Птицы бегающие плавающие летающие

Урок биологии по теме «Экологические группы птиц»

Цель: изучить экологические группы птиц, систематизировать знания учащихся о многообразии птиц.

  • расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоемов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы);
  • продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти;
  • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, работы в группах, парах, самостоятельно, формировать экологическое мышление и культуру.

Оборудование: наглядный материал «Птицы и люди», проекты учащихся с изображением птиц, таблицы или рисунки с изображением птиц разных экологических групп из учебника или других книг, ЦОР об экологических группах птиц и презентация к уроку, интерактивные пособия к доске «СМАРТ».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

Разминка-летучка (выполнение теста из сборника Г. И. Лернера – 5 вопросов – 5 минут)

II. Постановка проблемы.

1. Работа в парах: составьте, назовите птицы из набора букв. Приложение

РСТИЖ, НГВИПИН, ТУКА, ДЕЛЬБЕ, РОДФА, СУРАТС, СЬУГ, СЦАИНИ.

Что общего у этих птиц? В чем различие?

2. Перечислите признаки класса птиц. Проверяем ответы учащихся:

  1. Тело покрыто перьями.
  2. Передние конечности превращены в крылья.
  3. Клюв без зубов.
  4. Быстрое пищеварение.
  5. Облегченный скелет (полости в костях).
  6. Теплокровность.
  7. Особое дыхание (воздушные мешки).
  8. Есть киль.

Какой вывод можно сделать: благодаря этим приспособлениям птицы способны летать.

  • Все ли птицы летают? Какие способы передвижения птиц?
  • Где место обитания?
  • Как далеко летят?

А это значит, что птиц много и по различным признакам они образуют группы, которые живут в определенном месте окружающей среды., т.е. в экологической среде, следовательно мы сегодня будем говорить об экологических группах птиц.

Что же мы сегодня должны узнать? (Деление птиц на группы, характерные признаки разных экологических групп). Запись на доске.

Тема урока: Экологические группы птиц.

III. Актуализация знаний.

1. Поиск решения:

– На какие группы можно разделить птиц в зависимости от строения и характера жизнедеятельности?

А какие главные отличия вы бы выделили у них? (Бегают, плавают, летают)

Назовите к какому виду они относятся по способу передвижения

Экологические группы по типу передвижения: летающих, плавающих и бегающих птиц

Вывод: Все птицы делятся на три группы: бегающие, плавающие и летающие.

Деление учащихся на группы – встаем в круг, физкульт – пауза, учитель делит учащихся по порядку на шишки, желуди, орехи, апельсины – 4 группы

2. В процессе эволюции птицы приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию птиц. В зависимости от строения и жизнедеятельности птицы делятся на группы.

Читайте также:  Мини птицефабрика своими руками

Прочитайте текст на стр. ___–___ и заполните таблицу. Время 4 минуты.

Работа с таблицей. Задание в конверте (разрезанные квадраты с характерными признаками)

Экологическая группа Представители Признаки
Описание крыльев Масса и размер тела Описание оперения
Птицы степей и пустынь Страус, дрофа, цесарка Крылья малы и слабы, без маховых перьев, Птицы средних или крупных размеров Перьевой покров рыхлый.
Болотные Цапля, аист, выпь Хорошо развиты, большие, широкие. Мелкие, средние, крупные. Перьевой покров рыхлый, небольшое количество пуховых перьев.
Птицы водоемов и побережий Гага, лебедь, баклан, чомга, кряква, гусь Хорошо развиты. Средние и крупные, но меньше, чем наземные. Пуховых перьев нет. У всех перья жесткие, плотные, налегают друг на друга. Могут смазывать выделениями копчиковой железы.
Птицы леса Дятел, сова, глухарь Широкие, хорошо развиты, приспособлены к лазанью по деревьям Средние и мелкие Разнообразное (жесткое, мягкое)
Дневные хищники Ястреб, скопа, сокол, орел. Сильные крылья, Крупные, средние, мощные папы, снабженные острыми, в виде крючков, когтями. Крупные перья, на ногах оперенье
Ночные хищники Сова, серая неясыть, филин. Мягкие маховые перья покрыты ворсинками – приспособление к бесшумному полету Крупные, средние Оперенье мягкое, обильное, на ногах оперенье
Наземные килегрудые птицы Крылья короткие, не совершают перелетов. Округлое плотное тело Оперенье сплошное, расположено плотно, имеются маховые и рулевые крылья
Пингвины Хохлатый пингвин, пингвин Адели, Крылья превратились в ласты, лапы с плавательными перепонками Тело напоминает подводную лодку. Перья мелкие, плотные, перекрывают друг

Наклейте на лист соответствующие надписи.

