Конспект по окружающему миру 1 класс
Сегодня у нас очень важный и интересный урок. О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы догадаетесь сами, послушав стихотворение.
На доске плакат с изображением глобуса.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(о бережном отношении к природе)
2. Игра «Какие дети поступают правильно?»
Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны верно ответить на вопрос «Какие дети поступают правильно?». Посмотрите на экран. Вы видите картинки. Они пронумерованы. Я называю цифру, а вы светофориками сигнализируете: красный – неправильно, зелёный – правильно.
(правильные ответы: №1, №3, №4; после каждого правильного ответа открывается предложение «Береги природу, человек!»)
III. Сообщение темы урока.
Итак, тема урока открыта. Прочитаем её хором: «Береги природу, человек!»
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями.
Чтоб природе другом стать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Сегодня на уроке мы должны ответить на главный вопрос: «Почему нужно беречь и охранять природу?»
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Международную Красную книгу создали в 1966г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. а немного позже в 1974г. создана Красная книга и у нас в стране.
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
А сейчас мы пролистаем некоторые страницы из Красной книги.
Как интересно жить на Земле, когда знаешь, что где–то есть замечательные живые существа! Как горько будет, если они исчезнут. А это, к сожалению, может случиться.
Давайте прочитаем призыв Красной книги.
IV. Физкультминутка.
А сейчас мы с вами войдём в удивительный весенний лес и немного отдохнём.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сели. Тоже покажем –
V. Закрепление изученного материала.
Ребята, мы с вами вернулись с лесной прогулки, а какие правила поведения в лесу, у реки, на лугу вы знаете? У вас на парте лежат карточки. На одних карточках картинки со знаками, а на других карточках – надписи. Соотнесите картинки и надписи.
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Я показываю карточку с картинкой, а вы читаете надпись.
У меня есть и другие знаки. Давайте придумаем к ним предложения.
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. А какую картинку я пропустила. Покажите. Прочитайте к ней предложение. (Не лови диких животных и не уноси их домой).
А вот почему лес – лучший дом для диких животных, вы сейчас убедитесь сами. Посмотрите мультфильм «Живая игрушка» и ответьте на вопрос, который прозвучит в конце мультфильма.
Физкультминутка « У оленя дом большой»
VI. Обобщение изученного материала.
1. Работа по учебнику на стр.94- 95.
Ребята, давайте откроем учебник на стр. 95 и расскажем, что даёт природа человеку и как человек помогает природе. (ответы детей)
Учитель обобщает ответы детей:
Все предметы, которые есть у нас, были когда-то частью природы. Люди приручили диких животных и стали выращивать полезные растения, изменяя свойства дикорастущих растений. Люди научились использовать: ветер – для движения парусных кораблей, воздух – для полёта самолётов, древесину кирпичи, сделанные из глины в своей хозяйственной деятельности.. Мы восхищаемся красотой природы, её насыщенными красками. Заботясь о матушке-природе становимся добрее и человечнее по отношению к братьям нашим меньшим. Кроме этого чистый воздух, чистая вода – это залог нашего здоровья. Таким образом. Можно сделать вывод, что природа – это источник…
Природа отдаёт человеку много своих богатств, а как человек может помочь природе?
Ребята, а вы тоже можете оказать посильную помощь природе. Какую? Давайте откроем тетради на стр. 30 и посмотрим, как дети могут помочь природе. Будьте внимательными. Закрась кружок зелёным цветом там, где дети действительно любят и берегут природу.
Информационный поиск: знаешь ли ты, что такое заповедник? Для чего они нужны? Проверь себя по справочнику. (стр. 141)
Много мероприятий по охране природы делается и в нашей Центрально-чернозёмной полосе. Рядом с Липецкой областью, даже захватывая часть её территории (Усманский район) находится Воронежский государственный заповедник. Там занимаются разведением бобров.(показ книги) В центре Липецкой области, в нашем Задонском районе находится заповедник «Галичья гора», в котором ведётся работа по сохранению реликтовых растений, редких видов животных и разведению птиц. (показ книг, фотографий). Эти заповедники созданы самой природой. Но люди и сами создают различные питомники. Так, например, в Липецкой области в Становлянском районе есть Лесостепная опытно-селекционная станция. В ней представлены различные виды хвойных растений (151 вид). Эта станция занимается не только разведением хвойных растений, а также озеленяет города и сёла. И у нас в Хмелинце тоже есть голубые ели и туи из этого питомника.
3. Работа с интерактивной доской.
Ребята, а сейчас вы должны разгадать кроссворд. Я загадываю загадки, а отгадки нужно вписать в клеточки. Если всё будет сделано верно, у нас получится ключевое слово.
