«Птицы леса»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Продолжение знакомства с классом птиц. Изучение способа приспособления к образу жизни птиц леса на примере дятла и синицы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: Продолжить знакомство с классом птиц.
Задачи: Познакомить учащихся с птицами леса на примере дятла и синицы.
Изучить способ приспособления к образу жизни лесных птиц.
Работать над коррекцией речи.
Оборудование: таблицы, план пересказа, карточки, задание, кроссворды
Словарная работа: дятел, синица.
I. Организация класса. Проверить готовность к уроку. Обратить внимание на посадку.
А) Слабые учащиеся готовят ответы на вопросы по карточкам.
Карточка 1 — Чем питаются ласточки и как они ловят добычу?
Карточка 2 — Чем отличается деревенская ласточка от городской?
— На какие две группы делятся все животные?
— Какие классы животных мы изучили?
Отгадаем загадки и назовем класс животных.
А) Не зверь, не птица, а нос, как спица. (комар)
Б) Есть крылья, а не птица, ног нет, а не догонишь. (рыба)
В) Скачет завирушка, не роет, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар
Г) Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.
Д) Спереди шильце, сзади — вильце,
— Назовите характерные признаки класса птиц.
З. Повторение домашнего задания:
А) Какой образ жизни ведет ласточка? (воздушный)
Б) Как тело ласточки и стрижа приспособлено к быстрому полету? (форма
остроконечные крылья, вильчатый хвост).
В) Внешний вид. (Карточки) — Чем деревенская ласточка отличается от городской?
Почему ласточку называют летающим барометром?
3) Объясните значение пословицы:
— Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять. (Хвост служит птице в качестве руля)
— Любит кукушка чужие гнезда считать. (Откладывает яйца в чужие гнезда)
И) Почему ласточки не могут жить в тундре?
4. Конкурс на лучшее знание пословиц по рядам.
1ряд. — Плоха та птица. .(которая свое гнездо марает)
— Лучше синица в руках (чем журавль в небе)
— Старого воробья на мякине . (не проведешь)
2ряд — Слово не воробей (вылетит не поймаешь)
— Всякая птица свое (гнездо знает)
— Любит кукушка . (чужие гнезда считать)
— Не для того птице хвост чтобы мух отгонять)
Беседа: — Хоть я не молоток — по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследоватьхочу.
-Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
— К каким птицам — перелетным или зимующим относятся дятел и синица и почему? (Зимующие, находят корм себе зимой).
Беседа : — Рассмотрите внешний вид дятла и синицы по таблице.
А) Что общего у дятла и синицы с ранее изученными птицами? (Форма тела, питание, покров, дыхание, размножение).
Б) Описать внешний вид дятла и синицы по плану:
— Органы на голове; — Польза или вред;
В) В чем отличие дятла от синицы? (Образ жизни, внешний вид, окраска, размеры).
(Материал подготовлен учениками)
(Синицы бойкие, умные пронырливые, шныряют по веткам и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, каждую трещинку коры, листья и почки. От их острого глаза не могут укрьтться ни взрослые насекомые, ни их гусеницы, ни кладки яиц. Синица за 10 секунд разыскивает и съедает 10 гусениц).
— С наступлением весны дятел перелетает с дерева на дерево и ищет свое излюбленное дерево. Птица будет стучать только на нем. Обычно такое дерево с сухой вершиной. Устроится дятел на нем в 10-15 см от земли и начинает очень быстро ударять по стволу клювом. За Iсекунду успевает сделать 10-12 ударов. В разгар весны барабанит по 500-600 раз. Самка откладывает 3-5 яиц, насиживают самка и самец. Появившихся птенцов
оба родителя. (Трели дятла, гр. запись).
— Синицы гнездятся в дуплянках и дощатых синичниках, самки откладывают 15 яц, когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят более 100 г насекомых и их личинок. (Чтение вслух стр. 85).
— «Весы». (Синица съедает столько, сколько весит сама). Помогите птицам! (стр. 85).
— Чем можно подкармливать птиц зимой? (стр.85).
— Стихотворение «Кормушки сделал человек». (стр 84)
— Выборочное чтение и рассказ по вопросам:
Б) Приспособление к среде обитания;
(Пересказ по плану на доске).
