- 10. Каковы основные отличия психики человека от психики животных?
- Глава 5 Психофизиологические подходы и теории,
- Психологии
- 1. Что выступает в качестве системообразующего фак тора в процессах организации жизнедеятельности у живых ор ганизмов?
- Основные отличия психики человека от психики животных.
- Возникновение и развитие психики. Критерии психического.
- 3.3. Отличия психики животных и психики человека
- 3.4. Сознание как высшая ступень психики
10. Каковы основные отличия психики человека от психики животных?
Формирование и развитие человеческой психики и сознания подчиняются не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития.
• У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают; у человека, в силу социальной организа-
ции совместной деятельности, мотив и предмет деятельности разделяются.
• Развитие потребностей (и мотивов) у животных происходит через расширение круга используемых предметов, имеющих биологическое значение в природной среде обитания; у человека — через производство новых предметов в социальной деятельности.
Эти фундаментальные различия, лежащие в основе формирования и развития психики животных и человека, конкретизируются во множестве психологических теорий, разработанных в рамках деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений (см. ниже).
Глава 5 Психофизиологические подходы и теории,
оказавшие значительное влияние на развитие отечественной теоретической
Психологии
Традиции современной отечественной психологии исходно закладывались в работах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Следует особо подчеркнуть, что если в концепции Сеченова исходно присутствовало стремление вывести психические явления из сложных отношений между организмом и средой, то в теориях Павлова (и особенно у его последователей-физиологов) присутствует неявное стремление свести сложные психические явления к рефлекторным связям организма и среды, а в конечном итоге — к физиологическим механизмам образования временных нейрофизиологических связей в мозге.
В 30—60-х гг. теория И. П. Павлова в СССР была использована как идеологический фундамент, обеспечивающий ограничение научных исследований в области психологии (см. курс «История психологии»).
Позднее концепция условного рефлекса в рамках физиологии была преобразована в концепцию «рефлекторного кольца с обратными связями, реализующимися посредством сенсорных коррекций» в теориях П, К. Анохина и А. Н. Бернштейна. Оба выдающихся отечественных физиолога прямо указали на необходимость разработки психологических аспектов организации поведения, которые выходят за пределы физиологических исследований (см. ниже).
В рамках культурно-исторического и деятельностного подходов к объяснению психических явлений отношения между нейрофизиологическими функциями мозга и психикой человека наиболее последовательно были теоретически простроены А. Р. Лурией.
Петр Кузьмич Анохин (1898— 1974)
Теория функциональных систем в организации
жизнедеятельности живых организмов
1. Что выступает в качестве системообразующего фак тора в процессах организации жизнедеятельности у живых ор ганизмов?
Системный анализ естественных явлений необходимо требует выделение системообразующего фактора, который детерминирует формирование и функционирование системы.
Для живых систем такими системообразующими факторами выступают полезные приспособительные эффекты в отношениях «организм — среда», достигаемые в результате процессов функционирования и развития организма.
Источник
Основные отличия психики человека от психики животных.
Формирование и развитие человеческой психики и сознания подчиняются не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития.
• У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают; у человека, в силу социальной организации совместной деятельности, мотив и предмет деятельности разделяются.
• Развитие потребностей (и мотивов) у животных происходит через расширение круга используемых предметов, имеющих биологическое значение в природной среде обитания; у человека — через производство новых предметов в социальной деятельности.
Эти фундаментальные различия, лежащие в основе формирования и развития психики животных и человека, конкретизируются во множестве психологических теорий, разработанных в рамках деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений (8).
Возникновение и развитие психики. Критерии психического.
Каждое понятие имеет объем и содержание. Содержание = критерий. Объем = принадлежность.
Антропопсихизм: только человек обладает психикой; может дать отчет о своих психических состояниях.
Панпсихизм: любая материя; нет.
Биопсихизм: живая материя; сводятся к особенностям жизнедеятельности организма.
Нейропсихизм: существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами.
А. Н. Леонтьев: предложил функциональный критерий (принцип единства психики и жизнедеятельности). Психика необходима для жизнедеятельность — возникновение нервной системы.
В гетерогенной среде субъекту необходим активный поиск важных для жизни веществ — субъект должен психически отражать актуальные потребности своего организма — побуждение к поиску — необходимость отражать внешнюю среду, важные для жизни объекты. Реагирование — раздражимость — способность организма реагировать на внешние воздействия. Это свойство всего живого. Субъекту еще необходимо реагировать на признаки важных для жизни предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны — ощущать объект — чувствительность — способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости).
3 компонента психики: познавательный, эмоциональный, моторный.
У. Мак-Даугалл. Характеристики инстинкта: 1) избирательность восприятия, 2) эмоциональный импульс, 3) готовность к действию.
П. Я. Гальперин: теория формирования способностей, умений — “поэтапное формирование умственных действий”. Животному необходимо приспосабливаться к среде и ее изменениям — ориентировочная деятельность. Необходима активная психическая ориентировка, когда нет соответствия потребностей и условий внешней среды. В привычной среде все действия происходят автоматически. Условия среды изменяются — необходимо заранее примерить параметры своего действия — необходима психическая ориентировка, образ данных условий и своего действия в мире. Психическая ориентировка — фактор успешного поведения. Объективный признак психики: она существует там, где наличных механизмов поведения недостаточно, где нужно наметить действие заново и приспособить его к конкретным условиям.
Источник
3.3. Отличия психики животных и психики человека
А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:
- Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.
- Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.
- Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.
- Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.
3.4. Сознание как высшая ступень психики
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник