Птица сирин на прялках

Птица сирин на прялках

ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТЫ
РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА
прялка ~ вышивка ~ игрушка

Имена, связанные с сюжетом птица: Алконост, Гамаюн, Див, Кокошь, Мугай-птица, Радогост, Русалка, Сирин, Феникс, Чаруша.

Содержание сюжета птица более многозначно, чем, скажем, содержание сюжета дерева, медведя, оленя или конника. В то же время, несмотря на эту многозначность, птица часто была наделена лишь вспомогательными «функциями» во множестве композиций, зафиксированных в народном искусстве. Разумеется, кроме глиняной игрушки. Птица, как в композициях, так и отдельно лепилась и раскрашивалась в Филимонове и в Абашеве, в Каргополе и в Хлудневе, и в Донском Ставропольского края.

Птица — редко тотем, редко божество (Див, Сирин, Алконост). Чаще всего она эскорт божества (и лишь сопровождает их изображения) или же элемент жертвенного обряда. Примеров тому множество. В ритуальном захоронении на Оленьем острове справа и слева от основной фигуры шамана положены птичьи крылья. А если рассмотреть варианты «русской троицы», фиксирующей древний обряд, то очень часто центральную фигуру изображения дерева, человека, солнца, окружают изображения птиц. На ярославской прялке вплоть до последних дней существования промысла мастер изображал двух птиц справа и слева от священного древа. Если головы повернуты к дереву — это жертвенные птицы. Две птицы с головами в разные стороны, соединенные в одно туловище — будущий символ державы: двуглавый орел. Одна из версий этого сюжета — две змеи, свитые в кольца, повторяющие изображения птиц.

Изображения птиц на прялках, скажем, начала девятнадцатого века просты и графичны, к концу же века они режутся на дереве, затейливо, изощренной резьбою, но все равно в общем составляют ту же трехчленную композицию дерева и двух птиц.

Иногда две птицы завершали ту же ярославскую прялку, и над ними сияла розетка солнца.

Каждое изображение мирового или райского древа на северодвинских прялках сопровождалось изображением птиц.

Полотенца тоже дали множество вариантов «русской троицы», и здесь птицы сопровождают изображения дерева, человеческой фигуры или солярных знаков.

В калужской глиняной игрушке из деревни Хлуднево, в многофигурной композиции справа и слева от человеческой фигуры также изображены две птицы.

Наличники многих областей, в том числе и русского Севера, украшены изображениями птиц, расположенных справа и слева от антропоморфной фигуры или солнечной розетки, или просто парных птиц. В частности, встречаются они в деревнях Ивановской и Костромской области, где я жил. Разговаривал с мастерами, которые выпиливали эти наличники, доводилось слышать не раз: «Так деды выпиливали», «просто красиво», на старой избе видел». И только один девяностолетний мастер, приехавший область из Перми, на вопрос, который я задал ему в 60-м году, ответил: «Знать — знаю, да говорить не велено».

Примеров изображения птиц, сопровождающих основной сюжет, бесконечно. Иногда две птицы изображались и отдельно. Двойные птицы часто украшали женский головной убор — «кокошник», кстати, «кокошь» — это петух и курица. Старинные свадебные ковши «чаруши» в Костромской области тоже вырезались в виде двух птиц — из них пили новобрачные. В навершьи самопряхи, которая дарилась молодой на свадьбу, тоже были вырезаны две птицы, под солнечной розеткой.

На завершьях ярославских прялок-копылов один и тот же мастер вырезал двух птиц или стилизованного двуглавого орла, иногда изображение птиц заменял знаком солнечной розетки.

Читайте также:  Отпугиватель от птиц воробьи

Особняком стоит изображение на прялках, в частности, северодвинских из Пермогорья — птицы Сирин. Очень часто, почти на каждой пермогорской прялке в солнечном круге или просто на поверхности прялки мастер изображал эту загадочную птицу с человеческим лицом. То же встречается и на коробах того же Пермогорья.

Некоторые владельцы прялок, с которыми мне довелось говорить, называли эту птицу Сирин или просто «райской птицей», «вещей птицей». Средневековая райская птица-дева Сирин, потомок сирен, которых слушал еще Одиссей, бытовала в европейской средневековой мифологии, откуда залетела и в наши края.

Но по другой версии Сирин лишь более позднее имя русалок, которых мы встречаем в работах народных мастеров.

Для нас значение слова «русалка» в достаточной степени определенно. Женщина с рыбьим хвостом, живущая в реках, греческие сирены, гоголевские русалки вошли в наше сознание настолько, что совсем вытеснили другое значение слова «русалка».

