- План-Конспект «Зимующие птицы» план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация «Зимующие птицы» презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Городские птицы
- Другие виды городских птиц
- Видео про городских птиц
- Заключение
План-Конспект «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Зимующие птицы: снегирь, синица, воробей, ворона, голубь.
Загадки, описание птиц, физ. минутки, пальчиковая гимнастика
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия во второй младшей группе «Зимующие птицы»
Воспитатель Крыжановская Мария Владимировна.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, запись «Шум леса – голоса птиц». Кормушка.
Детская песня «Песня птицы»;
Раскраски «Птицы» по количеству детей.
Предварительная работа : беседа о зимующих птицах, наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картинок. Чтение литературных произведений А. Барто «Синица»; Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»; просмотр мультфильмов «Снегирь», «Пластилиновая ворона».
Задачи: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города.
Цель занятия: Дать детям представление о зимующих птицах;
Учить находить сходства и различия между птицами; Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;Расширить словарный запас детей: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.
Дети сидят на стульчиках, полукругом. На магнитной доске предметные картинки с изображением птиц.
Воспитатель предлагает посмотреть на доску и угадать, о ком мы будем сегодня беседовать на занятии (ответы детей).
— Правильно ребята, мы с вами будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете?
Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.
Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
-Как мы их называем? — (Перелетные)
-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие)
— А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:
— А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:
Сколько у воробушка лапок?
Для чего нужны воробью лапки?
Как передвигается воробушек?
Он маленький коричневого и серого цвета, любит хлебные крошки.
— А теперь послушайте еще одну загадку:
«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.
Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.
Реагирует на свист и боится хищных птиц.
Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».
— А какой голубь по размеру?
— Как передвигается голубь по земле?
«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
— А теперь давайте поиграем в словесную игру. Я буду начинать предложение, а вы его продолжать: ворона большая, а воробей… (маленький); голуби по земле хотят, а воробьи… (прыгают); воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).
— Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:
«В гости к нам зима пришла
Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.
У снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная. Любит ягоды рябины и калины, семена шишек.
— А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:
Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.
На голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые. Любит сало.
Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, снегирь, голубь, ворона, синица).
— Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).
-Ребята, давайте рассмотрим этих птиц. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что есть у всех птиц? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)
— Что птица делает клювом? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны (дети летают, машут руками- крыльями).
Кар- кар- кар, кар- кар- кар! (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети садятся, затихают)
Кар- кар- кар! (тихо) Играют 2-3 раза. Становятся в круг.
Физминутка «Сказочные птицы»:
Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)
Сказочные птицы (Показывают грудку руками)
Распустили пёрышки, (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Головой вертят, ( Повороты головы влево — вправо )
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?
Дети садятся на свои места, воспитатель включаем пение птиц. Проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (ворона «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).
— А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.
— Понравилось? Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди делают для них что? (кормушки).
— Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей
стол накрыли для гостей» , это кормушка.
Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картину «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.
— А теперь, ребята, давайте немного поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Птички «:
Птички прилетали, ( Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями)
Сели, посидели ( Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол)
Дальше полетели. ( Повторяем первое движение)
Итог : О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать. Ребята, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы, и я вам приготовила подарок, вот такие картинки – раскраски, на которых изображены птицы. Вы раскрасите их дома, вместе с мамами и расскажите им всё, что вы узнали сегодня о птицах.
АГНИЯ БАРТО
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Каждый день, когда встаём
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли — не пугливы,
Хоть руками их бери!
Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели в небо!
Источник
Презентация «Зимующие птицы»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, о роли человека в их жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация на тему: «Зимующие птицы»
Зимующие птицы г. Ломоносов Снегирь Воробей Синица Дятел Голубь Ворона Сорока Клест
Снегири Снегирь – небольшая красивая птичка с толстым, коротким клювом. Самцы красногрудые, а у самочки перышки серовато-коричневые. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. Больше всего снегири любят ягоды и семена растений, особенно плоды рябины.
