Кто такие Гамаюн, Сирин и Алконост?
Как известно, в древнерусской литературе птица Гамаюн была чудесной птицей без крыльев и ног, всю жизнь летающей по небу, а на землю падающей только мертвой.
Но это было в русском Средневековье, потом эта легенда забылась.
Новый взлет популярности птицы Гамаюн в русской культуре произошел в конце XIX — начале XX века, и связан он с двумя произведениями искусства.
Это знаменитая картина великого русского художника Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая».
И написанное под впечатлением от этой картины одноименное стихотворение Александра Блока.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает казней ряд кровавых,
Злодеев силу, гибель правых…
Прекрасный лик горит любовью,
После этого союза двух классиков Гамаюн в России надолго стал птицей с женским лицом, которая предсказывает будущее, обычно — кровавое.
Очень часто Гамаюн идет в связке с еще двумя вещими птицами из русских сказок – Сирином и Алконостом. Достаточно вспомнить песню «Купола» Владимира Высоцкого:
Птица Сирин мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд —
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!
Ну или композицию «Сирин, Алконост, Гамаюн» с «Русского альбома» тогда еще не иноагента Бориса Гребенщикова.
В отличие от Гамаюна, который сначала был птицей-инвалидом, и только потом стал химерой с человеческим лицом, Сирин и Алконост изначально представляли собой птиц с женскими головами. Вот вам для примера лубок «Алконост», конец XVIII — начало XIX века.
Как писалось в древнерусском «Азбуковнике»: «Сирин есть птица от главы до пояса состав и образ человечь, от пояса же птица».
Сирин и Алконост всегда ходят парой, и даже «суперспособность» у них одинакова – завораживающее человека пение: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная…».
Вот только характер способности у них разнится принципиально – Сирин «грустит и плачет», а Алконост – «радуется и смеется». Все, как на знаменитой картине того же Васнецова «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали»:
А о том, на гербах каких городов изображены эти птицы, вы можете прочитать в моей книге «Царский титул в картинках».
Источник
Алконост и Сирин — птицы радости и печали
В русском декоративно-прикладном искусстве (книгах, росписях соборов и т.д.) иногда встречается странный, но привлекательный образ птицы с ликом и руками девы – символ светлой печали. Персонаж появляется также в легендах и носит имя Алконост. Мало кто знает, что вкладывали авторы в это изображение и откуда взялся этот образ.
Кто такой алконост?
Алконост – это сказочная райская птица, первое описание которой появилось на Руси в книжной миниатюре 12 века – Юрьевском евангелии. Образ пришел из античной мифологии: легенде о красавице Алкионе, превращенной богами в морскую пичугу зимородка. В переводе с древнегреческого зимородок звучит как «алкион», но книгописцы исказили необычное для слуха название. В результате неверных трактовок морская птица стала именем нарицательным. Много старинных сказаний повествуют о ней, и чаще легенды переплетаются с другой мифической птицей – Сирин.
Чем отличается Сирин от Алконоста?
Алконост и Сирин – хранительницы древа жизни, героини народных сказаний. Согласно легенде сладкоголосые девы прилетают в яблоневый сад поутру на праздник урожая Яблочный спас. Первой появляется Сирин, она грустит и плачет. Вторая женщина-птица смеется, смахивает с крыльев живительную росу и наделяет плоды целительной силой. Сирин и Алконост – птицы радости и печали, это главное различие между ними, но есть и другие:
- В некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение и является посланницей темного мира. А последовательница Алкионы – жительница славянского рая Ирия.
- Дева радости не несет людям зла, лишь завлекает, тогда как ее подруга иногда приравнивалась к морским Сиренам, одурманивающих и убивающих путников.
Птица Алконост в славянской мифологии
Славянские легенды о птице с человеческим лицом, чей голос сладок как любовь, – это своеобразная интерпретация сказаний о греческой Алкионе. Пришедший с Запада образ пришелся по душе русским людям, потому как они считали себя неотделимыми от животного мира. Чудесная крылатая дева Алконост в славянской мифологии наделена интересными особенностями:
- ее оперение светлое, отливает голубым цветом неба либо радужное;
- вокруг головы – нимб или корона;
- она управляет погодой;
- услышав пение девы, можно забыть все на свете, но оно утешает;
- в описании Алконоста иногда упоминается река Ефрат, как место ее обитания, а в некоторых сказках – остров Буян.
Алконост – легенда
Долгие годы сказания о пернатой богине изменялось и обрастало новыми подробностями. В древней энциклопедии «Шестоднев» Экзарха Болгарского просто упоминалось о том, что она гнездится на берегу моря и высиживает птенцов в разгар зимы. Позже сказание дополнилось следующими фактами:
- Птица Алконост несет золотые яйца – сначала погружает на дно морское, а потом высиживает не берегу в течение недели.
- Пока кладка находится в воде, на море стоит полный штиль. Погода безветренная, хотя холодное время года.
- Мать не отводит взгляд от своих яиц, пока не вылупятся птенцы.
- Если зародыша нет в яйце, оно всплывает со дна моря на поверхность, но не портится. Его вешают в церкви под паникадилом.
Как вызвать птицу Алконост?
По преданиям богиня Алконост своим пением исцеляет и приносит счастье в жилище, поэтому люди не раз пытались заманить ее и неволить, чтобы пользоваться предоставляемыми ею благами. Но сама она в руки не идет, поэтому охотники шли на хитрость: похищали тщательно охраняемое яйцо у светлой девы, ожидая, что она пойдет на его поиски и попадется в ловушку. Существовали поверья, что встреча с легендарной девой не проходит для человека бесследно – он находит успокоение и блаженство, но всегда возвращается на то место, где случилась встреча.
Женщина-птица Алконост – образ удивительный и многогранный. Она фигурирует во многих легендах, как хранительница рая, сидящая на вратах, или воплощение бога солнца Хороса. На старинных дохристианских рисунках, лубочных картинках, дева встречается часто. Из средних веков персонаж пришел и в наше время: удивительное пернатое создание упоминается в стихах Блока и Высоцкого, а самое яркое изображение обеих дев – светлой и темной (Сирин) – принадлежит Виктору Васнецову. Картина «Песни радости и печали» – живое воплощение пришедшего из Греции образа.
Уроборос – свернувшийся в кольцо и кусающий себя за хвост змей. Под этим знаком понимают символ бесконечности и цикличности жизни. В алхимии он был очистительным амулетом, а в психологии под ним понимали вечную борьбу двух противоположных начал.
Сложно переоценить влияние древней Греции на мировую цивилизацию. Титаны, боги Олимпа и герои Эллады стали такой же неотъемлемой и органичной частью европейской литературы и музыки, как скандинавские небожители, гномы и русалки.
Лунное затмение с давних времен интересует умы великих ученых. Удивительное явление восхищает, одновременно пугает своим необычным кровавым окрасом. Когда оно произойдет, чего ожидать в этот период? Стоит ли опасаться? Если да, то почему?
В современном кино популярна тема потусторонних существ, а суккуб — одно из самых загадочных. Этот демон неравнодушен к представителям сильной половины человечества, а чтобы избавиться от его внимания, нужно знать особенности дьявольских соблазнительниц.
Источник