Радиоактивность природа радиоактивных излучений 9 класс

Урок физики по теме «Радиоактивность. Радиоактивные превращения». 9-й класс

Цель урока: изучить явление радиоактивности; радиоактивных превращений.

образовательная – формировать умения и навыки анализа, сравнения, навыки переноса знаний в новые ситуации, планирования деятельности при построении ответа, выполнения заданий и поисковой деятельности при изучении явления радиоактивности и его физической природы, правил смещения;

развивающая – развивать устную монологическую речь, логическое мышление, умение пользоваться научной терминологией, способствовать умению излагать свою точку зрения и отстаивать свою позицию;

воспитательная – воспитывать уважение к собеседнику, индивидуальную культуру общения.

Оборудование: периодическая таблица Менделеева Д.И.; таблица физической природы радиоактивности, ПК, мультимедийный проектор.

I. Мотивация учебной деятельности (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим познание окружающего нас мира.

У природы много тайн и загадок, раскрывает она их нам не охотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на путь к познанию мира. Вот и вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны. Готовы? Тогда приступим…

Перед вами три портрета учёных:

Скажите, пожалуйста, что может их объединять?

(Предполагаемые ответы детей: они родственники, проводили опыты, занимались исследованием одного и того же явления)

Может, кто- то знает, какого явления?

Может ли это явление быть связано с понятием атом?

Вопросы об атоме и атомном ядре:

1. Какие частицы входят в состав атома:

2.Атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. Между какими парами частиц внутри ядра действуют ядерные силы?

3.В ядре атома кальция содержится:

A) 20 нейтронов и 40 протонов.

Б) 40 нейтронов и 20 электронов.

B) 20 протонов и 40 электронов.

Г) 20 протонов и 20 нейтронов.

Давайте посмотрим то явление, которое обнаружил Анри Беккерель.

Что вы увидели? Попытайтесь это объяснить …

— Сегодня на уроке я хочу вам предложить поговорить о явлении …

— Как вы считаете, с чем у вас ассоциируется это слово?

— Предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова и узнать значение этого слова. (от лат.радиус, что означает луч, радиоактивность — самопроизвольное излучение атомов. Было открыто Беккерелем 1 марта 1896 года. )

Гипотеза. Радиоактивность – это ключ к новым великим открытиям, созданию модели атома, овладению атомной энергией.

III. Выполнение пробного действия и выявление места и причины затруднения

— Почему в магнитном поле радиоактивное излучение распалось на три пучка?

— Какова природа альфа-частицы? Каков ее заряд и масса?

— Что представляют собой бета-частицы?

— С какой скоростью распространяются гамма-лучи? Какие свойства гамма-лучей?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Читайте также:  Графит природный молотый глс 3

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы выяснить, что это за явление? (Дети предлагают план изучения явления радиоактивности)

1. Какова физическая природа радиоактивности.

2. Рассмотреть ситуацию, почему в процессе радиоактивного распада ядра атомов могут превращаться в другие ядра с испусканием частиц? (Радиоактивные превращения, правила смещения)

V. Реализация построенного проекта

Физическая природа радиоактивности.

Как вы думаете? Каков состав, природа и свойства радиоактивных излучений? Дети по рисунку описывают опыт самостоятельно.

Классический опыт показан на рисунке. (Плакат на доске). Радиоактивный препарат помешался на дно узкого канала в куске свинца. Против канала помещалась фотопластинка. На выходившее из канала излучение действовало сильное магнитное поле, перпендикулярное пучку. Вся установка размещалась в вакууме.

В отсутствие магнитного поле на фотопластинке после проявления обнаруживалось одно темное пятно, точно против канала, а в магнитном поле пучок распадался на 3 пучка. Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны. Это определенно указывало на наличие у этих составляющих электрических зарядов противоположных знаков; отрицательная компонента излучения отклонялась в магнитным полем гораздо больше, чем положительная. Третья составляющая не отклонялась магнитным полем.

Положительно заряженная компонента получило название альфа-лучей, отрицательно заряженная – бета-лучи и нейтральная – гамма-лучи.

Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга по проникающей способности, т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами.

Теперь представьте себе, что много веков торжествовала идея о неизменности атома и в начале ХХ века она ставится под сомнение.

