Рациональное использование региональных природных ресурсов

16. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование.

Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).

В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:

  • исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
  • изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
  • экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
  • прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
  1. Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
  2. Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
  3. Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
  4. Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
  1. Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
  2. Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
  3. Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
  4. Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
  5. Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
  6. Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
  7. Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
  8. Развитие механизмов экологического страхования.
  9. Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
  1. Недра являются государственной собственностью.
  2. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
  3. Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
  4. Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
  5. Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
  6. Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
  7. Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
Читайте также:  Природные приметы о погоде

Источник

3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование

Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).

В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:

  • исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
  • изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
  • экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
  • прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
  1. Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
  2. Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
  3. Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
  4. Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
  1. Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
  2. Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
  3. Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
  4. Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
  5. Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
  6. Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
  7. Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
  8. Развитие механизмов экологического страхования.
  9. Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
  1. Недра являются государственной собственностью.
  2. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
  3. Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
  4. Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
  5. Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
  6. Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
  7. Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
Читайте также:  Природный органический полимер сахароза

Источник

Оцените статью