Расчет вреда причиненного окружающей природной среде

Расчет вреда причиненного окружающей природной среде

УТВЕРЖДАЮ
Председатель Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды
В.И.Данилов-Данильян
6 сентября 1999 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной
среде в результате экологических правонарушений

Методические указания по оценке и возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, разработаны в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1922, N 10, ст.457), постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 10, ст.726), от 26.05.97 N 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды» (в редакции от 21.07.99) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 22, ст.2605; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст.3787).

1.1. Методические указания по оценке и возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (далее — Методика), содержат рекомендации по оценке вреда, порядку организации и проведения работ по расчету и обоснованию размеров убытков территориальными органами Госкомэкологии России, а также по порядку предъявления исков по вопросам возмещения нанесенного вреда.

1.2. Территориальные органы Госкомэкологии России производят оценку вреда, причиненного экологическими правонарушениями, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации.

1.3. В случае необходимости при установлении факта экологического правонарушения, оценке его вредного воздействия на окружающую природную среду, расчете величины убытков территориальные органы Госкомэкологии России привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций.

1.4 Субъект хозяйственной деятельности — природопользователь, в результате действий (бездействия) которого произошло негативное воздействие на окружающую природную среду, возмещает убытки от прямого и косвенного воздействия, а также от возможных последствий этого воздействия.

1.5. Действие Методики не распространяется на случаи причинения вреда окружающей природной среде в результате стихийных бедствий и при трансграничном воздействии на окружающую природную среду.

1.6. Методика не регулирует порядок возмещения вреда, нанесенного здоровью людей в результате экологических правонарушений.

Для целей настоящей Методики:

2.1. Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Читайте также:  Природные камни белого цвета

Ст.81 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды».

2.2. Негативное воздействие на окружающего природную среду — любое антропогенное воздействие, приводящее к отрицательным изменениям окружающей природной среды, создающим реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру.

2.3. Вред окружающей природной среде — негативные изменения окружающей природной среды, вызванные антропогенной деятельностью, возникшие в результат загрязнения природной среды, истощения природных ресурсов, повреждения или разрушения экосистем.

2.4. Убытки — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

3. Процедура установления факта экологического правонарушения
и определения величины вредного воздействия

3.1. Выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении и выявление его последствий производится территориальными органами Госкомэкологии России немедленно при получении информации о нем.

3.2. Первичным документом, которым оформляется факт совершения экологического правонарушения, является Протокол об экологическом правонарушении.

3.3. В Протоколе об экологическом правонарушении рекомендуется указывать следующие сведения:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего Протокол;

— сведения о личности нарушителя природоохранительного законодательства;

— место, время совершения и существо экологического правонарушения;

— нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

— фамилии и адреса свидетелей, если они имеются;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе могут быть приведены как точные, так и предварительные сведения о размерах воздействия на окружающую среду.

3.4. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим экологическое правонарушение, а также свидетелями, и заверяется личной печатью лица, составившего Протокол.

3.5. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания Протокола, в нем делается запись об этом. Нарушитель вправе представить свои объяснения и замечания по содержанию Протокола и мотивы отказа от его подписания, которые прилагаются к Протоколу.

3.6. Дальнейшее рассмотрение дела об экологическом правонарушении осуществляется специально уполномоченным должностным лицом территориального органа Госкомэкологии России или Комиссией по рассмотрению дела об экологическом правонарушении.

Читайте также:  Необычные явления нашей природы

4. Исчисление размеров убытков, причиненных экологическим правонарушением

4.1. Рассмотрев дело об экологическом правонарушении, должностное лицо (комиссия) территориального органа Госкомэкологии России выносит Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

— наименование должностного лица (комиссии), вынесшего постановление;

— сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;

— изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

— указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное экологическое правонарушение;

— срок и порядок возмещения причиненного вреда.

Постановление составляется в 4 экземплярах.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия высылается по почте, об этом делается соответствующая запись в деле.

4.2. Исчисление причиненных убытков производится территориальными органами Госкомэкологии России или, по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, совместно представителями органов государственной власти субъекта Российской Федерации и представителями территориальных органов Госкомэкологии России.

По результатам работы составляется Акт о размерах причиненных убытков, прилагаемый к Постановлению.

4.3. Исчисление убытков осуществляется путем специальных обследований и аналитических расчетов на основании действующих нормативных актов, методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания причиненного вреда. При исчислении убытков учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменение уровня цен.

При исчислении убытков используются прямые методы счета. При исчислении убытков могут быть использованы экспертные оценки. Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются документально.

4.4. При исчислении общей суммы убытков учитываются:

— затраты на проведение работ по оценке вредного воздействия на окружающую природную среду, исчислению убытков и оформлению соответствующих документов;

— убытки потерпевшей стороны, связанные с ликвидацией последствий экологического правонарушения, которые рассчитываются по документам, представленным потерпевшей стороной.

Убытки, связанные с ликвидацией последствий аварии, понесенные лицом, совершившим правонарушение, не учитываются при определении общей суммы убытков.

4.5. Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, определяется исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере. Масса загрязняющих веществ определяется расчетным или экспертным путем по действующим методикам.

Читайте также:  Какая точка зрения выражает природу человека

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26.01.93, зарегистрированные Минюстом России 24.03.93, peг. N 190.

4.6. Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением водного объекта, определяется суммированием ущерба, от изменения качества воды и размера потерь, связанных со снижением биопродуктивности. Размер потерь, связанных со снижением биопродуктивности водного объекта, определяется на основе непосредственного обследования биологических ресурсов, экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности с учетом действующих методических документов.

4.7. Размер взыскания за вред, причиненный незаконном выловом, добычей или уничтожением биологических ресурсов, определяется на основании действующих методик и такс.

4.8. Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением земель, рекомендуется определять в соответствии с порядком определения размеров убытков от загрязнения земель химическими веществами и экспертной оценки убытков, связанных с деградацией земель в результате вредного воздействия.

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Роскомземом России 10.11.93 и Минприроды России 18.11.93.

4.9. Величина взыскания за вред, причиненный засорением поверхности водных объектов и захламленности земель, определяется в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденными Минприроды России 26.01.93, зарегистрированными Минюстом России 24.03.93, рег. N 190. Для расчета массы, объема, состава, класса токсичности отходов (веществ) используются данные аналитических замеров и экспертных оценок.

5.1. При неисполнении нарушителем природоохранительного законодательства требований постановления о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, территориальные органы Госкомэкологии России могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

5.2. В случаях, предусмотренных законом, территориальные органы Госкомэкологии России могут обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц. Отказ указанных органов от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу.

5.3. В исковом заявлении рекомендуется указывать следующие сведения:

— наименование суда, в который подается заявление;

— обстоятельства, на которых истец основывает исковые требования;

— доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;

Источник

Оцените статью