Географическое распространение птиц исключительно широко, птицы приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты. Больше всего птиц, 80%, обитают в тропиках.

Вывод: Птицы делятся на экологические группы по месту обитания.

3. В зависимости от времен года в жизни птиц происходят изменения. Размножение, перелеты. Почему одни птицы улетают в теплые края, другие остаются, а третьи кочуют? Откройте учебник на стр. ___ (2–4 абзацы и стр. ___. 1 абзац). Прочитайте. Рассмотрите эти группы и дайте им характеристику. Время 3 минуты.

Вывод: птицы делятся на перелетных, кочующих и оседлых в зависимости от времен года.

IV. Выражение решения.

Доклад учащихся о миграции птиц с использованием ЦОР.

V. Закрепление.

Определите по фото, какие птицы изображены на рисунках.

VI. Контроль знаний.

  1. Характерные признаки бегающих птиц:
    А – перья на крыльях рыхлые, мягкие.
    Б – заостренные крылья
    В – короткие ноги
    Г – хорошо развит киль
  2. Характерные признаки плавающих птиц:
    А – грудная кость без киля
    Б – хорошо развиты ноги
    В – заостренные крылья
    Г – короткие ноги, находятся на заднем конце туловища
  3. Характерные признаки летающих птиц:
    А – перья на крыльях рыхлые
    Б – хорошо развит киль
    В – киль отсутствует
    Г – крылья превращены в ласты
  4. Широкий клюв, с расположенными по бокам “зубчиками”:
    А – птиц открытых пространств
    Б – лесных птиц
    В – кочующих птиц
    Г – птиц водно-болотных угодий
  5. Птицы водно-болотных угодий:
    А – фламинго.
    Б – кукушка.
    В – орел
    Г – дятел

VI. Если останется время, есть еще два задания – ЦОР 7 класс.

VII. Рефлексия.

  1. Существительное – «Птицы»
  2. два прилагательных
  3. три глагола
  4. Фраза состоящая из 4-5 слов.
  5. Эмоциональная точка-слово, выражающее отношение автора к теме обсуждения
Читайте также:  Если ли птицы касатки

2. 23, 23а программа интерактивной доски.

VIII. Домашнее задание.

  • “5” – составят книжки-малышки-загадки о птицах разных экологических групп.
  • “4” – составляют кроссворд.
  • “3” – внимательно прочитать учебный материал на стр. ___ и ответить на вопросы на стр. ___

Источник

29. Отряды птиц: Дневные хищные. Совы, Куриные

Отличительными особенностями летаю­щих птиц являются хорошо развитые махо­вые и рулевые перья и облегченный скелет.

Вопрос 2. Почему всех хищных птиц необхо­димо охранять?

Хищные птицы являются неотъемлемой частью природных сообществ. Они регули­руют численность животных, которыми пи­таются. При этом они поедают большое ко­личество животных, наносящих вред сель­скому и лесному хозяйствам. Например, одна сова, живущая в окрестностях пше­ничного поля, может поймать за лето до 1000 полевок и мышей, а это значит, что она сохранит примерно тонну зерна. Хищ­ные птицы уничтожают больных и раненых животных, выполняя обязанности санита­ров природы. Сдерживая массовое размно­жение грызунов, они спасают нас от эпиде­мий таких страшных заболеваний, перено­симых грызунами, как, например, чума.

Самый простой способ заботы о хищных птицах — это устанавливать на откры­тых пространствах в местах их обитания обычные шесты с перекладиной на верши­не, для того чтобы птицы могли присажи­ваться в процессе охоты.

Вопрос 3. Какие птицы из описанных в § 29 отрядов встречаются в вашей местности?

На территории России из представите­лей отряда Дневные хищные птицы наи­более распространены ястребы (тетеревят­ник и перепелятник), коршуны и соколы (пустельга, длиннокрылый кобчик).

Представители отряда Совы преимуще­ственно ночные хищники. Живут в лесных массивах, в парках, иногда на черда­ках. В России повсеместно встречается сычик воробьиный (маленькая сова дли­ной до 30 см). Обитает у нас и самый крупный из ночных хищников — филин. В основном совы — оседлые лесные жите­ли, лишь представители северных и гор­ных видов могут временно откочевывать в поисках пищи. Перелетным видом, оби­тающим в России, является сова ушастая.

Из представителей отряда Куриные у нас наиболее распространены перепела, рябчи­ки и тетерева, реже встречаются глухари.

Источник

в чем основные отличия летающих птиц от плавающих и бегающих?

