Разнообразие форм природы 2 класс

Формы земной поверхности. Разнообразие гор. 2 класс

1. Сформировать понятия: гора, горный хребет, вершина горы, склон, подошва. Обобщить и систематизировать знания учащихся о формах земной поверхности.

2. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мышление, память, речь; развивать умение работать с картой полушарий, физической картой России, учебным текстом; развивать способность обобщать и систематизировать полученные знания.

3. Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных умений (сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение, выражать свои мысли в устном ответе точно и компактно)

Задачи: — формировать понятие гора, горный хребет, вершина горы, склон, подошва;

— объяснить отличие горы от холма;

— познакомить учащихся с низкими, средними, высокими горами.

— продолжить развивать умение моделировать природные объекты, выделять существенные признаки

— воспитывать эстетические чувства.

— Настроимся на плодотворную работу.

-Сели правильно, спинку выпрямили.

— Сначала думаем, потом говорим.

— Каждый должен помнить, что в классе он не один.

— Учимся слушать мнения других.

— Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

2. Актуализация знаний учащихся.

— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, разгадайте кроссворд. Послушайте загадки: Слайд 1

2. Друг за дружкой тут и там

— Чем являются и овраг, и холм, и равнина? Что это? (рельеф)

— А какая ещё форма рельефа вам знакома?

— Теперь, я думаю, вам понятна тема нашего урока. (Это горы)

— Кто поможет систематизировать эти научные термины?

Вызванный ученик составляет из карточек схему:

— А пока дети составляют схему, дайте определения понятиям.

— Что такое равнины? (Обширные, довольно ровные участки суши.)

— Какими они бывают? (Плоскими и холмистыми) Дополняю схему этими карточками.

— Дайте определение холмам и оврагам. Где их можно встретить? (Холмы – небольшие возвышения. Овраги – длинные и обрывистые углубления.)

— Что такое горы? (Высоко поднятые участки суши.)

3. Постановка цели урока.

— Кто из вас побывал в горах?

Предлагаю вам полюбоваться видами гор (слайды — виды гор)

Что вы думаете об увиденном? Какие чувства вы испытали? Поделитесь впечатлениями. ( Горы — высокие, красивые, таят опасности и т.д)

Что бы вы ещё хотели узнать о горах? (Как и когда они появились? Какие горы самые высокие? Почему на вершинах гор летом не тает снег? Какими бывают горы? и т.д.)

Читайте также:  Орхидея какая природная зона

Выслушиваю ответы ребят и подвожу итог:

— Сегодня на уроке будем изучать горы с научной точки зрения.

— Какая наука изучает формы земной поверхности? (география)

— Предлагаю побыть в роли географов и ответить на вопрос: «Какими бывают горы?» Слайд 2

— Для чего необходимо исследовать, изучать горы? (Горы хранят огромные богатства, с них берут начало реки, горы таят опасность, но они привлекают своей красотой).

4. Изучение нового материала

— А поможет вам узнать новое о горах научная статья Ольги Тихоновны Поглазовой, автора учебника «Окружающий мир».

— Откройте учебник на стр. 28.

— Прочитайте название статьи. Этот научный текст поможет вам ответить на поставленные вопросы. Сегодня вы работаете по группам (Дети разделены на группы по 4-5 человек). Каждая получает свое задание.

— Повторим правила групповой работы. (Памятка есть у каждой группы)

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Если не понял, переспроси.

5. Своё несогласие высказывай вежливо.

— Прошу представителей групп получить задания:

1 группа – определяет части горы и их особенности.

2 группа – сравнивает горы по высоте, находит отличие между горами и холмами.

3 группа — изучает физическую карту полушарий Земли, находит высочайшие вершины мира.

4 группа – определяет, какие силы разрушают горы.

5 группа — изучает горные массивы и вершины на территории нашей страны.

— Откройте конверты и внимательно прочтите задания.

Приступайте к их выполнению.

(Самостоятельная работа в группах).

1 группа — Изучение частей горы.

Прочитайте первый абзац текста на с. 28-29.

Отчет группы по вопросам Слайд3

Дети: — У горы можно выделить вершину, склон, подножие.

Склоны бывают крутые и пологие.

Двое учеников дают определения, используя толковый словарь

С.И. Ожегова. ( Крутой – отвесный, обрывистый. Пологий – покатый, не крутой.)

— Как вы думаете, по какому склону подниматься легче? Почему?

Дети: — Вершины гор бывают плоскими, округлыми или остроконечными. На вершинах высоких гор лежат вечные снега.

Сопка — это небольшая гора с округлой вершиной, часто покрыта растительностью.

Горный хребет – горы, расположенные одна за другой в ряд.

— С помощью поднятых рук смоделируйте горный хребет .

— Так выглядят горные хребты из космоса. Слайды 4, 5

— Что вам напоминает эта картина?

(Морозные узоры, кости гигантского животного.)

— О высоте гор, этих земных гигантов, расскажет нам 2 группа.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов департамент геологии

2 группа — Высота гор. Чем похожи и чем отличаются холмы и горы?

Прочитайте первый абзац текста на с. 28-29.

Отчет группы по вопросам Слайд 6

Дети: — По высоте горы бывают низкими, средними и высокими. Низкие горы – от 200 до 1000 метров, средние – от 1000 до 2000 метров, высокие – от 2000 метров и выше.

— Что вам напоминают низкие горы? (Низкие горы похожи на холмы.)

2. Дети: — У горы и у холма можно выделить вершину, склон, подножие.

— Чем низкая гора отличается от холма? (Высота холмов не более 200 м. Высота гор – свыше 200 м.)

— Итак, какие бывают горы? (высокие, средние, низкие).

Дополняю схему с помощью детей.

— А теперь обратимся к незаменимой помощнице географов – она говорит с нами на языке условных обозначений. Догадались, о какой помощнице идет речь? (карта)

3 группа — Крупные горные цепи мира

Дети работают у физической карты мира.

Отчет группы по вопросам Слайд 12

Дети: — На карте горы изображены светло-коричневым и коричневым цветом. Вершины отмечены точками, указаны названия вершин и их высоты. Крупные горные цепи есть на многих материках. В Северной Америке – Кордильеры (г. Мак-Кинли – 6194м.), в Южной Америке — Анды (г.Аконкагуа – 6959м. ), в Африке (вулкан Килиманджаро – 5895м.), в Австралии — Большой водораздельный хребет (г.Косцюшко – 2228м. ), в Евразии – Гималаи (г.Эверест – 8848м.)

— Жители гималайских высокогорий называют Эверест Джомолунгмой, что означает «богиня мира».

— Когда говорят о чем-то неизменном, то употребляют такое выражение:

«Прочный как скала, вечный как гора». Вечны ли горы, мы поймем, выслушав отчет 4 группы.

4 группа — Разрушение гор. Молодые и старые горы.

Прочитайте текст учебника на с. 29

Отчет группы по вопросам Слайд 15

— Какие силы разрушают горы?

Дети составляют таблицу: солнце, вода, ветер – разрушители гор. (Выбирают из набора подходящие схематические изображения и делают аппликацию.

Дети: — Горы не вечны, они разрушаются под действием природных сил – солнца, воды, ветра.

— Что такое останцы? Слайд 16

(Останцами называют остатки некогда высоких гор.)

— Рассмотрите фотографии гор.

— Предположите, где горы молодые, а где старые. Объясните свою точку зрения. (У старых гор вершины невысокие и неострые, склоны — пологие. Молодые горы — с высокими вершинами, крутыми склонами, вершины покрыты снегом.)

Читайте также:  Возмещение вреда окружающей природной среде включает

Итак, какими по возрасту бывают горы? (молодые, старые)

Физминутка — Покажите высокие горы, средние, низкие.

— Покажите горы молодые, старые.

Часто даже взрослые люди путают две величайшие вершины: Эверест и Эльбрус. (Закрепляю на доске карточки с названиями вершин; добавляю карточки, где указана высота вершин, намеренно меняя высоты). — 5 группа поможет устранить эту неразбериху.

Прочитайте текст на с. 29. Найдите информацию о высочайших горных вершинах.

Отчет группы по вопросам Слайд 18

Дети рассказывают об Эвересте и Эльбрусе, устраняют ошибки на доске.

— Величие и красота горных вершин вдохновляла поэтов, композиторов, художников. А дети 2-ых классов нарисовали горы, вы видите выставку их рисунков.

— Рассмотрите фрагмент физической карты России на с.23 учебника. (Все дети класса находят карту в учебнике.)

— Какие ещё горные цепи и вершины есть на территории нашей

страны? (ученики 5 группы называют горные системы, дети всего класса работают с фрагментом карты в учебнике, слушают объяснения учителя)

Слайды 20, 21, 22, 23, 24

5. Обобщение изученного:

— Какие горы России вы запомнили? Слайд 25

Какими бывают горы? (Горы бывают высокими, средними, низкими; молодыми и старыми, горы образуют горные хребты и горные цепи и т.д.)

Тест (Лист с заданием получает каждая группа)

Если горы следуют друг за другом, то это…(плоскогорье, холмистая равнина, горный хребет)

Самая высокая гора на Земле – это… (Народная, Эльбрус, Эверест)

Самая высокая часть горы – это…(склон, вершина, пик)

Остатки некогда высоких гор – это… (овраг, скала, останцы)

Результат представляется группой на большом общем листе

Какое у вас настроение?

Комфортно ли было работать в группе?

Оцените свою работу на уроке и отметьте на дорожке успеха свою позицию.

(Не знаю – Знаю и понимаю – Понимаю и могу применить — Могу научить другого.)

— Кем были вы сегодня на уроке? (исследователями, географами, …)

— Что нового узнали, что помогло? ( Работали с картой и схемами, узнали о высочайших вершинах мира и о горах России и т.д.)

— Где пригодятся эти знания?

— В тетради на печатной основе выполните задания 23 и 24 на с.14. Пользуйтесь текстом научной статьи учебника на с.28-29. Сконструируйте модель горы из пластилина или других материалов.

Источник

Оцените статью