Птицы леса план урока

«Птицы леса»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Продолжение знакомства с классом птиц. Изучение способа приспособления к образу жизни птиц леса на примере дятла и синицы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжить знакомство с классом птиц.

Задачи: Познакомить учащихся с птицами леса на примере дятла и синицы.

Изучить способ приспособления к образу жизни лесных птиц.

Работать над коррекцией речи.

Оборудование: таблицы, план пересказа, карточки, задание, кроссворды

Словарная работа: дятел, синица.

I. Организация класса. Проверить готовность к уроку. Обратить внимание на посадку.

А) Слабые учащиеся готовят ответы на вопросы по карточкам.

Карточка 1 — Чем питаются ласточки и как они ловят добычу?

Карточка 2 — Чем отличается деревенская ласточка от городской?

— На какие две группы делятся все животные?

— Какие классы животных мы изучили?

Отгадаем загадки и назовем класс животных.

А) Не зверь, не птица, а нос, как спица. (комар)

Б) Есть крылья, а не птица, ног нет, а не догонишь. (рыба)

В) Скачет завирушка, не роет, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар

Г) Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Д) Спереди шильце, сзади — вильце,

— Назовите характерные признаки класса птиц.

З. Повторение домашнего задания:

А) Какой образ жизни ведет ласточка? (воздушный)

Б) Как тело ласточки и стрижа приспособлено к быстрому полету? (форма

остроконечные крылья, вильчатый хвост).

В) Внешний вид. (Карточки) — Чем деревенская ласточка отличается от городской?

Почему ласточку называют летающим барометром?

3) Объясните значение пословицы:

— Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять. (Хвост служит птице в качестве руля)

— Любит кукушка чужие гнезда считать. (Откладывает яйца в чужие гнезда)

И) Почему ласточки не могут жить в тундре?

4. Конкурс на лучшее знание пословиц по рядам.

1ряд. — Плоха та птица. .(которая свое гнездо марает)

— Лучше синица в руках (чем журавль в небе)

— Старого воробья на мякине . (не проведешь)

2ряд — Слово не воробей (вылетит не поймаешь)

— Всякая птица свое (гнездо знает)

— Любит кукушка . (чужие гнезда считать)

— Не для того птице хвост чтобы мух отгонять)

Беседа: — Хоть я не молоток — по дереву стучу.

В нем каждый уголок обследоватьхочу.

-Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

— К каким птицам — перелетным или зимующим относятся дятел и синица и почему? (Зимующие, находят корм себе зимой).

Беседа : — Рассмотрите внешний вид дятла и синицы по таблице.

А) Что общего у дятла и синицы с ранее изученными птицами? (Форма тела, питание, покров, дыхание, размножение).

Читайте также:  Все виды поганок птиц

Б) Описать внешний вид дятла и синицы по плану:

— Органы на голове; — Польза или вред;

В) В чем отличие дятла от синицы? (Образ жизни, внешний вид, окраска, размеры).

(Материал подготовлен учениками)

(Синицы бойкие, умные пронырливые, шныряют по веткам и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, каждую трещинку коры, листья и почки. От их острого глаза не могут укрьтться ни взрослые насекомые, ни их гусеницы, ни кладки яиц. Синица за 10 секунд разыскивает и съедает 10 гусениц).

— С наступлением весны дятел перелетает с дерева на дерево и ищет свое излюбленное дерево. Птица будет стучать только на нем. Обычно такое дерево с сухой вершиной. Устроится дятел на нем в 10-15 см от земли и начинает очень быстро ударять по стволу клювом. За Iсекунду успевает сделать 10-12 ударов. В разгар весны барабанит по 500-600 раз. Самка откладывает 3-5 яиц, насиживают самка и самец. Появившихся птенцов

оба родителя. (Трели дятла, гр. запись).

— Синицы гнездятся в дуплянках и дощатых синичниках, самки откладывают 15 яц, когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят более 100 г насекомых и их личинок. (Чтение вслух стр. 85).

— «Весы». (Синица съедает столько, сколько весит сама). Помогите птицам! (стр. 85).

— Чем можно подкармливать птиц зимой? (стр.85).

— Стихотворение «Кормушки сделал человек». (стр 84)

— Выборочное чтение и рассказ по вопросам:

Б) Приспособление к среде обитания;

(Пересказ по плану на доске).

— Среди дятловых есть вертишейки, называются они так за способность вращать шеей наподобие змеи. Вертишейки питаются почти исключительно муравьями и откладывают до 12 яиц.

