Гамаюн, птица вещая — неомифология
Васнецов изобразил свою птицу гамаюн, презрев мифологию. Да и мифология была противоречивая, непростая. То ли с воробья размером эта райская птица, то ли крупней. То ли только без лапок, то ли и без крыльев тоже. То ли все время летает, пока не упадет, возвещая смерть великих или перемены к худшему, то ли иногда отдыхает, притулившись на ветвях деревьев. То ли о светлом будущем поет, то ли беды пророчит. А Васнецов не мудрствовал лукаво — он создал свою птицу. И мне кажется, это как раз тот случай, когда созданный творцом образ затмевает имевшиеся ранее представления. Как представление Эйзенштейна о Ледовом побоище перешло в учебники истории — хотя и близко к истине не стояло. Как выглядит птица гамаюн на самом деле, спорить глупо — но теперь мы представляем ее такой, какой ее увидел Васнецов. Не вечно летящей — а вполне себе сидящей на ветке.
Она видит что-то страшное. И не может оторвать взгляд. Ветра нет — спокойны цветы, трава, листья на дереве — но она будто охвачена ветром. Она готова развернуть крылья и взлететь? Или только что села на ветку?
Посмотрите на ее взгляд — он расфокусирован, она смотрит в самую дальнюю даль, за горизонт. Птица с лицом девочки. И вряд ли там, за горизонтом, она узрела счастливое будущее.
Блок написал про нее стихи.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью.
Наверное, насчет апокалиптических мотивов картины критики правы. Но я почему-то не чувствую в ней сказочного библейского апокалипсиса. Нет, то, что видит птица гамаюн, куда страшней — потому что реальней.
Картина вызывает тревогу. И дело не в красно-оранжевых тонах — а в недосказанности, неизвестности. Я ничего не понимаю в живописи, но именно недосказанность и неизвестность создают эту мистическую атмосферу. А еще — открытое пространство, в котором нельзя спрятаться, забиться в угол. И птица на одиноком дереве кажется беззащитной, уязвимой. Наверное, именно так надо писать мистику — не о чудовищных выходцах из ада, а о райских птицах с запекшимися кровью устами.
Иго злых татар мы уже пережили — что же вещая птица пророчит нам сегодня? Почему до сих пор с ужасом смотрит за горизонт?
ЗЫ. Напиши в пост два слова, одним из которых будет «грамотность», и комментировать его будут дня три, причем очень активно. Больше комментариев напишут только к посту о гендерных сходствах (различиях). А напиши про картину гениального художника — и больше пяти комментариев не жди.
Источник
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
Виктор Васнецов на протяжении всей своей жизни интересовался и изучал мифологию и фольклор Древней Руси. Все его произведения пропитаны духом старины. При одном взгляде на любую из его картин с мифологическим или сказочным сюжетом даже не возникает сомнения, что именно так и выглядели герои древности.
Тоже самое можно сказать и о картине «Гамаюн, птица вещая», написанной в 1897 году. Гамаюн в славянской мифологии – это птица с женским лицом и грудью, вестница бурь, ураганов. Она обладала прекрасным голосом и могла предсказать будущее только особым людям, которые её слышат и понимают даже среди звуков природы: в ливне дождя, в шуме травы, в порыве ветра. Люди считали, что Гамаюн — это посланница бога, связывающая два мира, предсказывающая события.
На полотне изображена птица с тревожным лицом женщины, она сидит на изящном дереве и взирает куда-то вдаль. Сильно контрастируют черные крылья на ярком, сияющем фоне – сильные, пластичные, готовые к полету. Вот-вот взмахнет крылом и взлетит. Очень завораживает в этой картине противоречивое настроение: одновременно спокойные, но и в то же время буйные краски, умиротворенная природа и диссонирующая Гамаюн.
Некоторые искусствоведы считаю, что крылья — это символ возрождения. В дальнейшем творчество Васнецова способствует развитию таких стилей как символизм и модернизм. В том числе и благодаря Виктору Васнецову было возрождено и передано последующим поколениям уникальное творчество и мифология славянских народов.
Год написания картины: 1897.
Размеры картины: 200 х 150 см.
Жанр: мифологическая живопись.
Стиль: романтизм, символизм.
Галерея: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала, Россия.
Источник
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
Художник специализировался на мифологических и исторических предметах. Часто рисовал в фольклорном и романтическом стилях живописи. Он считал, что истинное произведение передает прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее.
Васнецов заимствовал сюжет картины из русских народных легенд, баллад и сказок. На этот выбор повлияло его детство. Жил художник в сельской местности с холмистыми перелесками и густым лесом, с извилистыми и широкими долинами. С самых ранних лет Васнецов слышал народные легенды и эпические
В 1897 году Васнецов нарисовал картину «Гамаюн, птица вещая». Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям. А вместе с ней появляются штормовой ветер и яростный ураган. Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты. А услышать ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто. Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.
Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира. Этот необычный облик привлекает внимание. Гамаюн же сидит на извилистой ветке. Основным преимуществом является красочный эффект картины. Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение. Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх.
Смотря на картину, возникает чувство безумной тревоги. Васнецов сумел возродить духовное наследие человека. Его живопись оказала огромное влияние на развитие модернизма и символизма в русской живописи и поэзии.
Источник