Дело в том, что лишь у древнерусских северных племен русалка-берегиня была связана с рекой, водой, озером, а что касается южных степных и равнинных русских племен и родов, то для них русалка была духом растительности, урожая, которому способствовали, конечно, дождь, вода, роса, отсюда — «русалка». Русалка летала над полем и жила на деревьях, она была птицей с человеческим лицом. («Русалка на ветвях сидит») И именно ее писали, мне кажется, Пермогорские мастера. Что же касается имени Сирин, то, конечно, оно заемное, залетевшее в наш фольклор из-за моря, но это всего лишь имя. Смысл на протяжении тысячелетий оставался прежний: Птица-дева — это русалка, дух растительности, способствующий хорошему урожаю. Крестьянки зимой склонялись над изображением птицы-девы, пряли да и пели песни, думая о лете, об урожае, который пошлет им эта птица.

Птицы олицетворяли и весну. Встреча весны на праздник «Красная горка» часто сопровождалась выпечкой ритуального печенья в виде птиц — «жаворонков», которые несли в себе знак возвращающегося тепла, наступления весны, солнца.

Русский знаменитый колобок тоже имеет отношение к солнцу, а лепешки, также связанные с забытым культом солнца, и сегодня на юге часто украшаются орнаментом в виде розеток и крестов. Птицы, как и кони, часто сопровождали изображения солнца, а иногда заменяли его.

Разнообразные глиняные птицы, «гудки», «свистульки», «дудки» продавались на русских ярмарках в бесконечном множестве. Кроме этого почти каждая глиняная баба или солдат несли под мышкой птицу, которая могла свистеть, была наделена чудесным даром — даром голоса.

Не случайно именно птицу народ научил звучать, участвовать в магическом действии защиты человека, земли, природы от злых сил. Магический свист деревянных и глиняных птиц не одну тысячу лет берег наших предков от злых духов.

Сначала свистели, дудели маги, волхвы и кудесники, потом их функцию стали выполнять дети, когда перевели волхвов и кудесников. Несколько столетий на ярмарках продавали свистульки, которыми дети отгоняли злых духов.

Много раз у себя дома, в ивановских и костромских деревнях, на Ярославщине, в Белоруссии слышал я эту фразу — совет стариков, особенно в лесу и во тьме — «коли страшно — свисти». А на вопрос, почему же дома за это подзатыльником награждают, был ответ: «Домового выгонишь, человека высвистишь» и «деньги высвистишь». Такова сила магии свиста. Страшно — свисти, и свист поможет.

Читайте также:  При низких температурах воздуха птица распушить перья

А сколько героев русского фольклора, овладев птичьим языком, добивались своего в жизни! Сколько героев становилось, оборачивалось птицами, чтобы спастись от беды! Таким образом, один из смыслов птицы — оберег.

К птице в старину обращались за помощью в заговоре: «Есть славное Мугай-море. На Мугай-море есть Мугай-остров, в Мугай-острове сидит Мугай-птица», она «отдирает ногтями, отклюивает носом, перьями отмахивает притчи и призоры, и уроки, и ветреные переломы, падежи и пристрелы. » Заговаривая кровоточащие раны, заклинающий говорил: «Летят три врана, три брата, несут золотые ключи, трои золотых замки. Запирали они, замыкали они воды, и реки, и синие моря, ключи и родники, запирали они, замкнули они раны кровавые, кровь горячую». «Дуну и плюну в четыре ветра буйных. Попрошу из чиста поля и братьев — четыре птицы востро носы и домоносы, оловены носы. Лети из чиста поля белый кречет, неси белый кречет, вострый нож и вострое ночи и вострое копье. »

Но всегда ли птица была наделена даром свиста и «дуденья»? Кстати, в Абашево свистушку звали «дудкой», в других местах «гудком», а в старину скоморохов звали «гудниками». Археология дает нам варианты свистулек, которые выполняли одну лишь функцию — обрядовую, магическую или, позже, игровую и не были еще ни зооморфны, ни антропоморфны. Да и сейчас «соловьи», выполненные Лукьяновой из Филимонова, больше похожи на курительные трубки.

Но свист не только форма оберега, магического заклинания, свист еще и форма радости, выражение ликованья и праздника. Участвовали дудки и свистульки в ярмарках и праздниках и встрече весны; Вятская ярмарка так и называлась «свистуньей», «свистопляской».

Легенд о происхождении этого праздника несколько. Вот одна из них. Во время междоусобиц жители Хлынов-Града — Вятки послали за подмогой в Великий Устюг, дабы защититься от осадивших город новгородцев. Устюжане пришли на помощь, но в темноте жители Хлынов-Града их не узнали и приняли за врагов, и только наутро увидели, что перебили своих. В память погибших нечаянно, от рук братьев, и стали проводить ярмарку и потом возник праздник свистуньи.

