Конспект урока по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие природы родного края»
Цели урока : ознакомить с разнообразием природы родного края и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; развивать творческие способности; формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию;воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты :
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Тип урока – урок-обобщение
Задачи урока . Предварительно во внеурочной деятельности провести исследования природы родного края, изучить растения родного края в ходе экскурсий. Закрепить знания о природе родного края (живой и неживой), формировать коммуникативные умения учащихся, развивать мыслительную деятельность учащихся, определить значение природы для человека, учить правильно ставить цель исследования, развивать умения самостоятельно заниматься проектной деятельностью.
I. Организационный момент
2 .Постановка учебной задачи .
-У меня в руках фрагменты карты. Ее необходимо собрать, чтобы мы узнали, какому уголку нашей планеты посвящен сегодняшний урок. А остальным предлагаю послушать песню-подсказку. Можно подпевать.
(звучит песня о Крыме, несколько учеников собирают и прикрепляют на доске контурную карту Крыма)
-Что у вас получилось? Если посмотреть на силуэт нашего полуострова, что он вам напоминает?
(летящую птицу, рыбу камбалу, раскрытую раковину…)
— Так о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? О нашем любимом полуострове Крым и разнообразии его природы.
Тема нашего урока: «Разнообразие природы нашего края». Мы — частички этой красивой планеты Земля. Это — наш общий дом. Поэтому, если все люди будут заботиться о природе родного края, то мы сумеем сохранить для наших потомков всю единую экосистему нашей чудесной планеты. А чтобы сохранить свой дом, надо как следует его изучить.
— Покажите на карте России расположение нашего края, что его окружает и с кем территориально мы соседствуем?
— А чем же богат наш полуостров ? (леса, реки, озёра, горы…)
(слайд «Физическая карта Крыма»)
4. Обобщение полученных знаний
— Сегодня мы подводим итоги нашей внеурочной детельности по проекту «Разнообразие природы родного края».
— Какова цель нашего проекта?
(познакомиться с разнообразием природы родного края)
-Ребята, принявшие участие в исследовательской работе, подготовили презентации и сообщения, и мы с удовольствием предоставляем им слово.
1) Сообщение Немыкина Егора и Новицкого Тимура «Ландшафтное разнообразие полуострова Крым».
— Какие виды рельефа встречаются на территории Крыма?
— Назовите самую высокую гору Крыма.
2) Презентация и сообщение Грабинской Валерии и Плаксиной Анны «Растительное разнообразие Крыма».
— Сколько видов растений насчитывается на территории нашего края?
— Названия каких реликтовых растений и эндемиков Крыма вы запомнили?
Физкультминутка. Игра «Живое — неживое» (учитель называет предметы живой и неживой природы, а ученики выполняют различные действия или замирают)
— В 1948 году в небольшом французском городке Фонтебло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Одним из первых решений этой организации было создание Красной книги.
— Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? (Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.)
— Основной целью МСОП было создание всемирного аннотированного списка (кадастра) животных, которым по тем или иным причинам угрожает вымирание. Председатель Комиссии Питер Скотт предложил назвать данный список Красной книгой ( англ. Red Data Book) для того, чтобы придать ему ёмкое значение, так как красный цвет символизирует собой также среди прочего и опасность .
3) Презентация и сообщение Челована Ивана, Виноградова Алексея и Павловой Варвары «Редкие животные Крымского полуострова»
— Какие животные вызвали у вас наибольший интерес ? Почему?
– Что мы с вами должны знать и что делать, чтобы не исчезали растения и животные?
(Мы должны помнить правила поведения в природе.)
5. Рефлексия деятельности
Учитель. — Подошел к концу наш проект. Его тема — «Разнообразие природы родного края»
И целью вашего исследования был животный и растительный мир Крыма.
Посмотрите внимательно на плакат на доске.
Это результат нашего проекта. Прочитайте.
Человек и природа не разделимы! Мы нужны друг другу! Мы в ответе за планету!
-А что мы можем и должны для этого сделать? Подумайте и
напишите на «лучиках» и «облачках» правила взаимодействия человека с природой и прикрепите к плакату.
(индивидуально-группова работа)
А сейчас мы это всё прочитаем.
Я надеюсь, что наш проект никого не оставит равнодушным и вы будете истинными хозяевами нашего любимого Крыма, жемчужины планеты Земля.
