Птицам помогает преодолевать сопротивление воздуха

Почему утки летят клином?

Наверняка каждый, кто хотя бы раз видел перелетных птиц, задавался вопросом: «Почему птицы летят клином? «.

Удаляющийся птичий клин неизменно приковывает к себе внимание, удивляя красотой и совершенством природы.

Однако, такое построение имеет чисто практическое значение. На самом деле многие виды птиц пользуются клиновым строем для облегчения утомительных дальних перелетов. Во главе строя летит сильный и опытный вожак (или самая сильная птица) , сзади наиболее слабые члены стаи.

При каждом взмахе крыла позади вожака образуются восходящие токи воздуха. Птицы сзади используют ее для облегчения своего полета. Таким образом, основную нагрузку берет на себя птица, летящая во главе клина.

Если в атмосфере штиль, то птицы пристраиваются к вожаку с обеих сторон его крыльев, образуя клин. Если в атмосфере ощутимый боковой ветер, тогда птицы пристраиваются к вожаку с той стороны, где воздушные потоки от маха крыла лучше чувствуются, в этом случае образуется косяк.

Первому в стае, приходится труднее из-за очень сильного напора ветра. Поэтому место впереди каждые несколько минут прямо на лету занимает другая птица, что позволяет стае преодолевать большие расстояния без отдыха. Легче всего лететь в конце клина по обоим краям стаи. И вот что замечательно: сильные птицы уступают место молодым, слабым и старым птицам. Считается, что постоянный крик птиц в стае — это своего рода одобрение, которое более сильные выражают слабым.

Используя последние достижения в науке, французские ученые пришли к выводу, что у птиц, выстроенных правильным клином, открывается возможность чаще парить и экономить силы. Пульс при этом становится реже и сердца у птиц бьются медленнее, чем когда они летают поодиночке. Показательно и другое: полет клином облегчает общение между птицами во время полета.

При таком полете проще лететь как целой стае, так и каждой отдельной особи в ней.

Так, птицы, с пользой для себя, используют законы физики. Это помогает спасению ослабевших птиц, которые могут долететь со своими сородичами в нужное место.

Работа французских специалистов заслужила высокую оценку и была опубликована в престижнейшем журнале Nature.

потому что им раббай так приказал

Иногда считают, что построение клином помогает птицам преодолевать сопротивление воздуха, что стая птиц разрезает воздух так, как нос лодки воду. Смена головной птицы, образующей острие клина, объясняется тем, что на нее ложится основная работа по рассеканию воздуха и она утомляется скорее остальных. При этом забывают, что стая птиц — это не цельный настоящий клин, а клин воображаемый. В действительности каждая птица летит на расстоянии одного и больше метров от своих соседей. Воображаемый клин, разумеется, не может разрезать воздух, как не может он выполнять и никакой иной работы. Надо сказать, что и форма того тупого, под углом около 90°, клина, каким летят птицы, не является наиболее полезной для преодоления сопротивления воздуха. Если бы стая птиц действительно могла разрезать воздух как сплошная масса, то наверно у них выработалась бы более выгодная форма — каплевидная или сигароподобная.

Читайте также:  Ловля птиц в лесу

Птицам, несомненно, выгоднее лететь правильным строем, однако совсем по другим причинам. Наблюдения показывают, что в воздухе, приведенном в вихреобразное движение, птицам лететь очень трудно. При построении клином, шеренгой или дугой ни одна птица не попадет в струю такого взвихренного крыльями соседки по стае воздуха. При правильном построении стаи каждая птица может равномерно работать крыльями, соответственно общему темпу и быстроте полета. В беспорядочных скоплениях птицы должны то сдерживать свой полет, чтобы не налететь на переднюю птицу, то сворачивать в сторону, уклоняясь от столкновения, то догонять, отстав от стаи. Нередко можно наблюдать как гуси или утки, испуганные неожиданным выстрелом, нарушают правильный строй, сталкиваются крыльями в воздухе, теряя вследствие этого бесполезно много силы.

Во всякой стае, построившейся клином, шеренгой или вообще растянутой в ширину, все или почти все птицы могут осматривать местность, над которой они пролетают. Значит любую опасность, угрожающую с земли или с воздуха на пути перелета, будет значительно легче обнаружить. Каждая птица, первой заметившая опасность, подает сигнал остальным членам стаи своим поведением или голосом, после чего стая согласованно реагирует на опасность.

При построении клином на переднюю птицу ложится обязанность проводника, предводителя стаи. Она в основном следит за правильностью дороги, соблюдает равномерную скорость полета. Разумеется, ее нервная система и органы чувств должны очень напрягаться, и она быстрее утомляется. Этим и можно объяснить частую смену передовой птицы, а не тем, что на нее ложится более тяжелая работа по разрезанию воздуха.

P.S. Разве французам стоит доверять в науке, Мария Ангелова ?

Сзади сопротивление воздуха меньше, по этому там летят более слабые птицы, а впереди сильные, соответственно.