Чтобы летать, необходимо иметь легкое тело. Поэтому большинство птиц маленьких размеров. Тело птиц обтекаемо. Оперение снижает сопротивление воздуха. Хвост во время полета играет роль руля, а при приземлении помогает тормозить. Самая тяжелая кость в скелете – грудина; у летающих птиц она имеет большой гребень (киль) , к которому крепится мощная мускулатура, управляющая движением крыльев.
Вот и получается, что основные отличия летающих птиц от птиц нелетающих в форме и размере крыла, строение пера, наличии хвоста.

Вспомните киви или страуса. Они совершенно не подходят под описание летающей птицы.

У летающих- сильно развиты грудные мышцы, так же в их головном мозгу есть клетки которые помогают им ориентироваться по магнитному полю земли, наличие легкого скелета состоящего в основном из трубчатых костей (голуби, все перелётные птицы, и т. д)
У бегающих- в основном сильно развиты мышцы лап, имеют большой тяжелый киль, крылья либо недоразвиты, либо предназначены для перелётов на короткие дистанции (тетеревы, куропатки, страусы- африканский и эмо) .
Среди чисто плавающих не летающих птиц до нашего времени дожили только различные виды пингвинов- они лишены маховых перьев, их перо смазано жиром, поэтому отталкивает воду и не дает утонуть, эти птицы имеют хорошо развитые легкие для длительного пребывания под водой, мускулатура крыльев и лап развита сильно, но предназначена только для быстрого передвижения в воде.

Читайте также:  Мастер класс фигур птицы

Источник

Птицы и не только.

Как мы упоминали здесь, птицы не только летают, но умеют бе­гать, плавать и нырять.

Хороших бегунов среди птиц можно перечислить по паль­цам. Прекрасно бегают страусы. Их не так-то просто догнать да­же верхом на лошади. Из отечественных птиц лучше всего бега­ют жители степей — дрофы, стрепеты. Быстро бегут спасающи­еся от преследования легавой собаки глухарь, тетерев, белая ку­ропатка. Неплохой ходок коростель.

Большинство птиц ходят и бегают медленно. Посмотрите, как степенно вышагивают по пашне грачи или галка по дере­венской улице. Даже при опасности они могут лишь незначи­тельно ускорить шаг и, спасаясь, обычно сразу же поднимают­ся на крыло. Гуси, утки тоже неважные ходоки — своей перева­ливающейся походкой им не обогнать даже коротконогого ежа. Мелкие птицы – воробьи, чи жи, соловьи — передвигаются по земле короткими прыжками. Это тоже далеко не быстрый способ пе­редвижения. Совсем медленно, еле-еле сохраняя равновесие, шеству­ют пингвины.

Ни одна птица, попав в воду, сра­зу же не тонет, между перьями у нее находится много воздуха, и удель­ный вес сухой птицы значительно меньше единицы. Но как только пе­ро намокнет, птица начинает быст­ро погружаться. Поэтому у водопла­вающих птиц перья не смачиваются водой, а от охлаждения их спасает густой слой пуха и подкожный слой жира. У хороших пловцов, кроме то­го, вальковатое, уплощенное тело, помогающее легче преодолевать со­противление воды.

Плавают птицы, пользуясь ла­пами, как веслами. Хороших плов­цов среди птиц много: гагары, бак­ланы, утки, чайки. Но лучшие среди них — пингвины.

Почти все плавающие птицы умеют и нырять. Лучшие подвод­ные пловцы — гагары, бакланы, нырковые утки — могут оставаться под водой 2—3 минуты, а пингвины еще больше. Ныряя, птицы погру­жаются на значительные глубины: турпан, гага — до 6 метров; гагары, бакланы — до 9-10 метров, пинг­вины — более чем на 12 метров.

Большинство ныряльщиков дви­жутся под водой с помощью лап, ра­ботая ими попеременно. Чистики гребут лапами и крыльями, а пинг­вины только крыльями. Чомга под водой проплывает за секунду около метра, гагара около двух, а пингвин более десяти метров. Разогнавшись под водой, пингвины могут высоко прыгать; наблюдали, как они выскакивают на льдины, поднимающиеся над водой на высоту более двух метров.

Олуша, скопа и зимородок ныряют с разлета, используя ско­рость и силу тяжести. Плавать под водой они не могут и, схватив добычу, тотчас взлетают. А вот наземная птица оляпка может бе­гать под водой. Ее любимая пища — водные насекомые, за ними она охотится, бегая по дну ручья и распустив крылья, чтобы во­да не выталкивала ее на поверхность.

Источник

Оцените статью