6. С помощью атласа-определителя узнайте название этого лесного растения.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
7. На какой схеме представлена цепь питания, характерная для зоны тундры?
8. Какие рисунки вы выберете для составления модели цепи питания, характерной для тайги?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
9. Сравните описания. В каком из них раскрываются экологические проблемы зоны тундры?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) A) В этой зоне происходит загрязнение морей. Оно отрицательно влияет на жизнь обитающих здесь животных, которые кормятся в море.
2) Б) В этой зоне от вездеходов и тракторов разрушаются поверхность почвы и растительный покров. При добыче нефти происходит загрязнение окружающей местности.
3) B) В этой зоне почти все земли распаханы. Лишь кое-где сохранились участки естественной растительности, которые нуждаются в охране.
10. Какой заповедник создан для сохранения природы полупустынь и пустынь?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) A) Таймырский заповедник
2) Б) Заповедник «Остров Врангеля»
3) B) Заповедник «Чёрные Земли»
4) Г) Приокско-Террасный заповедник
Источник
В разработке урока использованы такие технологии: «Модерации», «АМО», работа в парах, группах, игровые. Представлены различные интерактивные методы. Применен деятельностный подход в обучении.
Тема урока : Обобщающий урок по разделу «Природа России»
Цели урока: обобщить знания по теме «Природа России», уметь выделять особенности природных зон России, развивать наблюдательность, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь; воспитывать любовь к Родине, умение работать в группах, парах, коллективе.
Познавательные: выделение особенностей природных зон России, их сравнение между собой; различение животного и растительного мира в пределах одной природной зоны, определение хозяйственного поведения человека в зависимости от условий его обитания;
Коммуникативные: уметь контактировать со своими одноклассниками, совместно выполнять поставленные задачи, без конфликтов;
Регулятивные: уметь оценивать достижения своих одноклассников и собственные в условиях определенной деятельности;
Личностные: понимать понятие «Родина», ее особенности, уметь определять приоритеты для себя при выборе места проживания в своей стране.
Оборудование: ватман 8 листов, 8 маркеров, 8 фотографий природных зон, разрезанных на пазлы, таблица природных зон на каждого обучающегося (см. ниже), клей – 8 шт. , микрофон, или предмет его заменяющий, таблички с надписями: «Погода», «Растения», «Животные», «Хозяйственная деятельность человека», конверт с надписями для игры «Собери вещи», где будут указаны природная зона и время года.
Использованные технологии: «Модерации» (частично), АМО (частично), игровые, здоровьесберегающая, работа в группах или парах (зависит от того, как учитель распределит обучающихся и количества человек в классе).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(Учитель берет микрофон или предмет, заменяющий его предмет, задает вопрос обучающимся и передает им микрофон для ответа).
— Какие природные зоны России вам известны? Перечислите.
— Что такое зона высотной поясности? Где она находится?
— В какой природной зоне проживаем мы? В чем ее отличительные особенности от других?
— Важно ли разбираться в природных зонах России и их особенностях? Почему?
— Могут ли эти знания повлиять на выбор вами места проживания в России? Каким образом?
Игра «Пазлы». Работа в парах.
— Перед вами пазлы. В них зашифрованы фотографии природных зон России. ( Арктическая пустыня, тайга, тундра, зона смешанных лесов, зона хвойных лесов, лиственных лесов, степь, пустыня, субтропики).
( Раздать пазлы по одному на парту. Можно добавить лесостепь и полупустыня, в зависимости от количества детей в классе или сократить их количество.)
— Ваша задача собрать пазл и назвать название природной зоны, представленной на нем, а также обосновать, почему вы так считаете.
4) Обобщение и систематизация знаний
1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Беседа.
— Продолжим нашу работу. Рассматривая каждую природную зону, мы с вами останавливались на 4 важных пунктах. Они помогают нам четко дать ей характеристику. Давайте сейчас выделим, чем же они отличаются один от другого.
(С помощью наводящих вопросов учителя, обучающиеся выделяют четыре главных раздела, по которым определяют отличия каждой природной зоны. Вывешивает надписи с их названиями.
1. Погода. 2. Растения. 3. Животные. 4. Хозяйственная деятельность человека.)
2. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) Метод «Автобусная остановка»
— Чтобы четко понять, умеете ли вы определять признаки природных зон России, я хочу поиграть с вами еще в одну игру «Автобусная остановка». Разделимся на две команды. Первая команда у нас будет идти по первому маршруту движения автобуса. Она должна разделиться на 4 группы. Перед ней будет 4 ватмана, с названиями природных зон, расположенных по кругу. В каждом ватмане 4 раздела, которые мы с вами выделили. По моему сигналу, группы становятся напротив ватманов. На первой остановке, смотрят природную зону, указанную на листе бумаги, и заполняют первый раздел «Погода». По сигналу переходят ко второму, а группа, следующая за ними, к их ватману, и заполняете следующий раздел «Растения». Всего у вас 4 остановки. За 4 остановки вы должны заполнить все разделы, не исправляя предыдущих ошибок. Вторая команда движется по своему маршруту. (Природные зоны на ватманах : арктическая пустыня, тайга, тундра, смешанных лесов, степь, пустыня, субтропики.)
5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Метод «Автобусная остановка» 2 часть.
(После окончания маршрута, обучающиеся выбирают модератора, который зачитывает материал, на ватманах, исправляет допущенные ошибки с помощью собственных комментариев или комментариев одноклассников).
6) Применение знаний и умений в новой ситуации
— Мы с вами вспомнили, какие есть природные зоны России, выделили их основные признаки. А теперь мы представим, что отправляемся в путешествие в одну из них. Я предлагаю вам вытянуть карточку. На ней записано время года и природная зона, в которую вы отправляетесь. Ваша задача назвать одежду, которую вы возьмете в свое путешествие, и объяснить свой выбор.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
— Какая природная зона вам запомнилась больше всего? Почему?
— Какую природную зону вы бы выбрали для своего проживания? Обоснуйте.
С помощью учебника и полученных знаний на уроке, заполнить таблицу природных зон, выданную на уроке. Использовать ее данные при подготовке к контрольной работе.
Примерная таблица природных зон России:
теплое лето, холодная зима
Источник