Рамо перекликание птиц анализ

Птичий концерт

По такому же пути подчёркнутого контраста «света» и «тьмы» нередко шли и те живописцы, которых обычно причисляют к реалистам. Один из них – Диго Вел скес (полная фамилия – Родригес де Сильва Веласкес, 1599–1660). В «Портрете пожилого мужчины с крестом ордена СантЯго» он даёт ярко освещённое лицо на непроницаемом чёрном фоне стены и одежды. Этот контраст «белого» и «чёрного» в соединении с насторожённым взглядом и теряющейся в ткани костюма сверкающей змейкой золотой цепочки подчёркивает большое внутреннее напряжение сановитого персонажа, его готовность к превратностям судьбы. К тем превратностям, которые так акцентировались в сознании человека Барокко.

Ещё одно важное качество стиля барокко получило в музыке той эпохи точное жанровое обозначение – фантазия. Сразу же оговоримся: в характере фантазии в те времена часто создавались и музыкальные пьесы типа прелюдий, токкат, каприччио и т.д. В качестве примера прослушаем клавирную пьесу французского композитора Жана Филиппа Рамо (1683–1764) «Перекликание птиц».

Сильнейшую склонность к фантазии и фантазийности как способу художественного мышления обнаружили и остальные виды искусства, в том числе живопись. Это находило себя в пристрастии к необычному, причудливому, в обращении к материалу, поражающему своей редкостью и экзотичностью.

Крупнейший мастер голландского пейзажа Якоб ван Рёйсдал (1628 или 1629–1682) пишет «Лесное болото» как уголок девственной, дикой природы. Возможно, оно существовало в реальности, но даже в этом случае примечательно стремление художника отыскать и зафиксировать в красках подобное. В любом случае всё здесь предстаёт в необычном ракурсе, обращают на себя внимание искривлённые стволы и сучья. В сопоставлении с живыми существами (охотник вдалеке и встрепенувшаяся утка вблизи) деревья кажутся огромными, даже циклопическими. Так складывается не только таинственно-сумрачный, но и почти фантастический вид.

Читайте также:  Маленькая полевая птичка желтый

Однако если в пейзаже Рёйсдала приходится гадать, могло быть такое или нет, то в картине Эль Греко «Толедо» (1604–1614) изображён реально существующий испанский город. Художник писал её более десяти лет, и в данном случае нам понятны «муки творчества». Реальность для выдающегося мастера была только импульсом, и он самым активным образом преображал и пересоздавал её в соответствии с субъективной игрой своего воображения. Результатом стала искривлённо-изломанная полоса городского силуэта, зажатая между громадами земли и неба, поданными в мрачно-грозовом колорите.

В подобных работах безудержная фантазия граничила с фантастикой и легко могла переходить в неё. С фламандским мастером натюрморта Франсом Снейдерсом мы уже встречались (вспомним его «Рыбную лавку»). Есть у него и «живой» натюрморт под названием «Птичий концерт». Живой, но абсолютно выдуманный. Начиная с предложенной ситуации, обозначенной заголовком картины, и кончая такой немыслимой деталью: находящаяся в центре полотна сова держит перед собой раскрытые ноты, выступая в качестве дирижёра. Гипербола здесь обнаруживается во всём, в том числе в изображении такого скопища всевозможных пернатых и в сильнейшем акценте на диковинных существах, в обрисовке которых господствует заведомо изощрённый вымысел.

В связи с рассмотрением такого качества стиля барокко, как фантазия и фантазийность, отдельного разговора заслуживает русское искусство этого времени. Оно ярко и очень по-своему отозвалось на общие веяния эпохи.

К XVII столетию высшего расцвета достигает русская деревянная архитектура: избы, мельницы, часовни, церкви и т.д. – всё это рубили без гвоздей и с удивительной художественной выдумкой. Шедевром деревянного зодчества стала Преображенская церковь в Кжах (остров на Онежском озере, где ныне находится музей-заповедник русской деревянной архитектуры). Многоглавие, то есть обилие куполов, как важнейшая примета русского храмового зодчества, доведено здесь до предела – церковь имеет двадцать два купола. Она отличается поразительно замысловатой конструкцией, однако щедрое разнообразие форм собрано в единый пучок, устремлённый ввысь на 37 метров и своеобразно реализующий принцип пирамиды. Тонкая, мастеровитая работа обнаруживает себя в любой детали: и в том, как всё ладно пригнано, образуя затейливо-прихотливый силуэт, и в том, как искусно вышит узор орнамента, создающего трепетную вибрацию чешуйчатой поверхности.

Читайте также:  Птички пели громче карамели

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

«Курица» Жана-Филиппа Рамо

Сегодня — продолжение «птичьей» темы в музыке. Я рада, что многим понравилась сюита Отторино Респиги «Птицы». Если вы помните, одна из частей сюиты основана на музыке Жана-Филиппа Рамо. Сегодня слушаем музыку самого Рамо.
Слушаем знаменитую «Курицу». Но сначала несколько слов о Жане-Филиппе

Жан-Филипп Рамо родился в Дижоне в семье органиста в далёком 1683 году и первые музыкальные навыки получил от отца. Родители мечтали, чтобы их седьмой ребёнок сделал карьеру на юридическом поприще, но Жан-Филипп выбрал Музыку.

О молодых его годах известно мало, разве лишь то, что некоторое время он провёл в Милане и немного постранствовал по Франции. Затем осел в Париже, работал органистом, сочинял музыку, постигал её законы.
Свою первую оперу Рамо написал, когда ему было под пятьдесят. К тому времени он уже был известен работами в области теории музыки и сборниками «Пьес» для клавесина.
Рамо прожил долгую жизнь и успел стать ведущим оперным композитором Франции, получить звание придворного композитора, а незадолго до смерти и дворянство. Характер у него был сложный, но разве мы помним об этом, когда звучит его музыка. Французский Гений, — говорим мы:)

Итак, слушаем Рамо. La poule, «Курица» — из «Сборника пьес для клавесина» 1727-го г.
Исполняет Альбано Бербери ( Albano Berberi)

Оркестровая версия. «Курица» Рамо в исполнении Камерного Оркестра имени Ференца Листа

5 лет назад профессиональные музыканты и педагоги из Санкт-Петербурга — Денис Пенюгин (балалайка) и Сергей Никулин (классическая гитара) — создали творческий дуэт и назвали его «Перекличка птиц». Конечно же, не случайно:) Любимое произведение Дениса и Сергея — «Перекличка птиц» Жана Филиппа Рамо.
Музыканты исполняют клавесинную музыку эпохи барокко/рококо. Балалайка и рококо-барокко? Пусть это вас нисколечки не удивляет: балалайка — инструмент струнный, со щипковым способом звукоизвлечения, близким клавесину

Читайте также:  Группа синия птица 2014

Ах!
«Курица» Жана Филипа Рамо, а за роялем Григорий Соколов, один из выдающихся пианистов современности

Не устали? Слушаем ещё:)
Виталий Куприй, неоклассический пианист и композитор с академическим образованием

Об этом исполнители не знаю ровным счётом ничего. Но любопытно, любопытно. Осталось ли что от старика Рамо?

А в завершение — забавный мульт. Курочка, Петушок, хитрая и коварная Лиса. И всепобеждающая любовь.
Музыка Рамо, анимация Виктора Глущенко.

Ну вот и всё:) Всем, кто выдержал этот курино-марафон — отличного настроения!

Источник

Оцените статью