Различие законов природы общества

4. В чем отличие законов общества от законов природы?

Чтобы существовать и развиваться, человек и общество должны сначала возникнуть, природа же существует вечно. Проблема возникновения человеческого общества впервые научно была решена во второй половине XIX в.

Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.

В философской и естественнонаучной литературе того периода можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Однако обе они не лишены недостатков. Натуралистические концепции основаны на преувеличении роли естественного отбора в происхождении че­ловека. Идеалистические абсолютизируют противоположность природы и общества. С позиции же диалектико-материалистической философии общество хотя и является специфическим материальным образованием, однако представляет собой часть природы, которая составляет необходимое условие жизни людей. История человеческого общества – это продолжение развития природы.

Природу и общество можно определить следующим образом: природа – это материя, не осознающая своего бытия; общество – это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть материального мира есть результат взаимодействия людей. Неразрывная, естественная связь общества с природой обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключается в том, что они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью; изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов. Законы и природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов развития общества.

Существует и известное различие между законами общественного развития и законами природы. Природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон тяготения), и долговременные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества и прекратят свое действие с его исчезновением.

Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил: природа не знает, что она творит.

Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность людей. Законы истории не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.

Читайте также:  Звуки дикой природы издательство махаон

Законы развития общества отличаются от законов природы и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не они определяют сущность общественных явлений: человек подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и социальное существо. Сущность его развития – изменение не биологического вида, а его общественной природы, которое может отставать, а может опережать ход истории [1, c. 354].

Источник

Законы природы и законы общества

Все в этом мире подчинено закономерностям. Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного. Понятие закона — продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как сист знания. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления. Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак и есть основная зад. науки.

Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений, то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания, но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной детерм настоящим.

С точки зрения основных сфер действительности законы делятся ан законы природы, законы общества и законы мышления. Понятие “закон природы” тексно связано с понятием условие. Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Закон природы – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом исторического процесса. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.

Читайте также:  Каково значение папоротников природе

Чел. о-во — это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни — труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это значит что соц законы — зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак — это зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси. История — это деятельность преследующего свои цели человека.

3.Соц законы по хар своей деят — статистические.

4. Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Вопрос о закономерном характере развития об-ва – очень спорный.

  1. антинатурализм (Баденская школа неокантианства – Риккерт, Виндельбанд) – отрицают наличие объективных законов развития общества.
  2. натурализм (Конт) – отсутствие различий м/у естественными и общественными науками. Отрицает качественную специфику социальных законов. Их надо исследовать по образцу естественно-научного знания.
  3. Марксизм – наличие объективных законов общественного развития, имеющих качественную специфику по сравнению с законами природы. Специфика состоит в том, что:1) в общ-х з. с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших кол-вах людей и в большие временных интервалах; 2) оз складываются на основе сознательной деят-ти людей; 3) поскольку соц-ая закономерность существует и проявляетя в деят-ти людей, то соц-ые законы чаще всего выступают как законы-тенденции.

Источник

Билет №45 Общество, как единство субъективного и объективного. Специфика социальных законов и их отличие от законов природы

Общество можно анализировать по-разному. В основе социальной философии могут лежать различные подходы. В 17-18 вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснения социальных явлений исключительно действием природных закономерности: физических, географических, биологических. Недостатком натуралистического подхода является то, что он рассматривает человека как некий социальный атом, а общество как механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах. Иными словами натурализм замечает в человеке только природную субстанцию. Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами.

Читайте также:  Белое море природа моря

Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Недостатком идеалистической концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса. А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлейшего будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость — рассудком.

Диалектический материализм. Общественная жизнь — высшая форма движения материи. Хоть общество и является живой системой оно качественно отличается от других живых систем, выступает и как объект и как субъект материальной действительности.

В отличие от природной социальная закономерность имеет ряд специфических черт:

1.Общественные отношения принимают форму общественных интересов, потребностей, целей. А это значит что социальные законы — законы не только материальной, но и духовной деятельности.

2.Поскольку общество одновременно является и объектом и субъектом, социальные законы — это законы человеческой деятельности. Без человеческой деятельности, нет и не может быть социальной закономерности.

3.Социальные законы по характеру своей деятельности — статистические.

4. Спецификой соц-ых законов является их историчность. В следствии того, что соц-ая эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эволюция природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны чем геологические периоды. Соц-ый организм очень динамичен, и его законы позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установления строгих сроков наступления событий.

Социальные же законы всегда реализуются через деятельность людей, которая может быть сознательной и: бессознательной. Никак иначе, как через деятельность людей, они действовать, реализовать себя не могут. Без людей и их деятельности социальные законы не могут ни возникнуть, ни существовать. Во-вторых, законы природы более долговечны, чем социальные законы, да и возникают последние позже, чем первые. Это и понятно, так как законы природы существовали и действовали задолго до появления человека, общества и его законов. В-третьих, социальные законы более сложны по механизму своего проявления. Дело в том, что они всегда реализуются через деятельность людей и групп людей, диапазон причин и формы выражения которой чрезвычайно многообразны. В-четвертых, социальные законы в высокой степени вероятностны, они проявляются как «законы-тенденции».

Источник

Оцените статью