Разгул природной стихии литература

В каких произведениях русской классики изображён разгул природной стихии и в чём эти произведения можно сопоставить с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник»? (ЕГЭ по литературе)

Разгул природной стихии изображен в драме «Гроза» Островского. В его пьесе, природа наиболее сильно разъяряется в моменте развития действия перед кульминацией. Так, Катерина рассказывает Тихону об измене, при этом слышится «удар грома», а Евгений в «Медном всаднике» узнает о смерти любимой во время наводнения — эти напряженные моменты произведений сопровождаются разгулом природы. В отличие от Пушкина, описавшего страшное природное явление красочно, используя различные эпитеты и олицетворения: «Ещё кипели злобно волны, как бы под ними тлел огонь, ещё их пена покрывала, и тяжело Нева дышала…», Островский в своей пьесе изображает пейзаж вокруг героев с помощью ремарок, а весь ужас грозы выражается через реплики напуганных героев: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет.

Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит». В поэме Пушкина наводнение становится причиной гибели возлюбленной Евгения, и, как следствие, причиной его терзаний, в то время как в «Грозе» раскаты грома лишь усиливают накал эмоций между героями, не влияя на них непосредственно. В повести «Шинель» Гоголя автор повествует о разъярившейся в Петербурге метели и сильном морозе. Страдания главного героя непосредственно связаны с природными условиями — из-за сильного мороза Башмачкину требовалась новая шинель: «В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны». Так и в «Медном всаднике» разъяренная Нева становится причиной переживаний Евгения: «Снесло их, видно. Где же дом? и, полон сумрачной заботы, всё ходит, ходит он кругом, толкует громко сам с собою…». Оба автора описывают разгул природы с помощью олицетворений: мороз Гоголя «начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам», а Нева Пушкина «тяжело дышит». Однако, если в произведении Пушкина наводнение происходит в моменте развития действия до кульминации, то у Гоголя описание природы составляет экспозицию. Конфликт человека и природы в произведении Гоголя менее выражен, чем в «Медном всаднике», но также присутствует.

Читайте также:  Природный заповедник нижней камы

Источник

6. В каких произведениях русской классики изображён разгул природной стихии и в чём эти произведения можно сопоставить с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник»? (ЕГЭ по литературе)

Во многих произведениях русской классики изображён разгул природной стихии, от наводнений до бурь, штормов и различного рода затмений. Авторы описывают природу не просто так, в картинах бушующей стихии отображается внутреннее состояние героев, их переживания. Происходит что-то внезапное, какое-то важное событие в жизни персонажа, сопровождающееся страшным природным явлением. Знаменитый поэт А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» описывает наводнение 1824 года в Петербурге.

Оно совершенно реально, так как было на самом деле, и имело огромную разрушительную силу, не только для города и его жителей, но и для главного героя, Евгения: «Но, торжеством победы полны, / Ещё кипели злобно волны». Наводнение стало для него судьбоносным, буквально свело с ума. Человек и природа неразрывно связаны. Это демонстрирует нам и М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Мцыри». Мцыри сбегает из монастыря в сильную грозу, которую боятся даже старцы, монахи. Для последних это означает некое предупреждение, гнев бога, а для юноши разгул стихии — это свобода, бунт. В «Мцыри», так же, как и в «Медном всаднике», природный катаклизм — не только плохая погода, которую необходимо переждать, но и важное событие, переломный момент в жизни главного героя. Таким образом, можно сказать, что в русской классической литературе найдутся примеры разгула природной стихии, которые можно сопоставить с поэмой А. С. Пушкина. Писатели описывают устрашающие природные явления не просто так, в их произведениях они являются многозначительным символом.

Источник

9. Разгул природной стихии и сходство с «Медным всадником» (ЕГЭ по литературе)

Разгул природной стихии можно увидеть во многих произведениях русской литературы, например в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и в драме А. Н. Островского «Гроза». Так, в произведении М. Ю. Лермонтова » Мцыри » изображен тип «естественного героя», который тесно связан с природой. Не смотря на то, что юноша вырос вдали от дикой природы, в душе он всегда хотел жить, как его горские предки. Прекрасные картины природы радуют героя: «Седой незыблемый Кавказ «.

Читайте также:  Климатические пояса природная зона саванна

Сходство заключается в том, что природа играет основополагающую роль в жизни главных героев, приводит их к трагическому финалу: Мцыри не достигает своей мечты о жизни на родине и погибает, а Евгений сходит с ума из-за смерти возлюбленной. Различие произведений, что в «Мцыри» показана дикая природа, в «Медном всаднике» бушующая стихия, которую попытался подчинить человек. Также, в «Грозе» А. Н. Островского — гром, который постепенно усиливается и превращается в грозу является предзнаменованием, предупреждением о грядущей беде. Сходство именно в предупреждении, так в «Медном всаднике» бушующая Нева ещё до наводнения: «Нева металась, как больной // В своей постели беспокойной». Но если в «Грозе» явление природы не уносит ничьи жизни, оно является лишь отображением внутреннего состояния героини, образом приближающейся трагедии, то в «Медном всаднике» разгул стихии — это плата за попытку подчинить её своей воле. Таким образом, в трех произведениях авторы раскрыли тему бушующей стихии, но в каждом свой мотив и свой стиль повествования. Благодаря описанию природы, её настроения авторы смогли передать состояние самих героев и тем самым лучше донести смысл своего произведения.

Источник

Оцените статью