Растительные сообщества природных зон

Тема 4. Растительные сообщества

Понятие о растительных сообществах (фитоценозах) и лу­говых экосистемах, формирование фитоценозов.

Взаимоотношения растений в растительных сообществах, флористический состав и структура. Количественное участие видов в фитоценозах и методы его определения. Флористиче­ская полночленность и неполночленность луговых фитоцено­зов. Взаимовлияние сообществ и связь с условиями среды местообитания.

Сезонные и разногодичные изменения. Сукцессии (смены) растительных сообществ и их классификация. Устойчивость ценозов. Дерновый процесс, возрастные стадии луга. Смена растительного покрова под влиянием выпаса, сенокошения, выжигания и других факторов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое фитоценоз (агроценоз)?

2. Взаимоотношения между растениями и грибами, бакте­риями.

4. Типы территориальных объединений фитоценозов,

ЛИТЕРАТУРА: 3, с. 110—118; 4, с. 41—45.

Тема 5 . Естественные кормовые угодья, их классификация и распределение по природным зонам

Естественные сенокосы и пастбища, занимая колоссальные площади, находятся в различных природных условиях (кли­матических, почвенных и других), что, в свою очередь, опре­деляет их разнохарактерность и большое различие между ни­ми.

Исходя из этого, в основу классификации естественных кормовых угодий берутся растения, их видовое разнообразие и условия среды, в которых они произрастают (экологичес­кие факторы). Луговые растения, под воздействием различ­ных природных условий, формируют различные растительные группировки (фитоценозы), которые взаимосвязаны со сре­дой — местообитанием.

На состав растительности, ее урожайность и кормовую ценность влияет возраст луга, уход за ним и способ исполь­зования.

В связи с этим необходимо знать, как влияют на измене­ние растительности сенокошение, выпас скота, распашка лу­говых угодий и прочее. Вместе с этим следует обратить вни­мание, как в результате воздействия природных факторов и биологических особенностей луговых трав, произрастающих в растительных сообществах, идет процесс луговых стадий дернового процесса.

В целях правильного использования большого разнообра­зия сенокосов и пастбищ в стране возникает необходимость в их классификации. Классификация естественных кормовых угодий в нашей стране производится с учетом определенных природных зон (тундра, лесолуговая, лесостепная, степная, полупустынная, пустынная и субтропики). Отдельно рас­сматриваются сенокосы и пастбища горных районов и пой­менные.

В настоящее время во всем мире существуют два направ­ления в классификации растительных сообществ. Первое на­правление— фитотопологическое, в его основу положены раз­личия в типах местообитаний.

Источник

Растительные сообщества

В природе растения растут совместно, причем не случайным образом. Каждый вид растений приспособлен расти только с определенными другими растениями. Совместно произрастающие растения формируют растительное сообщество, или фитоциноз. Примеры растительных сообществ: конкретные луг, лес, болото. При этом, например, березовый лес — это один тип сообщества, а еловый — другой.

Растительное сообщество — это совокупность растений, произрастающих на одном участке земной поверхности, приспособленные к совместной жизни и влияющие друг на друга и окружающую среду.

Читайте также:  Основные природные ресурсы россии

Существуют светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые травянистые растения. Так ландыш, папоротники растут в лесу, так как им не нужно много света. А вот васильки, ромашки, подорожники, тимофеевка встречаются только на лугу, так как для жизни им требуется большое количество солнечного света. Таким образом растения, которые встречаются на лугах, обычно не встречаются в лесах. Для болот характерны камыши, тростники, мхи, хвощи и др.

В растительном сообществе растения взаимно влияют друг на друга. При этом все они приспособлены к конкретным условиям среды (влажности, особенностям почвы, ветрам), характерным для данной однородной территории. Так в сосновом лесу во влажной местности будут расти мхи, а в сухой — лишайники и редкие светолюбивые травы.