Цепочки превращений испытали радиоактивные элементы: актиний, торий, уран. Общий вывод, к которому пришли ученые, сформировал Резерфорд. Давайте попробуем его сформулировать… (Найдите в учебнике)

Итак, запишите в тетрадь определение: радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение одних ядер в другие, сопровождаемое испусканием различных частиц или ядер.

Таблица (на экране монитора)

Излучение Заряд Проник. способность Примеры Природа
альфа + min бумага пробег в воздухе 3-9 см
алюминий – 0,05 мм
Поток атомных ядер гелия 4 2Не
v = 14000 — 20000 км/с
бета чуть > альфа Пробег в воздухе 40 см
свинец – 3 см
Поток электронов 0 —1e
v = 300000 км/с
гамма 0 max пробег в воздухе неск. сот метров
свинец – до 5 см
тело человека пронизывают насквозь
Поток коротких эл-магн. волн (фотонов)
v = 300000 км/с

Что же происходит с веществом при радиоактивном распаде?

Обратимся к просмотру (видео 2 (3) из ЭОР)

Уже самые первые опыты, проделанные Резерфордом совместно с английским ученым Ф. Содди, убедили их, что при радиоактивном распаде происходит превращение одних химических элементов в другие.

(Давайте разберёмся, по каким правилам происходит преобразование ядер).

Превращение ядер подчиняется правилу смещения, сформулированному впервые английским ученым Ф. Содди.

Обратимся к просмотру (видео 2(5) из ЭОР)

Давайте уточним и запишем, какие правила смещения существуют? (Cхемы правил на доске б – распад и в – распад обозначены разными цветами)

альфа – распад: Ядро теряет положительный заряд 2з и масса его убывает на 4 а.е.м. Элемент смещается на 2 клетки к началу периодической системы.

Читайте также:  Проведение тренинга на природе

бета – распад: из ядра вылетает электрон, заряд увеличивается на единицу, а масса остается почти неизменной. Элемент смещается на 1 клетку к концу периодической системы.

гамма – излучение не сопровождается изменением заряда, масса же ядра меняется ничтожно мало.

— Вы внимательно следили за рассуждениями, не возникли ли у вас вопросы?

Как же из ядра могут вылетать электроны, если их там нет?

Какие преобразования могут происходить?

Ответ: при бета – распаде нейтрон превращается в протон с испусканием электрона

1. Блиц-опрос (Продолжи вопрос…)

1. Явление радиоактивности, открытое Беккерелем, свидетельствуют о том что .

А. Атом имеет сложную структуру.

Б. В состав атома входят электроны.

В. Все вещества состоят из неделимых частиц-атомов

2. В состав атома входят следующие частицы:

Б. Нуклоны и электроны.

3. Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внутреннем облучении человека?

4. При альфа-распаде атомных ядер…

А. Масса ядра остаётся практически неизменной, поэтому масса числа сохраняется, а заряд увеличивается на единицу.

Б. Массовое число увеличивается на 4, а заряд остаётся неизменным.

В. Массовое число уменьшается на 4, а заряд также уменьшается на 2.

2. Работа с учебником (решение задач). (Приложение)

3. Работа с ЭОР (видео 3) 2 варианта

(Решение задач разных типов на ЭВМ)

Приложение 3. Вариант 1

Приложение 3. Вариант 2

4. Самостоятельная работа с самопроверкой (индивидуально, по карточкам (дифференциальный подход к учащимся)). (Приложение)

4. В ядро, какого элемента превращается ядро изотопа тори, если оно претерпевает три последовательных альфа-распада?

5. В результате, какого радиоактивного распада плутоний превращается в уран?

6. Написать реакцию бета-распада свинца.

VII. Включение в систему знаний

Давайте дополним наши знания следующей информацией. (Применение радиоактивности)

Видеоролик-анимация «Определение возраста образца изотопным анализом»

http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%BE%D0%BF%D1%8B%
D1%82+%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%
BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Что можно сказать о значении радиоактивности?

— Радиоактивность явилось таким научным открытием, которое перевернуло научные представления о строении и свойствах материи.

Какие ещё учёные внесли вклад в изучение явления радиоактивности? (Вопрос к следующему уроку)

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

— сообщение по теме “Интересные факты о радиоактивности,

— “Учёные, внёсшие вклад в изучение явления радиоактивности”,

— используя интернет, подготовить презентацию на тему “Радиоактивность…”.

“Блажен, кто явственно узрел

Наш урок подошёл к концу. Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!