Есть еще вариант легенды: просто побоище и поминки помирившихся врагов над общими жертвами междоусобицы. В любом случае, главное, что ярмарка, «свистунья», «свистопляска» — это форма поминания убитых в боях. Свист несет в себе семантику поминанья.

Свидетельство тому и Стоглав: «В Троицкую субботу по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках, и плачутся по гробам, с великим воплем, и егда скоморохи учнут играти во всякие бесовские игры и в долини бити, и песни сатанинские пети». Здесь кроме функции поминания, смех и свист выполняют магическую функцию, отгоняя смерть от живых. Но не только свист, но и сама птица является знаком памяти об усопших.

На севере в поминальном обряде использовалось вышитое птицами полотенце. Белорусы, увидев прилетевшую на окно птицу, говорили: «Это дед, может дитя, может сын прилетели, у кого кто умер».

Читайте также:  Ведущая передачи синей птицы

На каком-то этапе озвучание глины, деревянной птицы, несомненно, было следствием того, что в мире реальном свист и птица были соединены природой. Озвучивание других фигурок, я думаю, заслуга ярмарок, заслуга того, что дети, завладев бывшими магическими глиняными фигурками, заставили мастеров наделить их голосами, «вдунуть в них жизнь» — «свист».

Подтверждает это рассказ Тимофея Зоткина из Абашево об озвучивании куклы: «Не покупали девочки куклу — свиста не было. Вот деды и сунули ей подмышку свисток». Кстати, соединение куклы с птицей-свистушкой весьма характерно для поздней игрушки, периода послекультового, послемагического, игрового.

Встреча Весны-красны сопровождалось появлением птиц. К ним — жаворонкам, куликам, синичкам, снегирюшкам, обращались люди в своих заклинаниях-песнях, призывая «Лето-летушко, Тепло-батюшку, Весну-матушку».

Жаворонки, воронки, перепелушки,
Птички-ласточки.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам…

Птица — знак весны, удачного брака, а значит и материнства. Но птица же — и знак памяти об усопших, родных, для которых в северных деревнях вывешивали на окнах полотенца с вышитыми на них птицами. В виде птиц, утиц встречались в этих деревнях и солоницы, и ковши, и скобкари: древние магические сосуды перешли в крестьянский быт, утратив свое культовое назначение.

Птица — знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета; петух поет на рассвете, когда всходит солнце. Птица — знак хорошего урожая.

Где утка шла, тут рожь густа.

Птица — знак счастливого брака. Жениха и невесту величают «лебедем да лебедушкой», на голове женщины кокошник — две птицы, повернутые друг к другу, свадебное ритуальное блюдо готовится из курицы.

Птица также совпадала с солярным знаком, заменяла его, сопутствовала ему.

И все-таки, несмотря на такую многозначность, изображение птицы, как я говорил, играло роль сопутствующего сюжета, дополняя основные сюжеты русского народного искусства — дерево, медведь, олень, баба, конь и конник.

Но в свой послемагический период птица сыграла огромную роль в возвращении в жизнь основных сюжетов глиняной игрушки, наделив их живым голосом.

(Начало: «Буквица»
#2, 2008 — Предисловие ~ Дерево ;
#3, 2008 — Медведь ;
#1, 2009 — Баба ;
#2, 2009 — Конь, полуконь, конник .
Продолжение: следующие выпуски журнала)

Ниже — экспонаты из собрания автора (если не оговорено другое). Более детальные изображения — на авторском сайте .

Птица (Кокошь — петух и курица)
Игрушка
Мастер Карпова
Филимоново, Тула, 1979
Глина, роспись

Птицы. Игрушки
Вырково, Рязань, 1980
Глина, глазурь

Птица. Игрушка
Донское, Ставрополь, 1961
Глина, роспись

Птица. Солонка
Верхняя Тойма, Северная Двина, 19 в.
Дерево, резьба объемная

Птица. Солонка
Нижняя Тойма, Северная Двина, 19 в.
Дерево, резьба объемная

Птица. Швейка
Фрагмент донца
Городец, Нижегородская губ., 19 в.
Дерево, резьба скобчатая

Птица (Див)
Прялка «теремковая»
Фрагмент лопаски (лицо)
Данилов, Ярославская губ., 19 в.
Дерево, резьба сквозная,
контурная и ногтевидная

Птица. Орнамент
Вышивка. Фрагмент полотенца
Каргополь, Олонецкая губ., 19 в.
Льняное полотно, х-б нити

Птица. Прялка «теремковая»
Фрагмент лопаски (лицо)
Ярославская губ., 19 в.
Дерево, резьба сквозная,
контурная и ногтевидная

Источник

Оцените статью