- Из ветвей плотины строят, зубы словно топоры. Это трудятся … (бобры)
- Дерево спокойное, высокое да хвойное, лапы вразлёт – зеленеет круглый год. (сосна)
- Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. Хоть я не молоток – по дереву стучу: в нём каждый уголок обследовать хочу. (дятел)
- Зверя нет в лесу хитрее, шубы нет в лесу рыжее. (лиса)
- Нам запах свежести лесной приносит позднею весной цветок душистый нежный из кисти белоснежной. (ландыш)
- В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи)
После каждой отгадки на доске открываются картинки.
Какое же ключевое слово мы с вами угадали? Правильно — РОДИНА.
Известный писатель, большой любитель природы М.М. Пришвин писал: «Рыбе нужна вода – будем охранять наши водоёмы. Птице нужен воздух – будем беречь воздух. Зверю нужны лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» Эти слова стали заголовком к вашей выставке рисунков. Здесь вы показали, что действительно любите природу и не причините ей вреда. 22 апреля люди всех стран будут отмечать праздник «День Земли».
Вот и подходит к концу наш урок. Давайте ответим на вопрос, который прозвучал в начале урока: «Почему нужно беречь и охранять природу?»
Стихотворения рассказывают дети.
1. Все-все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мёд, и кто делает яд!
2. Дерево, цветок, трава и птица
не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
5. На ней мы с тобой родились,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
А в заключение урока мы споём песню о бережном отношении к природе.
22 апреля люди всех стран будут отмечать праздник «День Земли», а наш урок – пусть маленький, но тоже вклад в защиту природы.
Ребята, вам понравился урок? Покажите, как? (карточки «настроение»)
Что самое главное для себя вы усвоили?
Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Молодцы! А подарком для вас будет вот эта маленькая «красная книга», которая будет напоминать вам о бережном отношении ко всему, что нас окружает.
Источник
Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.
- формировать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;
- формировать представление о взаимодействии человека и природы
- развивать познавательную активность;
- формировать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные умения;
- умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать желание охранять природу.
- определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека;
- формулировать правила поведения в природе.
- осознавать себя жителями планеты Земля;
- испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.
- формировать интерес к учению;
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- получать информацию из текста, выделять существенное.
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает учеников на урок. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Александровна, сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
— нацеливание на успешную деятельность.
— формирование умения слушать и слышать.
Учитель подводит детей к теме урока, прочитав стихотворение. Сегодня у нас очень важный и интересный урок. О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы догадаетесь сами, послушайте стихотворение.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
О чём говорится в стихотворении? (о бережном отношении к природе).
Учащиеся слушают и думают над названием темы урока.
Слушают стихотворение и думают.
— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос «Какие дети поступают правильно?». Вы видите картинки. Они пронумерованы. Назовите номера картинок, на которых дети поступают правильно (правильные ответы: №1, №3, №4; после каждого правильного ответа открывается предложение «Береги природу, человек!»)
Молодцы! Тема урока открыта.
Ребята, а что же такое природа? (природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
Откройте страницу 94 в учебнике и скажите, что природа даёт человеку?
Роль природы в жизни человека велика. Человек всегда взаимодействовал с природой. Природа является источником сырья для различных отраслей промышленности, строительного материала, пищи. Природа – источник вдохновения художников, поэтов, писателей. А ещё – это место отдыха людей.
Какое влияние может оказывать на природу человек? (человек влияет на животных, на растения, на почву, на лес, на воду, на воздух).
В результате своей деятельности, человек оказывает большое влияние на природу. И как следствие – мы получаем вымирающих животных и растения, исчезают леса, которые называют «лёгкими» нашей планеты, нефтяные пятна, разлитые по поверхности воды, затрудняют дыхание подводных жителей, заводы загрязняют воздух, а неразумное освоение земли приводит к оскудению почвы.
Как вы думаете, а все ли люди небрежно относятся к природе?
Природа отдаёт человеку много своих богатств, а как человек может помочь природе?
Есть такие люди, которые хотят сохранить природу для будущих поколений. Они создают заповедники.
Один из таких – Беловежская пуща. Здесь обитает самая крупная в мире популяция зубров – гордость заповедника. Из крупных травоядных животных здесь встречаются благородный олень, дикий кабан, косуля и лось, из хищников обитают волк, лисица, рысь, барсук, куница лесная, выдра.
Сейчас люди всего мира понимают, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красную книгу.
Как вы думаете, почему выбрали именно красный цвет книги?
Давайте прочитаем призыв Красной книги.
А сейчас мы пролистаем некоторые страницы из Красной книги (учитель с учениками читает информацию о животных и растениях, занесённых в Красную книгу – лотос, венерин башмачок, женьшень, белый журавль, зубр, орёл-беркут).
Как интересно жить на Земле, когда знаешь, что где–то есть замечательные живые существа! Как горько будет, если они исчезнут.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы. Беседуют с учителем.
Дети отвечают на вопрос, используя картинки в учебнике.
Учащиеся отвечают на вопрос, рассуждают и беседуют.
Источник