Сосновые леса могут расти на бедных перегноем песчаных почвах. Поэтому в таких лесах видовой состав не так разнообразен. Другое дело — дубовые леса. Они вырастают на почвах богатых перегноем и минеральными веществами. Поэтому в дубовых лесах, кроме самих дубов, много другой растительности (клен, липа, орешник, жимолость, бересклет и др.). Почва здесь покрыта травой, а не сухими ветками и хвоей, как в сосновом лесу.

От количества света, влаги, тепла и других условий неживой природы зависит видовое разнообразие растительного сообщества. Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в тропических лесах, наименьшее — в пустынях и тундрах.

В большинстве растительных сообществ можно выделить преобладающие и сопутствующие виды растений. Так в березовом лесу преобладающим видом будет береза, хотя кроме нее в лесу растет множество других видов. Однако они характерны именно для березового леса.

Не следует путать понятия фитоциноз (растительное сообщество) и флора. Под флорой понимают совокупность растений, произрастающих вообще на какой-либо территории (страны, региона, континента). В этой совокупности растения не рассматривают во взаимосвязи. Так, уместно говорить о флоре России, флоре Кавказа и т. п. Флора скорее ближе понятию растительности, под которой понимают совокупность всех растений сообществ на конкретной территории.

Взаимосвязь растений в сообществах возможна благодаря их разным особенностям и потребностям. Таким образом, разные виды в одном сообществе почти не конкурируют между собой. Например, в еловом лесу могут встречаться березы. Ели теневыносливы, а березы светолюбивы и занимают верхний ярус, поэтому почти не конкурируют с елями за свет.

В растительных сообществах выделяют ярусы. Наибольшее количество ярусов наблюдается в лесу. Первый и второй — это кроны разных по высоте и теневыносливости деревьев, третий — кустарники, четвертый — травы, пятый — мхи, грибы, лишайники. Ярусность характерна и для коней растений. У одних корни находятся близ поверхности, у других — глубже.

Читайте также:  Беседа защитим природу вместе

В процессе эволюции у растений выработались различные приспособления к совместной жизни. В лесу деревья цветут раньше распускания листьев. В таком случае листва не мешает пыльце с помощью ветра достигать пестиков. Травы в лесу опыляются насекомыми, так как под деревьями почти нет ветра. Их цветки обычно светлые, хорошо заметные для опылителей. На лугах одни травы могут использовать в качестве опоры другие. Например, бобовые растения цепляются усиками на стебли злаков. Со своей стороны бобовые обогащают почву азотом, что создает благоприятные условия для роста других растений.

Не менее тесные взаимосвязи в сообществах выработались у растений с животными, грибами и микроорганизмами.

В природе нередко происходит смена растительных сообществ, когда на месте одного сообщества появляется другое. Это может происходить медленно или резко. Так, после пожара растительное сообщество погибает. На его месте сначала появятся редкие травы, потом ветер занесет семена деревьев и появится поросль. В дальнейшем через много лет может произойти восстановление прежнего сообщества или будет иное.

Примеры естественной смены сообществ — это смена березового леса на еловый или смена какого-либо леса на болото при заболачивании почв. В первом случае в березовом лесу появляются маленькие ели. Они теневыносливы и хорошо растут под березами. Но как только они подрастают, то не дают расти молодым березам, так как затеняют их. Когда старые березы погибнут, останутся только ели.

Разрушительное влияние на растительные сообщества оказывает человек. Достаточно уничтожить некоторые виды растений или животных и это может привести к разрушению всего фитоциноза. Поэтому важна не только охрана редких растений, но и охрана целых природных сообществ.

Источник

Растительные сообщества природных зон

Задумывались ли вы, что сочетания растений на болотах, в еловых или сосновых лесах, на лугах или определенной высоте гор часто бывают похожи? Например, лес образуют высокие деревья, под которыми встречаются растения все ниже и ниже.