— Среди дятловых есть вертишейки, называются они так за способность вращать шеей наподобие змеи. Вертишейки питаются почти исключительно муравьями и откладывают до 12 яиц.
Дятлы спят прижавшись к стволам деревьев, острыми когтями цепляясь за кору дерева.
А) Словарная работа (запись в тетрадь слов: синицы, дятлы);
Б) Разгадывание кроссворда «Птичья столовая».
(Поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, оляпка)
— Каких птиц необходимо подкармливать в зимнее время?
— Iгр. читать и пересказывать
— 2гр. читать и отвечать на вопросы.
Объявляется конкурс на лучшую кормушку для птиц. (Изготовить)
— Правда ли, что стрижи даже спят на лету? (Да. На закате поднимаются высоко и спят на лету. А на рассвете спускаются поближе к земле.)
— Поют ли дятлы? (Не поют и не могут песней пометить свою территорию, но барабанят клювом по деревьям, предупреждая всех о своем присутствии.По скорости и ритму ударов они могут узнавать друг друга.)
— По клюву и лапам определи, как кормятся эти птицы?
— Кто раньше к вам прилетает — стрижи или ласточки? (ласточки)
— Почему нельзя яйца трогать руками?
— Реши, кто лишний в каждом ряду?
Источник
План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».
Скачать:
Предварительный просмотр:
План – конспект по окружающему миру
Программа: «Начальная школа 21 века», 2 класс, Виноградова Н.Ф.
Тема урока: «Птицы – лесные обитатели лесса».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о лесных жителях — птицах, особенностях их строения, поведения и обитания.
Предметные – способствовать знакомству детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения; с многообразием пернатых; формированию представления о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц; научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц.
Личностные УУД – содействовать проявлению своего отношения к произведению, оцениванию своей учебной деятельности; эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев;
осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала, ценности совместной деятельности; способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
Метапредметные задачи – содействовать формированию УУД
- Регулятивных — принимать и сохранять учебную задачу; принимать установленные правила с текстом, работать со словарём учебника; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий; выполнять самостоятельную работу в тетрадях по окружающему миру.
- Коммуникативных — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
- Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний; давать определение понятиям; анализировать и сравнивать; выделять необходимый материал из текста, устного рассказа; делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Оборудование: учебник Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие тетради: Виноградова Н.Ф, презентация к уроку.
1.Прверяет готовность к уроку
Сто вопросов – сто ответов.
Сообщают о готовности к уроку
— Ребята, кто подскажет какое домашнее задание было задано на дом?
3.Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация
— Как вы считаете, что нам может пригодится для успешной работы на уроке?
— Какие царства живой природы вы знаете?
— Кто уже догадался по какому царству сегодня мы будем путешествовать? («Животные и человек»)
- Какие природные сообщества вы знаете? (ответы детей)
- А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?
Мы попадаем в сообщество «Лес»
В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — . (птицы)
-А всё ли вы знаете о птицах?
- Зачем птицам клюв?
- Для чего птицам перья?
- Зачем птицам летать?
- Почему птицы поют?
- Каково значение птиц в жизни природы и человека?
— Почему мы не может ответить на все эти вопросы?
— Какова же цель урока? Задачи?
— Что мы должны знать к концу урока?
— Кто или что нам поможет получить эти знания?
Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения
В паре определяют тему, цель и задачи урока
Парная работа, работа с учебником
4.Первичное усвоение новых знаний
— Лесные птицы занимают свои «квартиры» на разных этажах леса. Давайте заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.
На 1 этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой. (Подготовленные рассказы детей о птицах.)
1. — Эта красивая крупная птица – глухарь.
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют. Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, порой на самых заметных местах.
2. А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой.
У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.
— Кто-нибудь уже догадался почему эти птицы занимают
-Жители 2 этажа- дятлы, совы.
3. -А эта птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать крыса, это сова. Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок.. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.
4. — Дятла называют лесным санитаром или лесным доктором. Кто знает почему? Стучит дятел, — значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить. Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках.
— Жители верхних- это крупные хищные птицы- канюки, ястребы, иволги.
5. — Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается в вниз.
—Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов-э то иволга
— Для того, чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группе.
— Вспомните правила работы в группе.
— Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).
— Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:
5.Каково значение птиц в жизни природы и человека?
Слушают рассказ учителя, который сопровождается наглядным материалом
Источник