Воробьи – маленькие шустрые птички. Живут воробьи в лесах и парках, селятся рядом с человеком Любят насекомых, и растительную пищу. Воробей – плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Воробьи Синицы Синица – подвижная, энергичная и заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Любопытство и непоседливость – основные черты её характера. Основной пищей синичке служат насекомые и их личинки, семена.
Вороны Ворона – крупная птица. Голова, клюв, крылья, хвост и лапы у вороны черного цвета, а бока и грудка – серого. По земле птица прыгает на двух лапах или перелетает с места на место в поисках пищи. Вороны очень умные птицы. Ест ворона все: мышей, яйца птиц, жуков, червяков, рыбу, овощи, семена. Голуби Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Пальцами он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды., крошки хлеба и семечки. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища .
Дятлы У дятла красивое пестрое оперение: верх тела — черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Самец отличается от самки красным пятном на темени . Дятел — санитар нашего леса. Если стучит дятел- значит будут уничтожены вредные насекомые. Едят всё подряд: и жучков, и гусениц, и кузнечиков, и личинок. Дятел весной любит полакомиться соком берёзы, но делает это осторожно, не причиняя вреда дереву.
Сороки Сороки – крупные птицы, выделяется ярко-белыми боками и очень длинным хвостом. За белые бока ее так и называют – сорока — белобока. Характер скандальный и ведут они себя очень шумно. Сорока – разбойница, она может украсть чужое яйцо или птенчика. Сорока очень любопытна. Увидит, что-нибудь блестящее – обязательно утащит в свое гнездо. Клесты Клест — небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и крестообразным клювом. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при больших морозах.
На дворе зима. На земле, деревьях и кустах лежит белый снег. Под снегом птичкам трудно отыскать насекомых и семена растений , они ждут нашей помощи. Ребята давайте сделаем и развесим кормушки!
Какое угощение положить в кормушку Семечки Пшено Не соленое сало Крошки пшеничного хлеба Ягоды рябины Шишки, желуди, орехи
Источник
Городские птицы
Города теряют зеленые насаждения. Тем не менее, птицы живут и в бетонных джунглях. Деревья и открытое пространство исчезают. Поэтому птицы вынуждены приспосабливаться к искусственной среде.
В группу городских птиц входят виды, которые зависят от человека. Большинство видов, которые обитают в городе, являются птицами-падальщиками, хотя и другие виды встречаются в парках, пригородных районах, гнездятся в зданиях.
В среднем популяция городских птиц выросла на 25% за последние три десятилетия. В неё входят постоянные городские обитатели и птицы-мигранты на короткие расстояния.
Городская ласточка (Воронок)
Деревенская ласточка (Касатка)
Белая трясогузка
Синяя лазоревка
Полевой воробей
Домовый воробей
Синица Гаичка
Серая ворона
Черная ворона
Голубь городской
Галка голубоглазая
Другие виды городских птиц
Средний пестрый дятел
Белоспинный дятел
Седой дятел
Черный дятел
Зеленый дятел
Дрозд-рябинник
Певчий дрозд
Ворон обыкновенный
Ястреб-перепелятник
Ястреб-тетеревятник
Орлан-белохвост
Щур (Финский попугай) красный — самец
-желтая самочка
Утка кряква
Овсянка обыкновенная
Озерная чайка
Козодой большой
Козодой малый
Козодой совиный
Стриж малый
Стриж белопоясый
Стриж черный
Серая мухоловка
Видео про городских птиц
Заключение
Многие из районов, в которые расширяются города, содержат большое количество диких животных. Расчистка земель для городского развития разрушает биоразнообразие. Его поддержание важно для благополучия людей и птиц.
Большие площади земли должны быть оставлены нетронутыми при планировании новых городских территорий. Парки и открытые пространства приютят птиц и других диких животных.
В городской среде много видов птиц успешно живут рядом с человеком. Проблема в том, что крупные и агрессивные птицы хищники вытесняют маленьких сородичей, которые питаются вредными насекомыми.
Источник