17.Структура души по Аристотелю.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
. Аристотель (384/383 — 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души — это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир-пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рас-сматриваются через ее уровни.
1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.
2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства иощущения.
3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.
Выделяются следующие познавательные способности души.
1. Восприятие — первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.
2.Осязание — главнейшее ощущение, необходимое для жизни.
3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память — образ в соединении с временной характеристикой; высшая память — процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым про-шлым, т. е. через ассоциации.
4. Воображение — образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.
5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить по-сылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.
18.Основные конфликты в развитии научной мысли Средневековья: разум и вера, разум и практика, разум и опыт.
В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.
В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач.
Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.
В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.
Ситуация изменилась в XII в., когда в христианской культуре стало использоваться наследие Аристотеля. Развести теологию и науку позволила концепция «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой, основанной на откровении, и права на существование «естественного разума».
Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений.
В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.
Идеи всестороннего обоснования знания развивали Ф. Бэкон и У. Оккам.
Ф. Бэкон выступил с идеей математического естествознания, считая, что изучать и проверять все науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэкона математика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин.
У. Оккам выдвинул идею радикального эмпиризма. Он впервые сформулировал принцип простоты научного знания, вошедший в методологию науки под названием «бритвы Оккама», острие которой было направлено против схоластики и расчищало поле деятельности для естествоиспытателей.
Постепенно изменялось соотношение веры и разума, в эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения.
Период Возрождения охватывал два с половиной столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организационные и материальные возможности для научного развития, разработки новых принципов познания действительности. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления.
Новые тенденции научной мысли нашли яркое выражение в творчестве величайших мыслителей – Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно.
Но научная мысль Возрождения не смогла до конца освободиться от теологических элементов.
Источник
Структура души по Аристотелю
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
. Аристотель (384/383 — 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души — это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир-пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рас-сматриваются через ее уровни.
1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.
2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства иощущения.
3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.
Выделяются следующие познавательные способности души.
1. Восприятие — первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.
2.Осязание — главнейшее ощущение, необходимое для жизни.
3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память — образ в соединении с временной характеристикой; высшая память — процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым про-шлым, т. е. через ассоциации.
4. Воображение — образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.
5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить по-сылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.
18.Основные конфликты в развитии научной мысли Средневековья: разум и вера, разум и практика, разум и опыт.
В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.
В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач.
Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.
В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.
Ситуация изменилась в XII в., когда в христианской культуре стало использоваться наследие Аристотеля. Развести теологию и науку позволила концепция «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой, основанной на откровении, и права на существование «естественного разума».
Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений.
В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.
Идеи всестороннего обоснования знания развивали Ф. Бэкон и У. Оккам.
Ф. Бэкон выступил с идеей математического естествознания, считая, что изучать и проверять все науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэкона математика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин.
У. Оккам выдвинул идею радикального эмпиризма. Он впервые сформулировал принцип простоты научного знания, вошедший в методологию науки под названием «бритвы Оккама», острие которой было направлено против схоластики и расчищало поле деятельности для естествоиспытателей.
Постепенно изменялось соотношение веры и разума, в эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения.
Период Возрождения охватывал два с половиной столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организационные и материальные возможности для научного развития, разработки новых принципов познания действительности. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления.
Новые тенденции научной мысли нашли яркое выражение в творчестве величайших мыслителей – Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно.
Но научная мысль Возрождения не смогла до конца освободиться от теологических элементов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник