Тема 10. Основное содержание познавательной деятельности.
♦ различать типы философских позиций в проблеме познания мира.
Проблема познания в философии.
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Познание — это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека, обусловленный общественно — исторической практикой человечества.
Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносеологии. Теория познания (гносеология) — это раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, его познавательные способности и возможности, предпосылки, средства и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, условия и критерии его истинности и достоверности.
Главным в теории познания является вопрос об отношении знания о мире к самому миру, в состоянии ли наше сознание адекватно отражать действительность.
Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», «Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что может являться критерием истинности знания?». «Как подтвердить верность наших представлений?». Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после проблем онтологии.
В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Еще одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.
В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм.
Гностицизм — философское учение, утверждающее, что мир познаваем.
Агностицизм — философское учение о непознаваемости мира.
Однако ошибочным было бы полагать, что агностицизм отрицает познание вообще. Агностики — это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.
Агностики считают, что познание возможно лишь как знание о явлениях (Кант), либо о собственных ощущениях (Юм). Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, — «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек познает только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.
Гностики (от греческого — знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.
Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Принципиальную возможность познания признает большинство идеалистов. Однако в решении конкретных гносеологических проблем материализм и идеализм коренным образом отличаются.
Для субъективного идеализма, отрицающего существование мира независимо от сознания, познание представляется как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знание получает не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания.
Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе». В процессе развития познания и практической деятельности человек способен все тире и точнее познавать окружающий мир.
Согласно материалистической гносеологии, источником познания, сферой, благодаря которой оно получает свое содержание, является существующая независимо от сознания объективная реальность. Познание этой реальности — это процесс творческого отражения ее в сознании человека. Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знание по своей природе — это результат отражения, субъективный образ объективного мира.
Долгое время материалистическая философия рассматривала процесс познания изолированно от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и неизменными познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом -такая же вечная и неизменная в своих закономерностях природа. Дальнейшее развитие материалистической гносеологии состоит, во-первых, в распространении диалектики как науки о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания; а во-вторых, во введении принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения.
Для современной материалистической философии процесс познания носит общественно — исторический характер. Это проявляется, во-первых, в том, что все человеческие познавательные способности и возможности формируются на основе практики и обусловлены ею; во-вторых, отдельный человек учится мыслить и познавать вместе с усвоением форм и способов человеческой деятельности, приобретенных человечеством знаний, языка, т.е. благодаря усвоению общественно — исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями; в-третьих, сам процесс овладения этим опытом предусматривает жизнь в обществе, в человеческом коллективе; в-четвертых, то, что человек может познать и что он познает, также определяется уровнем общественно — исторического развития человечества, всемирно — историческим развитием общей системы знаний, закрепленных в предметах материальной и духовной культуры, в категориальном строении мышления, в его структуре, языке.
Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.
Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.
Противоположностями, посредством взаимодействия которых реализуется процесс познания, является не сознание и не знания сами по себе и внешний мир (материя, природа), а субъект как носитель сознания и знания и объект как то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Объект познания — это то, на что направляется на основе практики познавательная деятельность субъекта. Объектом познания может быть в принципе вся действительность, но лишь в той мере, в которой она вошла в сферу деятельности субъекта. О сложностях, связанных с объектом познания, уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.
Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей. Субъект познания определяется и общество в целом, которое имеет определенный способ материального и духовного производства, определенный исторический уровень развития культуры и науки.
Результатом процесса познания является знание — субъективный образ действительности и к тому же не копия, а идеальный образ, который является диалектическим единством субъективного и объективного.
Источник