16. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование.
Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).
В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:
- исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
- изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
- экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
- прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
- Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
- Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
- Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
- Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
- Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
- Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
- Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
- Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
- Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
- Развитие механизмов экологического страхования.
- Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
- Недра являются государственной собственностью.
- Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
- Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
- Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
- Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
- Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
- Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
Источник
3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).
В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:
- исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
- изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
- экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
- прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
- Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
- Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
- Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
- Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
- Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
- Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
- Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
- Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
- Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
- Развитие механизмов экологического страхования.
- Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
- Недра являются государственной собственностью.
- Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
- Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
- Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
- Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
- Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
- Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
Источник