[1] А.В.Пёрышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс. М.: Дрофа, 2012 г.

[2] Ф.М. Дягилев. Из истории физики и жизни ее творцов. М, Просвещение, 1986 г.

[3] Журнал. Физика в школе №2, 1990 г.

Источник

Презентация по физике на тему «Радиоактивность» (9 класс)

РадиоактивностьТема урока:© Автор: Хомченко О.В., учитель физики МОУ Ишненск.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.758 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

Читайте также:  Код окпд 2 вода питьевая природная

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.758 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «Физика»)

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.758 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей

Описание презентации по отдельным слайдам:

РадиоактивностьТема урока:© Автор: Хомченко О.В., учитель физики МОУ Ишненск.

Цели:Познакомиться с явлением радиоактивности, доказывающим сложный состав ат.

2 слайд Цели:
Познакомиться с явлением радиоактивности, доказывающим сложный состав атома
Рассмотреть ядерную (планетарную) модель строения атома

Гипотеза об атомах Примерно 2500 лет назад древнегреческими учёными Левкипп.

3 слайд Гипотеза об атомах
Примерно 2500 лет назад древнегреческими учёными Левкиппом и Демокритом была выдвинута гипотеза о том, что все тела состоят из мельчайших частиц – атомов, что означает «неделимые».

Открытие радиоактивности В 1896 году французский физик Анри Беккерель обнар.

4 слайд Открытие радиоактивности
В 1896 году французский физик Анри Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение солей урана.
Радиоактивность – способность атомов
некоторых химических элементов
к самопроизвольному излучению.
(1852 – 1908 г.г.)

Исследования радиоактивности атомов В 1898 году супруги Кюри обнаружили изл.

5 слайд Исследования радиоактивности атомов
В 1898 году супруги Кюри обнаружили излучение атомов тория и радия. Впоследствии установили, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.
Пьер Кюри (1856 – 1906 г.г.)
Мария Склодовская-Кюри (1867 – 1934 г.г.)

Исследования радиоактивности атомов В 1899 году в результате опытов Э. Резе.

6 слайд Исследования радиоактивности атомов
В 1899 году в результате опытов Э. Резерфорд обнаружил, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. имеет сложный состав.
Э. Резерфорд (1871 – 1937 г.г.)

Опыт Резерфорда Радиоактивное излучение представляет собой потоки частиц.

7 слайд Опыт Резерфорда
Радиоактивное излучение представляет собой потоки частиц.
Три вида лучей (частиц):
Альфа-частицы
Бета-частицы
Гамма-частицы

Состав радиоактивного излучения

Значение открытия радиоактивности Явление радиоактивности свидетельствует о.

9 слайд Значение открытия радиоактивности
Явление радиоактивности свидетельствует о сложном строении атомов.

Модели атомов В 1903 году Дж. Томсон предложил одну из первых моделей стро.

10 слайд Модели атомов
В 1903 году Дж. Томсон предложил одну из первых моделей строения атома – «пудинг с изюмом»
Дж. Дж. Томсон (1856 – 1940 г.г.)

Опыт РезерфордаРегистрация частиц осуществляется методом сцинтилляций (вспышек)

Опыт РезерфордаФотографии экранапри отсутствии золотой фольгипри внесении зол.

12 слайд Опыт Резерфорда
Фотографии экрана
при отсутствии золотой фольги
при внесении золотой фольги
в поток альфа-частиц

Опыт РезерфордаСхема взаимодействия альфа-частиц с ядром

Выводы из опыта Внутри атома имеется сильное электрическое поле, созданное.

14 слайд Выводы из опыта
Внутри атома имеется сильное электрическое поле, созданное зарядом, сконцентрированным в очень малом объёме (в ядре). В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.
Планетарную модель атома назвали ядерной.

Модели атомов В 1911 году Э.Резерфорд предложил планетарную модель строения.

15 слайд Модели атомов
В 1911 году Э.Резерфорд предложил планетарную модель строения атома.
В центре атома находится положительно заряженное
ядро, состоящее из протонов и нейтронов. Вокруг ядра движутся электроны, образующие электронную оболочку атома. Атом электронейтрален.

Размеры атома и его ядра

Домашнее задание§ 65, 66; вопросы; Л-№ 1640-1643 (устно); подготовка к мини-.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Источник

Оцените статью