6.Итог урока. Домашнее задание.
Выполнить рисунок «Я люблю Крым!»
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Крымский полуостров, расположен на юге России и имеет площадь всего в 26 тыс. кв.км, в то же время является поистине природной сокровищницей. Трудно назвать место, которое могло бы сравниться с ним разнообразием и живописностью природы.
Естественным музеем Крым сделали его примечательное географическое положение, геологическая история, рельеф. Полуостров находится на равном удалении от Северного полюса и экватора. Крымские горы делят полуостров на две неравные части.
Своим видовым разнообразием дикорастущих растений и животных Крым обязан двум факторам — относительной изолированностью от основной суши и расположением в двух климатических поясах (умеренном и субтропическом).
По своим особенностям Крым можно разделить на три части: степная зона, которая представляет собой всего лишь аграрную часть (хотя и тут встречаются девственные ковыльные и ковыльно-типчаковые степи, не тронуты плугом человека); горный Крым, с его дикой природой на высотах и сказочными каменными изваяниями; Южный берег Крыма с его морем, архитектурными, историческими достопримечательностями, культурно-массовыми развлечениями и прекрасными видами горных пейзажей с юга на север.
Горный Крым очень богат на дикорастущие травы. Именно здесь сосредоточено 2,5 тыс. дикорастущих растений. Из них около 280 эндемических растений и пару десятков реликтовых, то есть тех видов, которые типичны только для Крыма, и растений, которые попали в наши времена с древних эпох.
Крымские леса – это леса «четырех миров» Евразийского континента. Только тут произрастают деревья, типичные для Восточно-Европейской равнины, Малой Азии, Средиземноморья и Кавказа. Среди растительного мира наиболее часто встречаемые ареалы сосны обыкновенной, тиса ягодного, березы провислой, астрагалов, папоротников. Растительный мир Крыма богат и интересен. Состав только дикорастущих высших растений составляет более 65% флоры всей европейской части СНГ. Наряду с этим здесь культивируют около 1000 видов чужеземных растений. Почти вся флора Крыма сосредоточена в его южной горной части. Вот где подлинно музейное флористическое разнообразие!
Здесь, в Крымских горах, как и в любой другой горной местности, прослеживается высотная поясность. Если подниматься в горы со стороны Южного Берега Крыма, то уже на высоте 300 метров степная растительность сменится можжевельниками и низкоствольным пушистым дубом, с 500 метров до 1000 — сосной обыкновенной и дубом, а после 1100 метров добавляются и буковые сообщества. Выше, на «лысых» безлесных вершинах — яйлах появится луговая и степная растительность, которая может порадовать редкими альпийскими цветущими травами и стелящимся можжевельником. Среди редких красно книжных видов растений встречаются горицветы, тюльпаны, цикламены Кузнецова, крокусы.
Рельеф, климат, растительность и другие природные компоненты отдельных частей Крыма, закономерно и своеобразно сочетаясь и взаимодействуя, образуют множество разнообразных ландшафтов. Ландшафты Крыма, особенно его горной части, благодаря их комфортному климату, чистому воздуху, пьянящим ароматом растений — обладают и большой оздоровительной силой. А земные недра содержат целебные грязи и минеральные воды.
Несмотря на большое видовое разнообразие, Крымские горы могут показаться бедными в плане животных. Звери по своему «горькому опыту» стараются держаться подальше от людей, боясь стать добычей для охотников. Но птицы обязательно порадуют своим пением или криками, а насекомые — своей красотой. По данным свободной энциклопедии «Википедия», на Крымском полуострове проживают 6 земноводных, 14 рептилий, 53 млекопитающих до 60 видов птиц. Приблизительно 10-15% видов этой фауны внесены в Красную книгу.
Если повезет, можете увидеть в лесах склонов гор Благородного оленя, а на безлесных участках степного хорька. Более часто в крымских горных лесах встречаются лисицы, косули, барсуки, каменные куницы. Птицы будут чаще радовать туристов издали. Среди видового разнообразия можно встретить стервятника, сойку, воронов, дроздов, стрижей. Будете счастливцем, если увидите в районе склон скал крымского геккона, охотящегося за насекомыми на ветках деревьев. Во влажных холодных и теплых пещерах гор встречаются саламандры, поблизости горных озер — несколько видов лягушек.
Источник