СЦЕНАРИЙ УРОКА «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»
план-конспект урока по экологии (11 класс)
Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, направлено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.
Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения молодёжи в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.
Актуальность урока определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока «Рациональное природопользование» | 134.5 КБ |
презентация к уроку «рациональное природопользование» | 729.07 КБ |
рабочий плакат | 40.99 КБ |
рабочий лист для обучающихся | 62.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Экологическое образование в настоящее время становится одной из главных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 века знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут красной нитью проходить через всю систему образования.
Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, направлено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.
Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения молодёжи в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.
Актуальность урока определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в системе образования.
Цель урока — повышение уровня экологической культуры молодежи, состоящей в умении компетентно анализировать экологическую ситуацию в мире, в осознании личной ответственности за сохранность окружающей среды.
— формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;
-раскрытие оптимального варианта решения в проблеме взаимодействия природы и общества;
— формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
— формирование умения оценивать состояние окружающей среды, восстанавливать (где это можно) утраченное равновесие природы.
— воспитание нравственного восприятия природы;
— побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к окружающему миру;
— понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее;
— воспитание бережного отношения к природе.
— развитие творческого потенциала студентов;
— развитие познавательной, творческой и общественной активности студентов;
— развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;
— развитие коммуникации, поиска информации, его анализа и применение в практической деятельности по выявлению и решению проблем окружающей среды и содействия устойчивому развитию местных сообществ.
— развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира.
Урок предназначен для студентов общеобразовательных профессиональных учебных заведений.
Форма организации учебно-воспитательного процесса: очная .
Содержание урока, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
При проведении урока по экологии используются следующие методы обучения:
Метод проблемного изложения
Результаты урока достигаются через теоретические и практические занятия.
Результатами усвоения урока являются:
— взаимосвязь человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
— объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
— знание основных правил поведения в природе и для сохранения природного богатства;
— анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на состояние окружающей среды.
Выделяются и используются следующие виды контроля работы студентов:
— вводный – проводится перед началом работы (проверка готовности к освоению темы, проблемные вопросы и задания);
— итоговый – проводится после изучения темы .
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ЭКОЛОГИИ
«РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»
— способствовать усвоению понятий: ресурсы, ресурсообеспеченность, рекреационные ресурсы;
— воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;
— развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.
Оборудование: экран, компьютер, раздаточный материал, учебник, плакат.
Тип урока: изучение нового материала на основе ранее изученного.
Основные требования к ЗУН студентов:
Знать:
— новые слова ;
— основные принципы рационального использования природных ресурсов.
Уметь:
— приводить примеры использования различных видов природных ресурсов;
— объяснять значение природных ресурсов для жизни людей и их использование;
— прогнозировать основные направления рационального природопользования.
Ход урока
I. Организационный момент (постановка учебных задач урока, организация деятельности, эмоциональный настрой) – (5 мин.)
Преподаватель: Добрый день! Сегодняшний урок мне хочется начать со стихов А. Смирнова:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(одновременно идет презентация с фотографиями природы, природных ресурсов, тихо играет музыка «Осенний вальс») (Приложение 1)
Преподаватель: Уважаемые студенты , скажите, что показано в презентации?
Ответ: Природные ресурсы мира.
Преподаватель: Объясните, а как связаны природные ресурсы и наш урок «Экологические основы природопользования»?
Ответ: Человек использует природные ресурсы в своих целях, тем самым нанося природе мира огромный вред. Возникают экологические проблемы, которые нужно решать всему человечеству вместе.
Преподаватель : Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ответ: Рациональное использование природных ресурсов.
Преподаватель: На предыдущем уроке вам было дано опережающее задание. Вспомните из ранее изученного вами и заполним схему «Виды природных ресурсов» (приложение №2).
( у каждого студента на столе раздаточный материал)
Студенты по очереди называют виды природных ресурсов. (1 мин)
- Природные ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые.