Читайте также:  Две птицы над морем

Птицы одних видов летят поодиночке, других — группами или стаями. Для многих видов характерен определенный порядок расположения птиц в стае. Вьюрки и другие воробьиные летят беспорядочными группами, вороны — редкими цепочками, утки, кроншнепы и кулики-сороки — шеренгой, гуси и журавли — углом(клином)
такое построение имеет чисто практическое значение. На самом деле многие виды птиц пользуются клиновым строем для облегчения утомительных дальних перелетов. Во главе строя летит сильный и опытный вожак (или самая сильная птица), сзади наиболее слабые члены стаи.
А я еще слышала такое, что чем хуже зрение у птиц, тем острее клин!!

Источник

Почему птицы летают, но не падают?

Как известно, в организации птиц немало особенностей, связанных с полетом. К наиболее очевидным первичным и вторичным адаптациям относятся: обтекаемость тела, облегченный скелет (многие трубчатые кости пневматичны), срастание позвонков в большинстве отделов позвоночника, кроме шейного=эффективная опора при работе крыльев; уменьшение числа костей в дистальных отделах конечностей, особенно в кисти (при этом вспомним, что опорная поверхность крыла создается за счет перьев); редукция толстого кишечника (ускоренная дефекация=оптимизация массы тела); нерастяжимость легких при высокой эластичности воздушных мешков (последние не только играют роль «насоса», но и уменьшают плотность тела и снижают трение между внутренними органами во время полета: крылья поднимаются — мешки растягиваются и наоборот); высокие сердечный индекс и частота сердцебиений (это способствует, наряду с другими анатомо-функциональными особенностями — противоточным газообменом и т.п., общей интенсификации обмена веществ); крупный мозжечок (координация движений в полете); редукция мочевого пузыря, сохранение у самок только левого функционирующего яичника и левого яйцевода (снова говорим об оптимизации массы тела) и др.

При активном «машущем» полете за счет изменения «угла атаки» крыла создается подъемная сила. Парение же (пассивный полет) может обеспечиваться при «опоре» на восходящие термальные потоки (потоки теплого воздуха). Это, как правило, наблюдается на участках значительной «неоднородности» (перепадов) рельефа (пример — горные склоны) или на границе раздела сред (суши и воды).

Крыло как несущая плоскость

Работа крыльев и перьев во время машущего полета.

А. Положение крыльев при машущем полете у голубя. Б. Положение перьев при опускании крыльев вниз и взмахе вверх во время машущего полета

Читайте также:  Насекомое похожее птицу колибри

Источник

Почему птицы летают и не падают?

Потому что у птиц тело приспособлено к полёту. Приспособлений очень много, назову только несколько:

  1. Тело птиц очень лёгкое. У них пустые внутри кости, нет мочевого пузыря, перья тоже пустые и т. д.;
  2. Перья устроены так, что при их помощи птицы могут как бы отталкиваться от воздуха, парить на воздушных потоках. Бороздки перьев скреплены крючочками и плотно прилегают друг к другу, поэтому сквозь них воздух почти не проходит;
  3. У них обтекаемая форма тела, она помогает рассекать воздух, преодолевая его сопротивление при продвижении вперёд.

На счёт ускоренной дефекации точно подмечено! Чем не пожертвуешь ради счастья полёта! Приходится много и быстро гадить.

К.б.н., преподаватель. Зоология, филогенетика, биоэкология, онтогенетика, гидробиология. · 13 июл 2021

Как известно, в организации птиц немало особенностей, связанных с полетом. К наиболее очевидным первичным и вторичным адаптациям относятся: обтекаемость тела, облегченный скелет (многие трубчатые кости пневматичны), срастание позвонков в большинстве отделов позвоночника, кроме шейного=эффективная опора при работе крыльев; уменьшение числа костей в дистальных отделах конечностей, особенно в кисти (при этом вспомним, что опорная поверхность крыла создается за счет перьев); редукция толстого кишечника (ускоренная дефекация=оптимизация массы тела); нерастяжимость легких при высокой эластичности воздушных мешков (последние не только играют роль «насоса», но и уменьшают плотность тела и снижают трение между внутренними органами во время полета: крылья поднимаются — мешки растягиваются и наоборот); высокие сердечный индекс и частота сердцебиений (это способствует, наряду с другими анатомо-функциональными особенностями — противоточным газообменом и т.п., общей интенсификации обмена веществ); крупный мозжечок (координация движений в полете); редукция мочевого пузыря, сохранение у самок только левого функционирующего яичника и левого яйцевода (снова говорим об оптимизации массы тела) и др.

При активном «машущем» полете за счет изменения «угла атаки» крыла создается подъемная сила. Парение же (пассивный полет) может обеспечиваться при «опоре» на восходящие термальные потоки (потоки теплого воздуха). Это, как правило, наблюдается на участках значительной «неоднородности» (перепадов) рельефа (пример — горные склоны) или на границе раздела сред (суши и воды).

Крыло как несущая плоскость

Работа крыльев и перьев во время машущего полета.

А. Положение крыльев при машущем полете у голубя. Б. Положение перьев при опускании крыльев вниз и взмахе вверх во время машущего полета

Источник

Оцените статью