Природа как ценность в современном мире
Рябова, П. С. Природа как ценность в современном мире / П. С. Рябова, М. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 105-106. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1226/ (дата обращения: 19.08.2023).
В данной статье раскрывается ценность и значение природы в мировоззренческом понимании, ее роль в экономической жизни современного общества. Также в статье автор анализирует экологическое взаимодействие природы и человека, ее место в современном мире.
Ключевые слова: природа, человек, полезные ископаемые, ценности, экология.
Природу надо понимать как окружающий нас естественный мир, точнее ту его часть, которая не создана руками человека. В самом широком понимании это природные объекты, растения, животные, сами люди, если рассматривать их как индивидов. Природу можно разделить на живую и неживую. Первая представлена растениями, животными и человеческими индивидами. Человек тоже является частью живой природы и относится к миру животных. Неживая природа представлена водными ресурсами, землей (в самом широком смысле этого слова), воздухом и всеми неживыми материальными объектами [1, с. 122].
Окружающий нас мир устроен сложно и интересно. В природе на первый взгляд все кажется загадкой и пытливый, любознательный ум человека всегда стремиться разгадать эти загадки, понять причины и следствия тех или иных явлений природы [2, с. 3]. Когда человек увлечен познанием тайн природы, жизни леса, вод, птиц и зверей, трав и деревьев — множество вопросов встает перед ним. И главный из них — как добиться того, чтобы не оскудевали природные богатства? Вопрос этот одни из важнейших, стоящий перед человечеством, следовательно, перед каждым из нас. А экологическая проблема является в современном мире глобальной, стоящей на первом месте и требующей скорейшего решения. Беречь природу — священная обязанность каждого человека. Создавая новый мотор для автомобиля, корабля, самолета, конструктору необходимо продумать о проблеме очищении воздуха. Технолог, разрабатывая поточную линию, должен точно представлять, куда пойдут отбросы, отходы, не повредит ли это водным или другим ресурсам.
Если представить в виде таблицы особенность природы, то может получиться следующее:
Разнообразие природы и ее классификация
Природа удивительно разнообразна
В природе все взаимосвязано
Значение природы для человека
Люди не могут жить без природы
Ценность природы определяется тем, что она является источником: материалов для хозяйственной деятельности, воздуха пищи и воды, здоровья, красоты, познания, мировоззрения и др.
Природа в нашем мире играет огромную роль: для зверей, птиц и растений она является местом жительства, дает пропитание, свободу, жизнь. Те же функции природа выполняет и по отношению к человеку. Кроме того, человек использует полезные ископаемые и другие дары природы для создания культурных объектов, так называемой «второй природы». При этом полезными ископаемыми являются горные и минеральные породы, которые добывают из недр Земли и на ее поверхности и используются в хозяйстве. Так самые распространенные полезные ископаемые, которые можно назвать, это: поваренная и калийная соль, железная руда, каменный уголь, золото, алмазы, природный газ, нефть, медная, ртутная, цинковые руды, песок, глина, гранит, торф, марганец, серебро, олово — вот неполный список полезных ископаемых. Только на данном примере можно увидеть вклад природы в культуру, науку, производство во «вторую природу» человечества [4, с. 5].
Проблемами охраны природы занимается наука экология (греч. «ойкос» — дом, «жилище» и «логос» — наука). В буквальном смысле под экологией следует понимать науку о жизни организмов у себя дома, то есть в природных условиях. Однако в современном мире она стала наукой о рациональном использовании природных богатств и их охране [1, с. 123].
В XX веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобретает особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов. Нерациональное использование природных ресурсов в свою очередь привело к ряду экологических проблем и, как следствие, ухудшению здоровья людей, что приобрело черты острой проблемы [3, с. 129].
Таким образом, можно сделать вывод, что природа есть сама жизнь, ее источник, начало и конец. Природа нужна человеку, она помогает ему жить, но и человек в современных условиях нужен природе, просто необходим для ее сохранения. Также в заключение хотелось бы отметить, что современные экологические проблемы в известной степени являются следствием развития экономики, предпринимательства с его главной целью: получения максимальной прибыли, соответственно извлечения из природы все большего количества ресурсов. Поэтому все актуальной задачей, стоящей перед человечеством, становится обоснование природы как ценности современной жизни, а также в расстановке приоритетов — что важнее: деньги или жизнь?
- Обществознание 7 класс. Боголюбов Л. Н. — М.: Просвещение, 2013. 159 с.
- Шалаева Г. П. Окружающий мир. — М.: АСТ: СЛОВО, 2010. — 176 с.
- Шалагина Е. В. Взаимосвязь экологических и экономический интересов на современном этапе развития общества // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской с международным участием научной конференции / отв. Ред. О. Б. Истомина. — Иркутск: Издательство «Аспринт», 2017. С. 127–133.
- Энциклопедический словарь юного натуралиста / сост. А. Г. Рогожкин. — М.: Педагогика, 1981. — 406 с.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, современный мир, значение природы, ископаемое, наука.