В степях произрастают многолетние злаки, а около водоемов – влаголюбивые и плавающие в толще воды растения. Сочетание видов растений в таких местообитаниях не случайно и называется растительным сообществом или фитоценозом (от «фитон» – растение и «ценоз» – общий).

Растительное сообщество – это устойчивая совокупность растений, возникшая в результате их многолетних приспособлений к условиям среды на определенной территории при постоянной взаимной борьбе за существование.

В таком сообществе растения не только приспособлены к среде своего обитания, но и друг к другу и находятся в некотором равновесии во взаимоотношениях. Распределение растительных сообществ по земному шару определяется условиями окружающей среды (температура, освещенность, влажность, тип почвы).

Вас удивляет, что растения могут вступать во взаимоотношения? Рассмотрим несколько типичных растительных сообществ. Лес – удивительный мир, где особенно чувствуется взаимосвязь растений. Заметьте, что кроме разнообразия видов, в лесу, например, еловом каждое растение имеет свой возраст. Т.е. вид представлен определенной «семьей», где есть и малыши, и взрослые, и старики. В науке такая семья в сообществе называется популяцией вида, от «популяцио» – население. Посмотрите на подлесок, где-то группой растут популяции цветущих трав и злаков, а где-то теснится молодой подрост ели. И если взглянуть на лес сверху и зарисовать схематично разные виды разными цветами, то наш рисунок будет похож на лоскутное одеяло.

Читайте также:  Природа партизанского района приморского края

Такая картина отражает пространственную горизонтальную структуру растительного сообщества или мозаичность. Лес является ярким представителем разнообразия растений по высоте, поэтому вертикальную структуру леса ботаник Владимир Николаевич Сукачев в начале XX века назвал «ярусностью». Различают ярусность надземную (отражает требовательность растений к освещению) и подземную (указывает на потребность растений во влаге).

За свет и воду в сообществе растений часто возникает конкуренция, например, ель теневынослива и влаголюбива, до некоторого времени она ютится под кроной сосны, отпуская длинный мощный корень. В свою очередь, сосна светолюбива и не требовательна к влаге, у нее поверхностные корни. Ель, набирая силы, в определенный момент затеняет сосну и препятствует ее росту, так зачастую еловый лес приходит на смену сосновому. Есть у растений и способность выделять особые вещества, которые ограничивают рост конкурентов, вытесняя их. Вид сожительства, приносящий пользу одному организму и вред другому, называется паразитизмом. В сообществе растений можно наблюдать также положительные примеры взаимоотношений: срастание корней, стволов и отдельных частей растений. Взаимовыгодное сожительство двух разных видов, входящих в состав одного сообщества является симбиозом. Благодаря различным взаимоотношениям и приспособлениям к условиям данного местообитания в растительных сообществах формируются определенные виды растений.

Безусловно, в ботанике существует определенная классификация фитоценозов по признаку схожести жизненных форм и видового разнообразия растений. Итак, сообщество, в котором наблюдается ярусность и преобладание деревьев – это лес. Разнотравные сообщества в долинах рек называются лугами. Насыщенные влагой местообитания и осоковые или моховые сообщества отражают болота.

Луковичные и злаковые многолетние травы засушливых местообитаний образуют степь. Водные растения создают растительное сообщество водоема. В каждой из природных зон (тундра, тайга, степь, пустыня) преобладают те жизненные формы растений, которые наилучшим образом приспособлены к конкретным условиям произрастания.

1.Растительное сообщество называют фитоценозом;

2.Фитоценоз – это устойчивая совокупность растений на определенной территории;

3.Различают горизонтальную и вертикальную пространственную структуру растительного сообщества;

4.Примерами растительных сообществ являются: лес, луг, болото, степь и водные растительные сообщества.

  1. http://portaleco.ru/ekologicheskaja-azbuka/soobshchestva-rastenij.html
  2. http://edukids.narod.ru/zemlia/gl7/15.htm
  3. http://sbio.info/page.php?id=12094

Источник

Оцените статью