Формы земной поверхности. Разнообразие гор. 2 класс
1. Сформировать понятия: гора, горный хребет, вершина горы, склон, подошва. Обобщить и систематизировать знания учащихся о формах земной поверхности.
2. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мышление, память, речь; развивать умение работать с картой полушарий, физической картой России, учебным текстом; развивать способность обобщать и систематизировать полученные знания.
3. Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных умений (сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение, выражать свои мысли в устном ответе точно и компактно)
Задачи: — формировать понятие гора, горный хребет, вершина горы, склон, подошва;
— объяснить отличие горы от холма;
— познакомить учащихся с низкими, средними, высокими горами.
— продолжить развивать умение моделировать природные объекты, выделять существенные признаки
— воспитывать эстетические чувства.
— Настроимся на плодотворную работу.
-Сели правильно, спинку выпрямили.
— Сначала думаем, потом говорим.
— Каждый должен помнить, что в классе он не один.
— Учимся слушать мнения других.
— Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
2. Актуализация знаний учащихся.
— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, разгадайте кроссворд. Послушайте загадки: Слайд 1
2. Друг за дружкой тут и там
— Чем являются и овраг, и холм, и равнина? Что это? (рельеф)
— А какая ещё форма рельефа вам знакома?
— Теперь, я думаю, вам понятна тема нашего урока. (Это горы)
— Кто поможет систематизировать эти научные термины?
Вызванный ученик составляет из карточек схему:
— А пока дети составляют схему, дайте определения понятиям.
— Что такое равнины? (Обширные, довольно ровные участки суши.)
— Какими они бывают? (Плоскими и холмистыми) Дополняю схему этими карточками.
— Дайте определение холмам и оврагам. Где их можно встретить? (Холмы – небольшие возвышения. Овраги – длинные и обрывистые углубления.)
— Что такое горы? (Высоко поднятые участки суши.)
3. Постановка цели урока.
— Кто из вас побывал в горах?
— Предлагаю вам полюбоваться видами гор (слайды — виды гор)
— Что вы думаете об увиденном? Какие чувства вы испытали? Поделитесь впечатлениями. ( Горы — высокие, красивые, таят опасности и т.д)
— Что бы вы ещё хотели узнать о горах? (Как и когда они появились? Какие горы самые высокие? Почему на вершинах гор летом не тает снег? Какими бывают горы? и т.д.)
Выслушиваю ответы ребят и подвожу итог:
— Сегодня на уроке будем изучать горы с научной точки зрения.
— Какая наука изучает формы земной поверхности? (география)
— Предлагаю побыть в роли географов и ответить на вопрос: «Какими бывают горы?» Слайд 2
— Для чего необходимо исследовать, изучать горы? (Горы хранят огромные богатства, с них берут начало реки, горы таят опасность, но они привлекают своей красотой).
4. Изучение нового материала
— А поможет вам узнать новое о горах научная статья Ольги Тихоновны Поглазовой, автора учебника «Окружающий мир».
— Откройте учебник на стр. 28.
— Прочитайте название статьи. Этот научный текст поможет вам ответить на поставленные вопросы. Сегодня вы работаете по группам (Дети разделены на группы по 4-5 человек). Каждая получает свое задание.
— Повторим правила групповой работы. (Памятка есть у каждой группы)
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Своё несогласие высказывай вежливо.
— Прошу представителей групп получить задания:
1 группа – определяет части горы и их особенности.
2 группа – сравнивает горы по высоте, находит отличие между горами и холмами.
3 группа — изучает физическую карту полушарий Земли, находит высочайшие вершины мира.
4 группа – определяет, какие силы разрушают горы.
5 группа — изучает горные массивы и вершины на территории нашей страны.
— Откройте конверты и внимательно прочтите задания.
Приступайте к их выполнению.
(Самостоятельная работа в группах).
1 группа — Изучение частей горы.
Прочитайте первый абзац текста на с. 28-29.
Отчет группы по вопросам Слайд3
Дети: — У горы можно выделить вершину, склон, подножие.
Склоны бывают крутые и пологие.
Двое учеников дают определения, используя толковый словарь
С.И. Ожегова. ( Крутой – отвесный, обрывистый. Пологий – покатый, не крутой.)
— Как вы думаете, по какому склону подниматься легче? Почему?
Дети: — Вершины гор бывают плоскими, округлыми или остроконечными. На вершинах высоких гор лежат вечные снега.
Сопка — это небольшая гора с округлой вершиной, часто покрыта растительностью.
Горный хребет – горы, расположенные одна за другой в ряд.
— С помощью поднятых рук смоделируйте горный хребет .
— Так выглядят горные хребты из космоса. Слайды 4, 5
— Что вам напоминает эта картина?
(Морозные узоры, кости гигантского животного.)
— О высоте гор, этих земных гигантов, расскажет нам 2 группа.
2 группа — Высота гор. Чем похожи и чем отличаются холмы и горы?
Прочитайте первый абзац текста на с. 28-29.