- Исчерпаемые делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым относится металлическое сырьё, неметаллическое, топливное сырьё. К возобновимым относятся – воздух,вода, почва, растения и животные.
- К неисчерпаемым относятся – энергия ветра, солнца, воды, недр земли, космические ресурсы, гравитация.
СХЕМА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ «ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»
Источник
Рациональное использование природных ресурсов 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)
— развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.
— альтернативные источники энергии
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Рациональное использование природных ресурсов»
— способствовать усвоению новых понятий: альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, рекреационные ресурсы;
— воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;
— развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.
— альтернативные источники энергии
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта России, ноутбук, проектор, электронный учебник.
Тип урока: изучение нового материала
Основные требования к ЗУН учащихся:
— новые слова урока (см. словарь);
— основные принципы рационального использования природных ресурсов.
- Приводить примеры использования различных видов природных ресурсов.
- Объяснять значение природных условий и ресурсов для жизни людей; их использование.
- Прогнозировать основные направления рационального природопользования.
I. Организационный момент (постановка УЗ урока, организация деятельности, эмоциональный настрой) – 2-3 мин.
II. Актуализация опорных знаний.
— определение понятий и объяснение ключевых выражение для выявления исходного уровня ЗУН обучающихся;
— подготовка к восприятию нового материала;
— контроль за работой класса и отдельных учащихся.
— Тема «Природопользование и охрана природы»
— Природные условия, природная среда, природные ресурсы, природопользование, рациональное природопользование.
2. Взаимоопрос и взаимооценка (учащиеся получают опросники).
3. Письменный опрос «Расставьте на схеме различные виды природных ресурсов».
4. Выставление оценок в оценочный лист.
— Какую тему мы начали изучать?
— С какими основными ключевыми понятиями мы познакомились?
2. Учитель просит рассказать друг другу «Что я знаю о …» – 3 мин.
3. Учитель раздает дидактические карточки-опросники, организуется взаимопроверка – 2 мин.
4. Проверка по компьютеру «Верно» – 10 мин.
III. Усвоение новых знаний.
— определение познавательных учебных задач урока;
— обучение приемам добывания знаний обучающихся по методике ТОГИС;
— научиться выделять ключевые слова и выражения.
1. Обучающиеся узнают требования к ЗУН на уроке.
2. Организация самостоятельной работы с текстом п.36 с.210-213.
3. Учащиеся находят информацию по данному вопросу по тексту учебника (работа в парах).
4. Заслушивание ответов и заполнение таблицы.
1. Учитель ставит УЗ перед обучающимися
2. Выделить ключевые понятия и слова.
3. Учитель раздает карточки-задания – 7 мин.
4. Учитель дает задания в ходе прослушивания.
IV. Формирование умений и навыков.
— научить внимательно слушать и систематизировать ЗУН;
— определять «обратную связь».
1. Заполнение таблицы «Особенности использования различных видов природных ресурсов»
Исчерпаемые возобновимые ресурсы
Экологически чистые; запасы неограниченны.
— используются естественные растения и дикие животные;
— можно выращивать культурные растения и разводить домашних животных;
— ценное сырье, необходимое для предприятий, для удовлетворения потребностей населения.
Неповсеместно можно использовать, географическая разобщенность.
— загрязнение окружающей среды;
2. Просмотр отдельных слайдов по электронному учебнику (Тема 5, Урок 39). Беседа с соответствующими выводами (8,9,11,16).
Общий вывод силами учащихся (см. «Вывод»).
Учитель предлагает просмотреть слайд «Основные принципы рационального использования природных ресурсов» (презентация).
Домашнее задание: п.36 (итоговое тестирование)
- Знать значение различных видов ресурсов и приводить примеры рационального использования.
- Раскрывать (объяснять) смысл основных принципов рационального использования природных ресурсов.
- Сообщение «Роль географической науки в решении проблем природопользования и экологии»
^ Оценочный лист личностного участия в уроке
Фамилия, имя _________________________________
Источник