Британского музея
Умеет подражать всем звукам, которые слышит: голосам птиц, лаю собак, жужжанию лесопилки и даже голосу человека. При содержании в неволе, наверно, мог бы говорить, как попугай, но птица всё-таки насекомоядная, и в клетках её не держат.
А ещё это самый крупный представитель отряда воробьиных, наряду с вороном.
Лирохвосты, или птицы-лиры (лат. Menuridae) — семейство птиц отряда воробьиных. Лирохвосты считаются национальными австралийскими птицами, несмотря на то, что в естественной среде обитания они встречаются редко. Лирохвосты также хорошо известны из-за поразительной красоты своего огромного хвоста у мужской особи птицы — ими можно полюбоваться, когда она раскрывает хвост для демонстрации или при ухаживании.
Первая странная особенность лирохвоста — это то, что при приближении опасности, он убегает, но вместо того, чтобы лететь, что у него получается весьма неуклюже, он прячется в норах вомбата.
Еще одна уникальная способность — способность к подражанию.
Анекдотичный пример способностей лирохвоста в подражании и имитации звуков.
В начале 1930-х годов мужская особь лирохвоста по кличке «Джеймс» близко подружилась с миссис Вилкинсон, длительное время подкармливающей птицу. После этого Джеймс исполнил для неё танец ухаживания на одной из своих насыпей, сделанных им в заднем дворе — то же самое птица демонстрировала и для более широкой публики, но лишь в случае присутствия миссис Вилкинсон. В один из таких случаев ухаживания Джеймса длились 43 минуты, в течение которых он ходил, сопровождая свои шаги мелодией собственного исполнения, имитирующей крики австралийской сороки и молодой сороки, выкармливаемой родителем, австралийской восточной трещотки, австралийской птицы-колокольчика, смех двух кукабарр, смеющихся в унисон, желтоухого траурного какаду, шлемоносного какаду, пёстрой розеллы, чернозобой птицы-мясника, серёжчатого медососа, серогрудой сорокопутовой мухоловки, шилоклюва, бело-бурой кустарниковой птицы, пестроголового пардалота, скворца, золотобрюхой зарянковой мухоловки, золотого свистуна, стаи попугаев, свистящих на лету, красной розеллы, нескольких других птиц, которых затруднительно было установить и трели медососов (крошечных птиц с тонкими голосами) , собирающихся группками и щебечущими сладкими голосами. Для подражания сладкоголосым птичкам Джеймсу надо было свой мощный голос понизить до слабого и очень тихого, но он был очень изобретателен, сделав слышимым и различимым каждый тон в этом хоре. Также Джеймс включил в своё исполнение удачное подражание звукам отбойного молотка, гидравлического подъёмника и автомобильного сигнала.
Интересно и происхождение названия лирохвоста и его внешнего вида, так привычного нашему несведущему глазу по зоологическим иллюстрациям. Итак.
Это название закрепилось, когда экземпляр большого лирохвоста (перевезённый из Австралии в Англию в начале 1800-х гг. ) был подготовлен для демонстрации в Британском музее таксидермистом, ранее никогда не видевшим живого лирохвоста. Таксидермист ошибочно посчитал, что хвост напоминает лиру и что он должен быть расположен также, как у павлинов, когда они демонстрируют его, исходя из этого таксидермист и расположил перья соответствующим образом. Позднее, Джон Гульд (который также никогда не видел живого лирохвоста) , нарисовал картину лирохвоста на основе экземпляра из Британского музея.
Хотя и получилось очень красиво, но лирохвосты не держат хвост так, как это нарисовано в картине Джона Гульда. Вместо этого мужские особи лирохвоста в процессе ухаживания раскрывают хвост во всей ширине, при этом он полностью скрывает их голову и заднюю часть тела — такое можно увидеть на австралийской 10-центовой монете, где хвост большого лирохвоста (в период ухаживания) изображён в точности.
Источник
Птичка, которая копирует звуки камер, бензопил и сигнализации
Лирохвост — это талантливое существо, которое может имитировать практически любой звук, который оно слышит. В том числе звуки фотоаппаратов, бензопил и автомобилей.
На видео ниже легендарный защитник природы сэр Дэвид Аттенборо рассказывает о лирохвосте в своём сериале BBC «Жизнь птиц» 1998 года. Самец пытается привлечь самку, расправляя хвостовые перья и распевая свою самую сложную песню. Она состоит из подражания другим птицам, которых он слышал в лесу, включая кукабарру (лирохвост настолько убедительно копирует кукабарру, что ему даже удаётся получить отклик от настоящей птички).
В конце концов, он переходит от подражания своим пернатым соседям к воссозданию звуков, издаваемых людьми. В его пародиях — звук затвора камеры, бензопила с моторным приводом и автосигнализация.
На самом деле эта запись состоит из звуков двух лирохвостов, которые были выращены в неволе. Одна из птиц выросла в австралийском зоопарке Аделаиды и научилась имитировать электроинструменты, пока строился вольер для панд поблизости. Хотя крики птиц, похожие на звуки бензопилы, не распространены в австралийских тропических лесах, где живут лирохвосты, эти примеры действительно демонстрируют диапазон, на который способно животное.
Ранее «TechInsider» рассказывала о звуках, которые могут помочь птицам. Они миллиардами ежегодно умирают от столкновений с высокими стеклянными зданиями, вышками связи и линиями электропередач. Количество этих ошеломляющих потерь, как ожидается, будет увеличиваться по мере роста городов. Недавнее исследование предполагает, что есть способ исправить наши ошибки, которые приводят к смертям — установить «акустические маяки», которые излучают белый шум короткими очередями, предупреждая перелётных птиц о столкновениях с высокими металлическими конструкциями, высокими зданиями и, возможно, даже ветряными турбинами.
Полевые испытания двух типов звуковых сигналов снизили активность птиц вокруг коммуникационных вышек на 16 процентов. Исследователи считают, что эти акустические маяки тоже могут снизить риск столкновения птиц с ветряными турбинами.
Источник