Конспект открытого занятия «Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья»
Макет дерева со скворечником, картинки с изображением насекомых (муха, жук, червяк, комар, кузнечик), деревянные детали для изготовления скворечника, молоток, гвозди, тесто, дощечки, кассеты с записью звуков живой природы, костюмы птиц для инсценировки.
Дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение Л.А.Савчука:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.
Звучит запись голосов птиц “В лесу”. Воспитатель (на фоне записи) загадывает детям загадку:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).
Да, ребята, с приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, звонко заливаются птицы, которые возвращаются с теплых краев. И сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить наступление весны и прилет птиц.
Воспитатель: Какие же птицы прилетают первыми? (Загадать детям загадки).
Всех прилетных птиц черней.
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица… (Грач)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел. (Скворец)
Воспитатель: А теперь давайте послушаем рассказы родителей о тои, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
1-й родитель: каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек , где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
2-й родитель: Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
3-й родитель: Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.
Воспитатель: Но не только от этого страдают птицы.
4-й родитель (читает стихотворение Л.Кондратенко “Птицы загрустили”:
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).
Нет, гнезд не будем разорять,
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звучат!
Воспитатель: Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.
Морозы жестокие в нашем краю.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
Воспитатель: Да, ребята, зимой птицам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать, а весной надо строить им домики. (Загадать детям загадку).
Что за домик мне скажите
В нем летает каждый житель?
Кто в том домике живет,
Песню звонкую поет? (Скворечник и скворец).
Воспитатель (показывая скворечник): вот в таком домике живут скворцы, эти домики для них строят люди. Посмотрим сценку о жильцах этого домика.
Инсценировка по стихотворению Г.Ходырева “Скворец”.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Скворец (старший ребенок):
Скворец — заботливый отец,
Но чем унять скворчат?
Лишь выйду из дому и вот
Опять они кричат.
3-й скворушка: Давай кузнечика!
5-й скворушка: А мне бы до обеда хотя бы комара!
Скворец — заботливый отец
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню! (скворец раздает скворчатам картинки с изображением перечисленных насекомых)
Через горы, через море
Стайкой птицы к нам летят.
Мы для них построим город,
Птичий город – Птицеград!
Папы вместе с мальчиками строят скворечники.
Воспитатель: Но ведь у нас сегодня праздник, а какой праздник без угощения. В старину на праздник птиц пекли “жаворонков”. Давайте попросим наших мам помочь девочкам приготовить “жаворонков”.
Девочки вместе с мамами готовят “жаворонков” из теста. После того, как “жаворонки” сделаны, няня относит их на кухню печь.
Затем исполняется песня “Птичий дом” (муз. Д.Кабалевского, сл. О.Высотской).
4-й ребенок (выносит готовый скворечник):
Готовы скворечники, можно селиться.
Готовы дома-терема!
Летите, летите, веселые птицы
Скорей занимайте дома.
Проводится татарская народная игра “θйге”.
Воспитатель: наши “жаворонки” готовы. Давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердца их станут добрее, заботливее ко всему живому на земле!
Дети угощают гостей “жаворонками” и выходят из зала под пьесу П.И.Чайковского “Жаворонок”.
Источник
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Птицы-наши лучшие друзья!
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Расширять и закреплять знания детей о птицах: перелётных и зимующих. Учить различать их по внешнему виду, издаваемым звукам. Называть их. Развивать интерес к жизни птиц. Развивать устную связную речь детей, обогащать их словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ұйымдасқан оқу қызметінің технологиялық картасы
Білім беру салалары : Коммуникация
Тақырып – Тема : «Птицы — наши лучшие друзья»
Мақсаты- Цель : Расширять и закреплять знания детей о птицах: перелётных и зимующих. Учить различать их по внешнему виду, издаваемым звукам. Называть их. Развивать интерес к жизни птиц. Развивать устную связную речь детей, обогащать их словарь. Давать полные ответы на вопросы. Составлять описатель-ный рассказ с использованием картинно-графического плана. Упражнять в образовании однокоренных имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Билингвалды компонент: природа — табиғат, птицы — құстар.
Қызмет кезеңдері-этапы деятельности
У нас хорошее настроение и мы рады всех видеть! А ещё чему мы радуемся, просыпаясь? (Солнышку). Давайте поприветствуем его!
-Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живём в родном краю всех я вас приветствую!
Встают в круг радости
произносят речевку вместе с воспитателем
Выходит девочка –Лесная Фея: «Здравствуйте, друзья! Меня зовут Лесная Фея, я внучка старичка — Лесовичка. Он хочет знать, умеете вы отгадывать загадки.Слушайте:
Снится ночью пауку чудо –юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла, прилетит – плохи дела.
А кого паук боится? Угадали? Это…
В: Лесная Фея, правильно ли угадали твою загадку дети?
Л.Ф: Да, молодцы! А ещё старичок — Лесовичок хочет узнать, что вы знаете о птицах.
В: Хорошо, оставайся с нами Лесная Фея, послушай детей.
В: Птицы – это самое красивое и удивительное создание на земле. Они радуют нас своим красивым оперением и чудесным пением. У птиц очень хорошее, острое зрение, ведь им надо с высоты разглядеть себе корм. А чем питаются птицы?
В: С наступлением холодов птицы готовятся к отлёту в тёплые края. Почему птицы улетают в тёплые края?
В: Верно ребята. Птицам не так страшен холод, как голод. А когда птицы возвратятся назад?
В: Как мы называем этих птиц?
Лесная Фея, ты что-то хочешь нам сообщить?
Л.Ф: Старичок Лесовичок предлагает поиграть в игру «Отгадай загадку»и у него для вас сюрприз: он дарит вам шкатулку, но она не простая, а волшебная. Если загадка будет отгадана правильно, то из шкатулки появится отгаданная птичка.
В: Спасибо. Готовы отгадывать загадки? Итак,загадка первая:
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный Лепит домик под окном, из травы и глины?
В:Есть такая народная примета: ласточки летают низко – к дождю.
В:Следующая загадка: на шесте дворец, во дворце – певец. Как зовут его?
В:Народная примета: Увидел скворца – весна у крыльца.
Следующая загадка: Кто без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, нежней. Кто же это?
В:В народе говорят: соловьи поют – к хорошей погоде!
— Скажите, к какой группе птиц относятся все угаданные птицы?
В: Каких перелётных птиц вы знаете ещё? Назовите. А сейчас я предлагаю отправиться в лес в гости к птицам, которые не улетели в тёплые края, а остались зимовать. Как называют таких птиц?
В: Что это за птицы? Смелые, выносливые, не боятся зимы, назовите их.
В: Ох и холодно, давайте согреемся!
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули. Морозец гуляет в лесу. Плавно руками помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут покажем, крылья мы сложим назад.
В: Итак, ребята, мы знаем, что птицы бывают зимующие и перелётные. Предлагаю поиграть в игру «Осень и Весна». Вы должны выбрать и разместить под «Листиком» зимующих птиц, а перелётных – под «солнышком».
Л.Ф: А теперь, старичок Лесовичок хочет,чтобы вы рассказали вот об этих птичках: синичке, снегире, ласточке. (Показывает картинки)
В: Помогут вам в этом картинки – схемы.Рассказывать следует в такой последовательности: сначала назовите птицу,какая она: зимующая или перелётная, большая или маленькая, какого цвета, чем питается, какие звуки произносит.
В: Мне понравились ваши рассказы, наверно, понравились бы и старичку – Лесовичку. Давайте поиграем в игру
Дидактическая игра «Назови ласково». (В кругу с мячом)
Я буду называть птицу, а вы, поймав мяч, называете её ласково.
Например: сова – совушка, журавль – журавушка,. А у какой птицы само её название звучит ласково?
В: А вы задумывались, как мы должны относиться к птицам? Ведь они наши меньшие друзья. Что мы можем для них делать, а чего делать нельзя? (Раздаю кружочки красного и зелёного цвета)
Если я назову то, что нужно делать для птиц – поднимите зелёный кружок, а если нельзя – красный.Будьте внимательны:
— Вывешивать кормушки зимой и подкармливать птиц. — Бросать камнем в птиц. — Лечить раненую птицу.
В: Теперь я спокойна, зная, что вы не оставите птиц в беде. Суровой зимой вы обязательно позаботитесь о птицах, живущих возле вашего дома и детского садика. Птицы будут благодарны вам за это.
Внимательно слушают воспитателя
Источник