Дятлы спят прижавшись к стволам деревьев, острыми когтями цепляясь за кору дерева.

А) Словарная работа (запись в тетрадь слов: синицы, дятлы);

Б) Разгадывание кроссворда «Птичья столовая».

(Поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, оляпка)

— Каких птиц необходимо подкармливать в зимнее время?

— Iгр. читать и пересказывать

— 2гр. читать и отвечать на вопросы.

Объявляется конкурс на лучшую кормушку для птиц. (Изготовить)

— Правда ли, что стрижи даже спят на лету? (Да. На закате поднимаются высоко и спят на лету. А на рассвете спускаются поближе к земле.)

— Поют ли дятлы? (Не поют и не могут песней пометить свою территорию, но барабанят клювом по деревьям, предупреждая всех о своем присутствии.По скорости и ритму ударов они могут узнавать друг друга.)

— По клюву и лапам определи, как кормятся эти птицы?

— Кто раньше к вам прилетает — стрижи или ласточки? (ласточки)

— Почему нельзя яйца трогать руками?

— Реши, кто лишний в каждом ряду?

Источник

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».

Читайте также:  Лесохозяйственное значение насекомоядных птиц

Скачать:

Предварительный просмотр:

План – конспект по окружающему миру

Программа: «Начальная школа 21 века», 2 класс, Виноградова Н.Ф.

Тема урока: «Птицы – лесные обитатели лесса».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о лесных жителях — птицах, особенностях их строения, поведения и обитания.

Предметные – способствовать знакомству детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения; с многообразием пернатых; формированию представления о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц; научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц.

Личностные УУД – содействовать проявлению своего отношения к произведению, оцениванию своей учебной деятельности; эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев;

осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала, ценности совместной деятельности; способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

Метапредметные задачи – содействовать формированию УУД

  1. Регулятивных — принимать и сохранять учебную задачу; принимать установленные правила с текстом, работать со словарём учебника; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий; выполнять самостоятельную работу в тетрадях по окружающему миру.
  2. Коммуникативных — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
  3. Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний; давать определение понятиям; анализировать и сравнивать; выделять необходимый материал из текста, устного рассказа; делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Оборудование: учебник Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие тетради: Виноградова Н.Ф, презентация к уроку.

1.Прверяет готовность к уроку

Сто вопросов – сто ответов.

Сообщают о готовности к уроку

— Ребята, кто подскажет какое домашнее задание было задано на дом?

3.Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация

— Как вы считаете, что нам может пригодится для успешной работы на уроке?

— Какие царства живой природы вы знаете?

— Кто уже догадался по какому царству сегодня мы будем путешествовать? («Животные и человек»)

  • Какие природные сообщества вы знаете? (ответы детей)
  • А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?

Мы попадаем в сообщество «Лес»

В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — . (птицы)

-А всё ли вы знаете о птицах?

  1. Зачем птицам клюв?
  2. Для чего птицам перья?
  3. Зачем птицам летать?
  4. Почему птицы поют?
  5. Каково значение птиц в жизни природы и человека?
Читайте также:  Зачем птицам нужен хвост

— Почему мы не может ответить на все эти вопросы?

— Какова же цель урока? Задачи?

— Что мы должны знать к концу урока?

— Кто или что нам поможет получить эти знания?

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения

В паре определяют тему, цель и задачи урока

Парная работа, работа с учебником

4.Первичное усвоение новых знаний

— Лесные птицы занимают свои «квартиры» на разных этажах леса. Давайте заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.

На 1 этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой. (Подготовленные рассказы детей о птицах.)

1. — Эта красивая крупная птица – глухарь.

Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют. Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, порой на самых заметных местах.

2. А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой.

У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.

— Кто-нибудь уже догадался почему эти птицы занимают

-Жители 2 этажа- дятлы, совы.

3. -А эта птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать крыса, это сова. Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок.. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.

4. — Дятла называют лесным санитаром или лесным доктором. Кто знает почему? Стучит дятел, — значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить. Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках.

— Жители верхних- это крупные хищные птицы- канюки, ястребы, иволги.

5. — Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается в вниз.

—Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов-э то иволга

— Для того, чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группе.

— Вспомните правила работы в группе.

— Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).

— Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:

5.Каково значение птиц в жизни природы и человека?

Слушают рассказ учителя, который сопровождается наглядным материалом

Источник

Оцените статью