Раздел философии изучающий природу особенности

Разделы и функции философии

1. Онтологическая функция, с помощью которой раскрывается сложность и многомерность человеческого бытия, рассматривается такое понятие как небытие.

2. Гносеологическая функция раскрывает сущность познания и истины.

а) Эксплицирующая функция выявляет в различных областях знания основные научные принципы и идеи и распространяет их на другие, не затронутые ранее области.

б) Рационалистическая функция объясняет языком разума принципы окружающего мира.

3. Систематизирующая функция приводит знания в систему.

4. Конструктивно-эвристическая функция нужна для открытий и конструирования новых знаний.

5. Критическая функция нужна для критики различных положений и учений.

6. Прогностическая функция включает прогноз новых научных открытий.

7. Методологическая функция формулирует новые методы в науке и научном познании.

8. Мировоззренческая функция помогает человеку выработать мироощущение, мировосприятие и мировоззрение.

а) Аксиологическая (ценностная) функция выстраивает шкалу ценностей.

б) Этическая или практическая функция рассматривает взаимодействие людей друг с другом.

в) Гуманистическая помогает определить человека как духовное существо.

г) Эстетическая через чувственное восприятие помогает определить отношение человека к прекрасному и безобразному.

9. Терапевтическая (от «терапия»– лечение) функция излечивает от духовных недугов.

10. Социальная функция помогает человеку ориентироваться в обществе.

3. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира. Мировоззрение включает мироощущение, миропонимание, мировосприятие. Мироощущение складывается на базе сигналов органов чувств, в миропонимание включено рациональное осмысление мира, в мировоззрении отражается общий взгляд человека на мир. Исторически первым складывается мифологическое мировоззрение, затем религиозное и позже философское. Мифологическое мировоззрение возникает в раннеродовом обществе. Человек слабо отделяет себя от окружающей среды, пытается с помощью фантазии, основанной на аналогиях и ассоциациях, познать себя и окружающий мир.

Для мифологического мировоззрения характерны образность, антропоморфизм (перенесение черт человека на мифические существа и явления природы). Философское мировоззрение может появиться, когда возникает довольно высокий уровень абстрактного мышления. В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Но на начальном этапе развития философия еще очень тесно связана с мифом. Переход от мифологического к философскому мировоззрению был подготовлен рядом факторов экономического, социального и духовного характера. Экономические факторы: переход от бронзы к железу, развитие аграрного и ремесленного производства, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. Социальные: разложение первобытнообщинного строя, возникновение государственных структур, правовых норм в обществе.

Читайте также:  Продолжение рода заложено природой

Духовные факторы играли особо важную роль: постепенное накопление научных знаний, развитие абстрактного мышления. Согласно философско-исторической концепции К. Ясперса эпоха, которая началась в VII веке до н.э. и продолжавшаяся до начала нашей эры является осевым временем. Это историческая эпоха определяется К. Ясперсом, как прорыв к подлинному бытию – духовному. Это выразилось в появлении мировых религиозных учений – буддизм и христианство. Они стали новыми духовными образованиями, появились новые учения и идеи. Главное то, что в эту эпоху возникает такой феномен как философия. VI век до н. э. выделяется из череды столетий I тысячелетия до н. э. как время яркого проявления интеллектуальной энергии. Философская мысль возникает Древней Индии, в Китае и в Древней Греции.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Вопрос 40. Природа как предмет философского изучения

Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий.Термин «природа» восходит к латинскому слову «natura». Отсюда «натуралисты» в смысле — исследователи природы, и«натурализм» как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость«природы» при рассмотрении и решении центральных философских вопросов.

Естественные науки изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия жерассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого.

Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии. Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с наукой исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Силы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, потому что он мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что человек – творение природы, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила и не утратила своего значения для науки.

Читайте также:  Государственное регулирование природопользования окружающей природной среды

Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно выделить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный. На первом этапе человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленности и науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости. Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. Идея коэволюции (т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества.

Вопрос 41. Человек как предмет философии

Предметом философии человек становится в философской антропологии, изучающейчеловека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в мире,особенности его существования и мировосприятия. В качестве самостоятельного раздела философская антропологиясформировалась приблизительно к XVIII в., однако выяснение специфики человека –этоведущая задача всякого философствования. Основные проблемы философской антропологии: каково положение человека в мире; какова природа и сущность человека, чем он отличается от животных; существует ли то, что мы называем свободой, и в какой степени человек свободен; человек — разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями; каковы возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышлениеи поведение; что такое смерть, как человек должен относиться к ней; в чем смысл жизни.Ни на один из этих вопросов нет окончательного и исчерпывающего ответа. Люди каждой новой эпохи дают свои ответы.Ключевой для антропологии вопрос: каково место человека в мире?Первый ответ был характерен для периода античности — это ответ космоцентрический. Человек -микрокосм, маленькая модель одушевленной вселенной.Второй ответ — теоцентрический. Он типичен для средневековья. Человек создан по образу и подобиюбожьему, он, как и творец, наделен свободой воли. Третий ответ — антропоцентрический. Он господствует в философии с начала Новоговремени и по сегодняшний день. Мы ничего не знаем в мире, кроме самих себя, и на весь мир смотрим только через призмусобственно человеческих потребностей и интересов. Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой длясамого себя. С одной стороны, человек — существо физическое, телесное, подчиненноевсем законам биологии и физиологии. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность,способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека:

Читайте также:  Природа лунинского района пензенской области

1. Сущность человека духовна. Эта версия характерна для всех религиозныхучений.

2. Сущность человека — разум. Эта версия сформировалась в Новое время.

3. Сущность человека — предметно-деятельная, социокультурная. Человек выступает здесь каксущество, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливаетприроду к собственным потребностям.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью