Рациональное использование природных ресурсов план

СЦЕНАРИЙ УРОКА «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»
план-конспект урока по экологии (11 класс)

Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, направлено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.

Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения молодёжи в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.

Актуальность урока определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в системе образования.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconсценарий урока «Рациональное природопользование» 134.5 КБ
Файлпрезентация к уроку «рациональное природопользование» 729.07 КБ
Файлрабочий плакат 40.99 КБ
Файлрабочий лист для обучающихся 62.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Экологическое образование в настоящее время становится одной из главных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 века знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут красной нитью проходить через всю систему образования.

Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, направлено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.

Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения молодёжи в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.

Актуальность урока определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в системе образования.

Цель урока — повышение уровня экологической культуры молодежи, состоящей в умении компетентно анализировать экологическую ситуацию в мире, в осознании личной ответственности за сохранность окружающей среды.

— формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;

Читайте также:  Почва важнейший элемент природы

-раскрытие оптимального варианта решения в проблеме взаимодействия природы и общества;

— формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

— формирование умения оценивать состояние окружающей среды, восстанавливать (где это можно) утраченное равновесие природы.

— воспитание нравственного восприятия природы;

— побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к окружающему миру;

— понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее;

— воспитание бережного отношения к природе.

— развитие творческого потенциала студентов;

— развитие познавательной, творческой и общественной активности студентов;

— развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;

— развитие коммуникации, поиска информации, его анализа и применение в практической деятельности по выявлению и решению проблем окружающей среды и содействия устойчивому развитию местных сообществ.

— развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира.

Урок предназначен для студентов общеобразовательных профессиональных учебных заведений.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: очная .

Содержание урока, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям обучающихся.

При проведении урока по экологии используются следующие методы обучения:

Метод проблемного изложения

Результаты урока достигаются через теоретические и практические занятия.

Результатами усвоения урока являются:

— взаимосвязь человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

— объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

— знание основных правил поведения в природе и для сохранения природного богатства;

— анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на состояние окружающей среды.

Выделяются и используются следующие виды контроля работы студентов:

— вводный – проводится перед началом работы (проверка готовности к освоению темы, проблемные вопросы и задания);

— итоговый – проводится после изучения темы .

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ЭКОЛОГИИ

«РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»

— способствовать усвоению понятий: ресурсы, ресурсообеспеченность, рекреационные ресурсы;
— воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;
— развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.
Оборудование: экран, компьютер, раздаточный материал, учебник, плакат.
Тип урока: изучение нового материала на основе ранее изученного.
Основные требования к ЗУН студентов:
Знать:
— новые слова ;
— основные принципы рационального использования природных ресурсов.
Уметь:

— приводить примеры использования различных видов природных ресурсов;
— объяснять значение природных ресурсов для жизни людей и их использование;
— прогнозировать основные направления рационального природопользования.

Читайте также:  Озеро манжерокское памятник природы

Ход урока
I. Организационный момент (постановка учебных задач урока, организация деятельности, эмоциональный настрой) – (5 мин.)

Преподаватель: Добрый день! Сегодняшний урок мне хочется начать со стихов А. Смирнова:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(одновременно идет презентация с фотографиями природы, природных ресурсов, тихо играет музыка «Осенний вальс») (Приложение 1)

Преподаватель: Уважаемые студенты , скажите, что показано в презентации?

Ответ: Природные ресурсы мира.

Преподаватель: Объясните, а как связаны природные ресурсы и наш урок «Экологические основы природопользования»?

Ответ: Человек использует природные ресурсы в своих целях, тем самым нанося природе мира огромный вред. Возникают экологические проблемы, которые нужно решать всему человечеству вместе.

Преподаватель : Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ответ: Рациональное использование природных ресурсов.

Преподаватель: На предыдущем уроке вам было дано опережающее задание. Вспомните из ранее изученного вами и заполним схему «Виды природных ресурсов» (приложение №2).