Источник
Окружающий мир 3 класс учебник 1 часть стр 9
Живые существа отличаются от представителей неживой природы своей способностью к росту, развитию, питанию, размножению и дыханию. Камень не может питаться, не может увеличиваться в размерах естественным образом и не может выносить и родить потомство, что свойственно кошке.
Кошка подчиняется биоритмам, она не может жить без кислорода и все время оставаться в перманентном состоянии, как это делает камень. Другие примеры для сравнения: облако и бабочка, стол и кролик, указка и человек.
Придумайте задание к рисунку на с. 6-7 и предложите другим ребятам выполнить его.
Перечислите, к каким царствам живых организмов относятся изображенные на иллюстрации существа? Согласно классификации, обозначьте, к какой группе относится какой организм.
К каким царствам живой природы относятся: береза, подберезовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник? Проверьте себя на страничках для самопроверки.
Царство грибы: подберезовик, сыроежка, подосиновик. Царство животные: кукушка, жук, белка, Царство растения: тюльпан, орешник.
Проверь себя
Что значит классифицировать объект природы? Для чего это нужно?
Классифицировать объект живой природы означает выделить отличительные признаки этого объекта и, после тщательного их анализа, на их основе сопоставить его с группой или классом. Классификация живых организмов позволяет быстро определять организмы, понимать особенности их строения, знать общее и различное между ними.
На какие царства делят живую природу?
Живая природа делится на царства: животных, растений, грибов, бактерий, вирусов. С недавних пор к традиционной классификации отнесли царства Археи, Простейшие, Хромисты.
Раскрой ценность природы для людей.
Ценность природы для людей заключается в том, что она – колыбель человечества. Благодаря развитию организмов люди появились как вид, а относительная агрессивность окружающей среды помогла им обрести все необходимые адаптации и мутации, которые в дальнейшем позволили им увеличить выживаемость. Благодаря природе человек дышит и питается.
Перечисли способы изучения природы.
Главными способами изучения природы являются наблюдение, эксперимент и измерение. Наблюдение не требует вмешательства: оно подразумевает анализ информации, которую получают о естественных процессах. Эксперимент подразумевает непосредственное участие человека в процессе, ведь он моделирует особые условия, в которых взаимодействуют и живут организмы. Измерение – это анализ полученных данных с помощью специального оборудования и методов.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов.
Организмы – совокупность множества клеток, которые образуют органы и системы органов, также наделенные всеми чертами живого существа.
Биология – наука о живых организмах и их жизнедеятельности. Царства – таксономические разделы, которые объединяют различные организмы в группы за счет особенностей их строения.
Бактерии – группа микроорганизмов, которые имеют в составе своих клеток ядра. Микроскоп – приспособление, которое позволяет увеличивать видимое изображение в несколько тысяч раз. С его помощью можно увидеть микроорганизмов.
Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царем в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой о мог бы обратиться к своим подданным.
Царем в царстве растений был бы баобаб – одно из древнейших и величайших растений. Царем в царстве животных был бы лев – гордый хищник, контролирующий свою стаю на территории огромного прайда.
Царем в царстве грибов был бы белый гриб – один из съедобных и полезных для человека представителей этих организмов.
Речь: «Мои подданные, мои верные слуги и сородичи! Оглянитесь вокруг, как наш мир прекрасен и разнообразен! Мы все должны жить в согласии и взаимном уважении, ведь иначе природа вокруг придет в упадок. Земля – наш дом! Так давайте же строить симбиотические отношения, а не разрушать их!»
В книге «Зеленые страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Обрати внимание на то, что раньше ученые относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством. Найди в рассказе объяснение этому.
Грибы раньше относили к растениям, потому как их свойства и особенности не были известны ученым до конца. Из-за своей неподвижности, сред обитания и распространенности они были похожи на растения, однако споровый способ размножения, разница в химическом составе и умение заражать другие организмы для выживания – то, что отличает их от всего остального животного мира.
Источник
Страница 9 — ГДЗ Окружающий мир 3 класс. Плешаков. Учебник часть 1
1. Что вы узнали во 2 классе об отличиях живых существ от объектов неживой природы? Сравните по этим признакам камень и кошку. Приведите свои примеры, подтверждающие различия неживого и живого.
2. Придумайте задание к рисунку на с. 6 – 7 и предложите другим ребятам выполнить его.
3. К каким царствам живой природы относятся: берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
Ответ
Вопрос
Проверь себя
1 . Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?
2. На какие царства делят живую природу?
3. Раскрой ценность природы для людей.
4. Перечисли способы изучения природы.
Ответ
Вопрос
Задания для домашней работы (на выбор)
1. Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп . Устно объясни значение этих слов.
2. Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был царём в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.
3. В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Обрати внимание на то, что раньше учёные относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством природы. Найди в рассказе объяснение этому.
Источник