Различие между законами природы

4. В чем отличие законов общества от законов природы?

Чтобы существовать и развиваться, человек и общество должны сначала возникнуть, природа же существует вечно. Проблема возникновения человеческого общества впервые научно была решена во второй половине XIX в.

Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.

В философской и естественнонаучной литературе того периода можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Однако обе они не лишены недостатков. Натуралистические концепции основаны на преувеличении роли естественного отбора в происхождении че­ловека. Идеалистические абсолютизируют противоположность природы и общества. С позиции же диалектико-материалистической философии общество хотя и является специфическим материальным образованием, однако представляет собой часть природы, которая составляет необходимое условие жизни людей. История человеческого общества – это продолжение развития природы.

Природу и общество можно определить следующим образом: природа – это материя, не осознающая своего бытия; общество – это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть материального мира есть результат взаимодействия людей. Неразрывная, естественная связь общества с природой обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключается в том, что они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью; изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов. Законы и природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов развития общества.

Читайте также:  Еда на природу закуски

Существует и известное различие между законами общественного развития и законами природы. Природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон тяготения), и долговременные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества и прекратят свое действие с его исчезновением.

Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил: природа не знает, что она творит.

Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность людей. Законы истории не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.

Законы развития общества отличаются от законов природы и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не они определяют сущность общественных явлений: человек подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и социальное существо. Сущность его развития – изменение не биологического вида, а его общественной природы, которое может отставать, а может опережать ход истории [1, c. 354].

Источник

22) Различия между законами природы и законами общества

Му законами природы и законами общ сущ фундамент различие. Законы природы описывают неизмен взаимосвязь и регулярность явлений Они не могут быть созданы или нару- шены.Обществен (нормативн)-их характер обусловлен человеческой деятельностью, детерминированной целями, потребностями, мотивами, ценностными ориентацииями людей. I Нек мыслители полагали, что законы общ-ва тоже носят естествен хар-р соответствуют чел природе (теория «естественного права») или являются объективными, т.е. независимыми от сознания и воли людей (теория историч материализма)IIДр мыслители были убеждены, что законы природы напомин нормативн законы тк они были введены волей некоего Создателя, или Творца, всего сущего. Здесь о6ьективность и неизменность законов природы означает неспособность чел разума проникнуть в общий замысел творения и постичь суть каждого явления природы в его неповторимости и индивидуальности. Различ му двумя типами законов: естественными и нормативн проявляется в методах познания естеств и соц наук Для естеств наук важность и ценность законов прямо пропорциональна степени их общ значимости Познание прир закономерн предполагает возможность предвидения. Для познания общ явлений наиб общ законы имеют наименьш ценность Чем более общ явл понятие, тем больше оно уводит от реальной дейст-ти

Читайте также:  Общественный совет при министерстве природных ресурсов хабаровского края

цели и мотивы чел деят-ти никогда не совпадают с ее результатом, в силу влияния множества случайных факторов, которые невозможно учесть. Хар-р общ развития зависит от роста чел знания (например, научных открытий). В рез-те можн определ осн отличие соц сознания от естественно- научн

Метод соц познания-метод внутр понимания, вживания, интуитивного проникновения одн жизни в другую, непосре- дственного постижения целостности общ бытия чел «Фактом» соц реальности выступ действие чел Чтобы познать и оценить этот факт, необходимо понять смысл соц действия, поведения чел в его взаимосвязи с деятельностью др людей

23) Соотношение понятий «общество» и «государство»

Гос-во-осн политич институт, осуществл управление общ-вом, гражданами, материальными и культ ценностями на опред территории. Причиной возникн гос-ва Платон считает необходимость удовлетвор множество чел потребностей

Совершенным и благим может считаться гос-во, в кот воплощены 4 главн добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. По мнению Н. А. Бердяева, гос-во явл организатором природного хаоса

Внутри государства есть группы «господствующие» и «подчиненные». Уже Аристотель отмечал сущ-е в гос за­конодат органа, исполнит учреждения и су­дебн инстанции

постепенно формир понятие граждан об­щ, кот выражает собой совокупность неполитич отношений в общ: экон, соц, нравствен, религ, национ. Гражд общ-сфера самопроявления свободн граждан и добровольно сформировавшихся организаций, кот ограждены законами от прямого со стороны гос власти Понятие гражд общ означает прежде всего умение его членов самоорганизоваться во имя защиты самых разных своих интересов и прав.

Источник

Оцените статью