( у каждого студента на столе раздаточный материал)

Студенты по очереди называют виды природных ресурсов. (1 мин)

  1. Природные ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые.
  2. Исчерпаемые делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым относится металлическое сырьё, неметаллическое, топливное сырьё. К возобновимым относятся – воздух,вода, почва, растения и животные.
  3. К неисчерпаемым относятся – энергия ветра, солнца, воды, недр земли, космические ресурсы, гравитация.

СХЕМА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ «ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»

Источник

Рациональное использование природных ресурсов 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

— развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.

— альтернативные источники энергии

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Рациональное использование природных ресурсов»

— способствовать усвоению новых понятий: альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, рекреационные ресурсы;

— воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;

— развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.

— альтернативные источники энергии

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта России, ноутбук, проектор, электронный учебник.

Тип урока: изучение нового материала

Основные требования к ЗУН учащихся:

— новые слова урока (см. словарь);

— основные принципы рационального использования природных ресурсов.

  1. Приводить примеры использования различных видов природных ресурсов.
  2. Объяснять значение природных условий и ресурсов для жизни людей; их использование.
  3. Прогнозировать основные направления рационального природопользования.
Читайте также:  Природные памятники озеро байкал

I. Организационный момент (постановка УЗ урока, организация деятельности, эмоциональный настрой) – 2-3 мин.

II. Актуализация опорных знаний.

— определение понятий и объяснение ключевых выражение для выявления исходного уровня ЗУН обучающихся;

— подготовка к восприятию нового материала;

— контроль за работой класса и отдельных учащихся.

— Тема «Природопользование и охрана природы»

— Природные условия, природная среда, природные ресурсы, природопользование, рациональное природопользование.

2. Взаимоопрос и взаимооценка (учащиеся получают опросники).

3. Письменный опрос «Расставьте на схеме различные виды природных ресурсов».

4. Выставление оценок в оценочный лист.

— Какую тему мы начали изучать?

— С какими основными ключевыми понятиями мы познакомились?

2. Учитель просит рассказать друг другу «Что я знаю о …» – 3 мин.

3. Учитель раздает дидактические карточки-опросники, организуется взаимопроверка – 2 мин.

4. Проверка по компьютеру «Верно» – 10 мин.

III. Усвоение новых знаний.

— определение познавательных учебных задач урока;

— обучение приемам добывания знаний обучающихся по методике ТОГИС;

— научиться выделять ключевые слова и выражения.

1. Обучающиеся узнают требования к ЗУН на уроке.

2. Организация самостоятельной работы с текстом п.36 с.210-213.

3. Учащиеся находят информацию по данному вопросу по тексту учебника (работа в парах).

4. Заслушивание ответов и заполнение таблицы.

1. Учитель ставит УЗ перед обучающимися

2. Выделить ключевые понятия и слова.

3. Учитель раздает карточки-задания – 7 мин.

4. Учитель дает задания в ходе прослушивания.

IV. Формирование умений и навыков.

— научить внимательно слушать и систематизировать ЗУН;

— определять «обратную связь».

1. Заполнение таблицы «Особенности использования различных видов природных ресурсов»

Исчерпаемые возобновимые ресурсы

Экологически чистые; запасы неограниченны.

— используются естественные растения и дикие животные;

— можно выращивать культурные растения и разводить домашних животных;

— ценное сырье, необходимое для предприятий, для удовлетворения потребностей населения.

Неповсеместно можно использовать, географическая разобщенность.

— загрязнение окружающей среды;

2. Просмотр отдельных слайдов по электронному учебнику (Тема 5, Урок 39). Беседа с соответствующими выводами (8,9,11,16).

Общий вывод силами учащихся (см. «Вывод»).

Учитель предлагает просмотреть слайд «Основные принципы рационального использования природных ресурсов» (презентация).

Домашнее задание: п.36 (итоговое тестирование)

  1. Знать значение различных видов ресурсов и приводить примеры рационального использования.
  2. Раскрывать (объяснять) смысл основных принципов рационального использования природных ресурсов.
  3. Сообщение «Роль географической науки в решении проблем природопользования и экологии»

^ Оценочный лист личностного участия в уроке

Фамилия, имя _________________________________

Источник

Оцените статью