Отчет группы по вопросам Слайд 6
Дети: — По высоте горы бывают низкими, средними и высокими. Низкие горы – от 200 до 1000 метров, средние – от 1000 до 2000 метров, высокие – от 2000 метров и выше.
— Что вам напоминают низкие горы? (Низкие горы похожи на холмы.)
2. Дети: — У горы и у холма можно выделить вершину, склон, подножие.
— Чем низкая гора отличается от холма? (Высота холмов не более 200 м. Высота гор – свыше 200 м.)
— Итак, какие бывают горы? (высокие, средние, низкие).
Дополняю схему с помощью детей.
— А теперь обратимся к незаменимой помощнице географов – она говорит с нами на языке условных обозначений. Догадались, о какой помощнице идет речь? (карта)
3 группа — Крупные горные цепи мира
Дети работают у физической карты мира.
Отчет группы по вопросам Слайд 12
Дети: — На карте горы изображены светло-коричневым и коричневым цветом. Вершины отмечены точками, указаны названия вершин и их высоты. Крупные горные цепи есть на многих материках. В Северной Америке – Кордильеры (г. Мак-Кинли – 6194м.), в Южной Америке — Анды (г.Аконкагуа – 6959м. ), в Африке (вулкан Килиманджаро – 5895м.), в Австралии — Большой водораздельный хребет (г.Косцюшко – 2228м. ), в Евразии – Гималаи (г.Эверест – 8848м.)
— Жители гималайских высокогорий называют Эверест Джомолунгмой, что означает «богиня мира».
— Когда говорят о чем-то неизменном, то употребляют такое выражение:
«Прочный как скала, вечный как гора». Вечны ли горы, мы поймем, выслушав отчет 4 группы.
4 группа — Разрушение гор. Молодые и старые горы.
Прочитайте текст учебника на с. 29
Отчет группы по вопросам Слайд 15
— Какие силы разрушают горы?
Дети составляют таблицу: солнце, вода, ветер – разрушители гор. (Выбирают из набора подходящие схематические изображения и делают аппликацию.
Дети: — Горы не вечны, они разрушаются под действием природных сил – солнца, воды, ветра.
— Что такое останцы? Слайд 16
(Останцами называют остатки некогда высоких гор.)
— Рассмотрите фотографии гор.
— Предположите, где горы молодые, а где старые. Объясните свою точку зрения. (У старых гор вершины невысокие и неострые, склоны — пологие. Молодые горы — с высокими вершинами, крутыми склонами, вершины покрыты снегом.)
— Итак, какими по возрасту бывают горы? (молодые, старые)
Физминутка — Покажите высокие горы, средние, низкие.
— Покажите горы молодые, старые.
— Часто даже взрослые люди путают две величайшие вершины: Эверест и Эльбрус. (Закрепляю на доске карточки с названиями вершин; добавляю карточки, где указана высота вершин, намеренно меняя высоты). — 5 группа поможет устранить эту неразбериху.
— Прочитайте текст на с. 29. Найдите информацию о высочайших горных вершинах.
Отчет группы по вопросам Слайд 18
Дети рассказывают об Эвересте и Эльбрусе, устраняют ошибки на доске.
— Величие и красота горных вершин вдохновляла поэтов, композиторов, художников. А дети 2-ых классов нарисовали горы, вы видите выставку их рисунков.
— Рассмотрите фрагмент физической карты России на с.23 учебника. (Все дети класса находят карту в учебнике.)
— Какие ещё горные цепи и вершины есть на территории нашей
страны? (ученики 5 группы называют горные системы, дети всего класса работают с фрагментом карты в учебнике, слушают объяснения учителя)
Слайды 20, 21, 22, 23, 24
5. Обобщение изученного:
— Какие горы России вы запомнили? Слайд 25
— Какими бывают горы? (Горы бывают высокими, средними, низкими; молодыми и старыми, горы образуют горные хребты и горные цепи и т.д.)
Тест (Лист с заданием получает каждая группа)
Если горы следуют друг за другом, то это…(плоскогорье, холмистая равнина, горный хребет)
Самая высокая гора на Земле – это… (Народная, Эльбрус, Эверест)
Самая высокая часть горы – это…(склон, вершина, пик)
Остатки некогда высоких гор – это… (овраг, скала, останцы)
Результат представляется группой на большом общем листе
— Какое у вас настроение?
— Комфортно ли было работать в группе?
— Оцените свою работу на уроке и отметьте на дорожке успеха свою позицию.
(Не знаю – Знаю и понимаю – Понимаю и могу применить — Могу научить другого.)
— Кем были вы сегодня на уроке? (исследователями, географами, …)
— Что нового узнали, что помогло? ( Работали с картой и схемами, узнали о высочайших вершинах мира и о горах России и т.д.)
— Где пригодятся эти знания?
— В тетради на печатной основе выполните задания 23 и 24 на с.14. Пользуйтесь текстом научной статьи учебника на с.28-29. Сконструируйте модель горы из пластилина или других материалов.
Источник